Реализация регионального компонента в образовательной деятельности доу через разнообразные формы методической работы. Региональный компонент в образовательной программе по фгос в доу и в школе Региональный компонент в доу эрс

Реализация регионального компонента в образовательной деятельности доу через разнообразные формы методической работы. Региональный компонент в образовательной программе по фгос в доу и в школе Региональный компонент в доу эрс


В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО содержание образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» направлено на: -усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; -формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает: -формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы.


Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее: 1. Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ. 2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам. 3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном. 4. Взаимодействие с родителями. 5. Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов); 6. Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.


Цель: формировать первоначальные представления дошкольников об особенностях родного города. Задачи: - знакомить детей с особенностями и традициями города; - формировать представления о родном городе: истории, улицах, профессиях; - знакомить с именами знаменитых земляков; - формировать знания о живой и неживой природе города; - заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.


Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов: использование программ и технологий по краеведению; комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка; создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы; учет специфики организации и построения педагогического процесса; использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.


Для эффективной реализации регионального компонента необходим ряд педагогических условий: Создание культурно-развивающей среды в ДОУ Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.


Возрастные особенности усвоения программного материала дошкольниками по образовательной области «социально- коммуникативное развитие» (региональный компонент) 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет знает свое, имя, узнает и называет взрослых в жизни и на картинках, понимает, что у других детей тоже есть своя семья, родители знает свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам; отмечает характерные изменения в природе; называет растения растущие на участке. называет домашний адрес, название города в котором он живет. знает имя и отчество родителей; их профессии, коротко рассказывает о них называет некоторые достопримечательности города,. называет объекты, находящиеся в микрорайоне детского сада; улицы, может самостоятельно определить маршрут от дома до детского сада на план-схеме и в пространстве, знаком с произведениями местных поэтов, художников. имеет общие представления об истории своего города, символике, традициях родного города


Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона.


Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства (музеи, театры, фольклорные группы и т.п.)


Интеграция регионального компонента Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Масленица, День птиц и др.






ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК « ГОРОД. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ. ИСТОРИЯ» Задачи Темы и формы работы Формировать знания о родном городе, его культурных и исторических ценностях Знакомить детей с символикой города, его достопримечательностями Развивать познавательный интерес к истории родного края на основе краеведческого материала младший и средний дошкольный возраст тема «Где мы живем» Тема «Где мы живем» «Мой дом, моя улица» «Любимый детский сад» «Улицы родного города» «Жизнь города» Экскурсии начиная со 2 полугодия средней группы: вокруг детского сада, к зданиям, по улице города. Сюжетно-ролевые игры: Дом Семья Улица города Содружество с семьей Анкетирование «Знаете ли вы достопримечательности города» День открытых дверей Стенд «История одной фотографии»


Расширять знания детей о родном городе, его культурных и исторических ценностях. Продолжать знакомить детей с символикой города, его достопримечательностями, памятными местами города. Развивать познавательный интерес к истории родного края на основе краеведческого материала. Старший дошкольный возраст Тема «Где мы живем» Мой родной город, край Символика города Памятные места Путешествие в прошлое города Калининград - город будущего Экскурсии: Азбука пешехода В краеведческий музей К местам боевой славы Сюжетно-ролевые игры: Дом-семья Улица города Стройка Конкурсы: Рисунков «Калининград-город будущего» Изготовление макетов родного города» Содружество с семьей Анкетирование «Знаете ли вы свой город» День открытых дверей Стенд «История одной фотографии» Конкурс «Изготовление макета города», сотворчество родителей с детьми Семейный проект «Семейные традиции»


ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «ПРИРОДА РОДНОГО ГОРОДА» Задачи Темы и формы работы Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о природе участка ДОУ. Воспитывать с первых лет жизни социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить природу Младший и средний дошкольный возраст Тема «Добро пожаловать в экологию» «Деревья вокруг нас» «Труд в природе» «Как птицы в городе готовятся к зиме» «Подкормка птиц» «Друзья леса. Что такое хорошо и что такое плохо» Акции Трудовые прогулки-акции Покормим птиц Содружество с семьей Конкурс «Скворечники для птиц»


Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о флоре, фауне окрестностей города и о проблемах родного края. Воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально- активную, творческую личность, способную понимать и любить природу, бережно относиться к ней, преобразовывать и приумножать её Старший дошкольный возраст Тема «Добро пожаловать в экологию» Беседа о домашних и диких животных Доктора леса. Для чего человек сажает лес? «Живая, неживая природа Калининградской области» «Влияние неживой природы на жизнь растений и животных в городе» Конкурс. Акция. Выставка «Фантазия» /поделки из природного материала/ Акция «Вторая жизнь бросового материала» Выставка рисунков «Природа родного города» Содружество с семьей Анкетирование «Что я знаю о природе родного края» Конкурс семейных традиций Туристические походы Субботник «Озеленение участков д/сада»


ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «КУЛЬТУРА, ОТДЫХ, СПОРТ» Задачи Темы и формы работы Знакомить детей с русским фольклором, с мастерами художественных промыслов, с творчеством местных поэтов, композиторов, художников. Способствовать общему развитию ребенка на основе любви, интереса к культуре города. Тема «Приобщение к народным истокам, городским традициям» Младший и средний дошкольный возраст Знакомство с фольклором Чудесный русский сундучок Ярмарка Лавка ремесел Бабушкины сказки Дедушкины золотые руки Старший дошкольный возраст Чудо - чудное, диво – дивное (сказки, сказания и фольклор русского народа) Традиции русского народа Знакомство с творчеством местных поэтов, композиторов, художников Культурные и спортивные центры города Спорт-это здоровье Традиции родного города


Знакомить детей с русским фольклором, с мастерами художественных промыслов, с творчеством местных поэтов, композиторов, художников. Способствовать общему развитию ребенка на основе любви, интереса к культуре города и занятиям спортом. Формировать у детей навыки культурного поведения Экскурсии начиная со II полугодия средней группы: в художественную школу в музыкальную школу Календарно-обрядовые праздники Русские посиделки Коляда - открывай ворота Широкая масленица Пасха Городские традиции фестиваль детского творчества День города 1 июня – день защиты детей Содружество с семьей: совместные физкультурные и музыкальные досуги старинные семейные традиции конкурс рисунков, сотворчество родителей с детьми фотовыставка «Летний отдых»


При реализации регионального компонента большую роль играет организация проектной деятельности. «Достопримечательности Калининграда», «Почему так улицу назвали», «Солнечный камень», «Мой микрорайон» «Птицы Калининградской области» «Балтийское море» «Животные Калининградской области» «Красная книга Калининградской области» и др.


Для обеспечения реализации регионального компонента важно создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.


Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что в процессе формирования основ краеведения ребенок: приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого; овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода; определяет свою социальную роль; имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях; обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение; учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности; приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом; развивает самостоятельность, творчество, инициативность;


Вывод: реализация регионального компонента в дошкольном учреждении, построенная в системе будет способствовать достижению следующих целевых ориентиров ФГОС ДО: - ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; -различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; -обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.


Литература: 1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие/ Р.С.Буре – М.:Мозаика-Синтез, – 80 с. 2. В. Колтаков «Из истории Липецкого края».- Воронеж: Центрально- Черноземное книжное издательство, А.С. Моргачев «Липецк. Страницы истории».- Липецк: Центрально- Черноземное книжное издательство, А. Березен «Земля наша Липецкая».- Воронеж: Центрально- Черноземное книжное издательство, «Искусство родного края». - Липецк: ЛИРО, Астахов В.В., Дюкарев Ю.В., Сарычев В.С. Заповедная природа Ли­ пецкого края. - Липецк: ООО «Фото-Проф-ТАСС», Шальнев Б.М., Шахов В.В. Мир детства. Родная культура: учебник- хрестоматия по краеведению Липецкой области для дошкольного и младшего школьного возраста. Рязань - Липецк: ГЕЛИОН, Шальнев Б.М., Шахов В.В. Липецкая энциклопедия: в 3-х т. - Липецк, Барадулин В.А. Основы художественного ремесла: в 2 ч. - М., Просвещение, 2010.

Татьяна Куделина
Региональный компонент в системе работы педагога: цели и направления деятельности ДОУ

В «Концепции модернизации российского образования» отмечена боль-шая роль регионального компонента , позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью».

Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры , включения его в углубленное человекознание, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко – культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических и регионально – культурных особенностей своей социальной среды.

В дошкольном учреждении педагогическим коллективом в соответст-вии с ФГОС ДО, разработана образовательная программа дошкольного образования, важное место в которой занимает региональный компонент (через программу «Родники Дона» ) формируемый участниками образовательного процесса.

В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками , формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ в быту, социуме, природе.

Необходимо создать определенную систему работы с дошкольниками по реализации регионального компонента :

Непосредственно образовательная деятельность ;

Экскурсионная работа ;

Музейная педагогика .

Специфика образовательной деятельности по данному направлению за-ключается в том , что она проходит не только в группе, но и в парке, на спортивной площадке, в библиотеке и т. д.

Основные задачи дошкольного образовательного учреждения по реализации регионального компонента : обеспечение развития личности в контексте современной детской субкультуры, достижение ребенком уровня психофизического и социального развития для успешного познания окружающего мира через игровую деятельность , включение в систематическую учебную деятельность в школе .

Цель реализации задач регионального компонента :

Воспитывать нравственные, трудовые, эстетические качества, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении, социуме на примере национальных традиций и обычаев;

Развивать индивидуальность ребенка через освоение общественных норм и правил поведения, доступных для данного возраста, данной мест-ности;

Формировать интерес к культурному наследию региона ;

Повышать заинтересованность всех участников образовательного процесса в расширении знаний по краеведению;

Готовить детей к обучению в школе.

Основные направления деятельности ДОУ :

Формирование нравственных идеалов на основе отечественных духов-ных и культурно-исторических ценностей;

Формирование гражданской позиции, основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ;

Изучение национальных традиций и обычаев;

Воспитание любви к природе родного края и его обитателям;

Воспитание потребности узнавать о природоохранных ценностях родного края, беречь и охранять их;

Обогащение и развитие речевой культуры посредством изучения исто-рии русского языка;

Изучение истории Донского края и казачества во взаимосвязи с культурой и историей России;

Раскрытие духовных ценностей отечественной литературы и искусства, ознакомление с произведениями музыки, литературы, живописи, архитектуры через творчество ставропольских поэтов, композиторов , писателей и художников;

Преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к окружающим.

Работу в детском саду по региональному компоненту проводится на трех уровнях :

1. Административно – управленческом – построение краеведческой работы в рамках реализации регионального компонента стандарта дошкольного образования.

2. Организационно – методическом – методическое сопровождение крае-ведческого образования (проблемные семинары, круглые столы, презентации и др.) осуществляется на основе диагностики затруднений педагогов , опыта их работы , учета интересов.

3. Воспитательно – образовательном – деятельность педагога включает в себя :

Отбор краеведческого содержания материала в соответствии с целями развития ребенка, его возрастными особенностями развития, интересами;

Обогащение развивающей среды материалами о Донском крае и казачестве (знакомство с символикой города, казачества, области, дидактические игры, предметы искусства, продукты детского творчества и др.);

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

Диагностику изменений в его развитии.

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее :

1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстро-енный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.

2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного пере-хода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам.

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края : дети сами выбирают деятельность , в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).

Развивающая среда ДОУ способствует развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал, позволяет удовлетворить потребности детей в познании окружающего мира, преобразовании его по законам «красоты и добра» , включает в себя уголки по патриотическому воспитанию, по приобщению к русской национальной культуре

Начиная работу по региональному компоненту , педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона , где он живет, а самое главное - педагог должен быть патриотом своей Родины.

Необходимо пополнять материал на тему «Региональный компонент в экологическом образовании детей дошкольного возраста», который включает в себя знакомство с экосистемой , животным и растительным миром Донского края.

В своей работе педагоги реализуют деятельный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе края, то есть предоставляют возможность выбора детьми той деятельности , в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном, услышанном (игры, составление рассказов, сочинение сказок, продуктивная деятельность ). Привлекают детей к участию в праздниках с тем, чтобы они могли окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Калядки, День города и др., знакомят с жителями города– носителями социокультурных традиций в области ремесел, искусства и др.

Также в образовательной деятельности необходимо систематически рас-ширять знания детей о традициях отечественной, народной культуры; формирует целостное восприятие народной культуры; развивает творческую деятельность по освоению элементов народной культуры; воспитывает черты национального характера, национальной психологии посредством фольклора.

В дополнительной образовательной деятельности художественно – эстетической направленности , способствовать всестороннему развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства; знакомить с элементами актерского мастерства; учить детей пересказывать дагестанские народные сказки, потешки по ролям; развивает социальные навыки общения; воспитывает чувство уверенности в себе.

Фольклор является богатейшим источником патриотического воспитания детей. В воспитательно-образовательной работе широко использовать все виды фольклора. Ведь в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты дагестанского характера, присущие ему нравственные ценности.

Важное значение в работе придавать обучению детей народным подвиж-ным играм. В ходе любой игры привлекать внимание детей к их содержанию, поддерживаем эмоционально – положительное настроение, взаимоотношения детей.

Знания о родном городе способствуют не только воспитанию патриотических чувств детей дошкольного возраста, но и бережному отношению к окружающей природе, нуждающейся в сохранении.

Включение родителей в совместный образовательный процесс позволяет значительно повысить его эффективность. В ДОУ используются как традиционные формы работы с родителями (законными представителями, так и нетрадиционные.

Взаимодействие с родителями в дошкольном учреждении способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению культурного наследия региона . Их можно привлечь к помощи в сборе и пропаганде материалов по краеведению, к участию в создании национальных костюмов. Все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

С родителями необходимо педагогам проводить индивидуальные беседы, консультации, разъяснять, какую огромную пользу приносит народное творчество детям. С помощью родителей можно создать мини – музей в группе. Также родители с большим интересом ежегодно принимают участие в проведении народных праздников, развлечений : осенины, проводы Масленицы, Калядки, Пасха, и т. д. Совместные мероприятия способствуют установлению доверительных отношений с родителями, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса .

Два раза в год педагоги должны проводить мониторинг, с целью выявления уровня изменения, уровня сформированности знаний воспитанников о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно – прикладного творчества.

Обобщая сказанное, можно заключить, образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от танцев, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Нам, взрослым необходимо окружить детей любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному обращению со сверстниками и взрослыми.

Взрослые ведут ребенка по пути познания мира и осознания себя в этом мире, играя с ним, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры.

Светлана Ховерко

Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Федеральные государственные стандарты рассматривают учет регионального компонента , как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. На нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего села, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.

Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников.

Духовно –нравственное воспитание в нашем детском саду реализуется в рамках образовательной области «познавательное развитие» , с учетом национально-культурных условий, многонационального состава населения и спецификой географического расположения Белокатайского района, направленная на воспитание у детей гражданственности, патриотизма, формирование основ краеведения, представлений о культурно-исторических, национальных, географических и природных особенностях родного края, с активным вовлечением детей в различные виды деятельности и привлечением к сотрудничеству родителей.

Ведущей идеей этой области является понимание того, что историческое, культурное, природно-экологическое своеобразие родного села - это огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности в дальнейшем творческом созидании.

Целью является осуществление комплексного подхода в развитии познавательной деятельности и интегративных качеств дошкольников в процессе приобщения к природе, культуре и традициям родного края.

Это предполагает решение целого комплекса задач : образовательных, развивающих, воспитательных.

1. Развитие у дошкольников навыков познавательной, творческой деятельности;

2. Развивать интерес, положительное отношение к изучению истории родного края. Подвести детей к пониманию того, что история региона неразрывно связана с историей России.

3. Формировать общие представления о своеобразии природы Башкортостана, воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к ней;

4. Формировать толерантное отношение к людям разных национальностей через знакомства с их культурой, традициями, обычаями.

5. Воспитывать навыки трудолюбия, уважительного отношения к труду, формирование бережного отношения к результатам труда.

Подобный подход позволяет не только сформировать у ребенка определенный запас представлений о родном селе, но и дает возможность почувствовать себя гражданином, участником, происходящим в нем событий, заложить фундамент для развития самосознания растущего человека как россиянина, личности с активной жизненной позицией, ощущающей чувство ответственности и гордости за свое село и его жителей.

В основе привития духовно-нравственных начал у дошкольников лежит ряд принципов, обеспечивающих построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей региона . При этом «погружение» детей в краеведческий материал происходит постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому : от семьи к селу и далее к региону , стране. Одновременно идет «погружение» в историю своего села, к истокам его возникновения. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира.

Реализация принципа интеграции обеспечивает взаимопроникновение всех компонентов образовательного пространства : развитие и саморазвитие, природной и социальной сферы, детской и взрослой субкультуры, задач образовательных областей в соответствии с возможностями и особенностями воспитанников;

Формы и методы работы с детьми, обеспечивающие реализацию краеведческого содержания, реализуемого в основных компонентах образовательной деятельности.

Основной формой накопления и оформления детского опыта является образовательная ситуация. Она позволяет погрузить детей в материал, с которым их надо познакомить и оформить собственный социальный опыт, используя комплекс методов и приемов .

Наиболее значимой формой расширения представлений детей о родном селе являются экскурсии и целевые прогулки. Экскурсионные объекты – это памятные места и достопримечательности, социальные и природные объекты ближайшего окружения.

Неиссякаемый источник информации - краеведческий музей. Музей– это место, где дети получают возможность прикоснуться к живой истории поселка, к реальной жизни его коренных жителей, почувствовать всю грандиозность происходящих в нем событий, испытать эстетическое наслаждение от творчества народных умельцев и мастеров своего дела.

Большое значение для полноценной реализации национально – регионального компонента имеет информационная насыщенность окружающего ребенка образовательного пространства. Начиная со среднего дошкольного возраста, в группах оформляются уголках краеведения подбираются материалы по ознакомлению детей с родным селом, Башкортостаном и родной страной. Но наибольшую ценность имеет мобильный мини – музей : «Русская изба» . В его создании принимают участие все : сотрудники детского сада, родители, дети, что способствует укреплению интегративных связей и созданию взросло – детского сообщества, ориентированного на достижение общих целей.

Для того, чтобы полученные знания о родном селе стали для детей личностно значимыми - предусмотрена возможность для отражения накопленного ими социального опыта : в играх, знакомящих детей с родным селом.

Кроме того, программой предусмотрено обязательное оформление продуктов детской исследовательской деятельности : макеты, книжки – самоделки, стенгазеты, выставки творческих работ, деятельность по благоустройству села, нашего детского сада, охране природы. Дети принимают участие в различных мероприятиях, проводимых администрацией района праздничных концертах для ветеранов, праздниках посвященных Дню села. Мы активно сотрудничаем с детской библиотекой, участвуем в выставках детских рисунков.

Важным аспектом является взаимодействие с семьей, которое строится на понимании того, что родители - это полноправные участники образовательного процесса. Семья занимает ведущее место в патриотическом воспитании, ведь в ней начинается процесс формирования личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному селу, родной природе. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта.

Поэтому на первый план выводится формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей через организацию общих дел, проектов, акций, участие в образовательных и развлекательных делах группы и детского сада. Это совместные экскурсии, конкурсы, совместные взросло – детские проекты по созданию фотоколлажей, выставок. Главная ценность предлагаемых форм – вовлечение родителей в образовательное пространство и возможность продемонстрировать собственным примером активную позицию гражданина своего села.

Родители оказывают помощь в обеспечении образовательного процесса коллекционными материалами, оказывает помощь при организации экскурсий (пеших, автобусных, приобщают детей к традициям своей семьи, своего народа обеспечивают потребность в двигательной активности детей через использование народных подвижных игр, участие в мероприятиях учреждения.

Каковы же результаты нашей работы? Конечно же - это знания и представления детей об истории села, о знаменитых земляках, о достопримечательностях. Но главное - это неподдельный, активный интерес детей к родному селу, желание сделать его еще лучше и краше своими делами и поступками.

Начиная работу по региональному компоненту , педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона , где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины

Воспитание любви к своей Родине, своему селу – это многотрудный, долговременный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. Еще великий педагог – гуманист В. А. Сухомлинский писал, что «в сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». Нам хотелось, что бы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному селу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.

Организация: МБДОУ детский сад «Светлячок»

Населенный пункт: Хабаровский край, п. Солнечный

Концептуальные основы педагогической деятельности

Поселок наш чудесный,

и жить в нем интересно

Здесь чистый воздух, горы и уют…

Посёлок наш чудесный

и жить в нём интересно,

Не зря его «Швейцарией» зовут…

Эти строчки о нашем посёлке, написал наш земляк Валерий Печимских. И на самом деле, посёлок Солнечный, Хабаровского края, находящийся на самом краешке земли, очень чудесный, несмотря на суровый климат. И для нас взрослых, важно, чтобы дети как можно раньше начинали узнавать историю своего поселка, берегли природу, любили свою малую родину.

В соответствии с ФГОС ДО, образовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой участниками образовательных отношений. Вторая часть программы, определяется образовательным учреждением самостоятельно, с учётом парциальных или разработанных самостоятельно программ. При этом в этой части программы рассматриваются региональные особенности территории, инновационную деятельность, сетевое взаимодействие. Все эти требования учитывались нами при разработке образовательной программы, в том числе, в части, отвечающей за .

Изменились требования и к профессиональным качествам воспитателя. Очень важным на данном этапе для педагогов стало то, что их деятельность носит опережающий, проектный характер.

Такой подход вызывает необходимость усилить методическую работу с педагогическими кадрами, призванными осуществлять учебно - воспитательную деятельность в изменяющихся условиях. На этом основана актуальность моего опыта и его практическая значимость.

Цель моего опыта

Разработать и провести систему методических мероприятий, направленных на совершенствование образовательной деятельности ДОУ по реализации регионального компонента.

Задачи

  • провести анализ использования педагогами регионального компонента в образовательной деятельности, выявить образовательные потребности и профессиональные затруднения педагогов, в целях создания эффективных условий для повышения их профессиональной компетентности;
  • разработать систему мероприятий, направленных на вовлечение педагогов в деятельность по внедрению регионального компонента в образовательную деятельность;
  • систематизировать работу с дошкольниками по изучению регионального компонента.

Теоретическое обоснование проблемы

Вопросам регионализации системы образования особое внимание исследователи стали уделять на рубеже 90-х годов.

Проблемами регионального характера в настоящий период занимаются Т.А. Брюханова, Р.Х. Гасанова. В разных источниках понятия «регион» и «региональный» рассматриваются по - разному.

В толковом словаре «Регион – большая область, группа соседствующих стран или территорий, района, объединенные по каким-либо общим признакам. Экономический регион, географический». Понятие «региональный» в литературе трактуется по разному.

В Словаре есть такое определение: «региональный – местный, областной – относящийся к какой-либо определенной территории, району (региону), области, стране, группе стран, построенный по территориальным признакам». Автор В. Буданова утверждает – «региональный – это относящийся к конкретному региону (части страны, отдельные территории)».

Использование регионального компонента в образовательной деятельности с дошкольниками, в соответствии с ФГОС ДО направлено на изучение природы родного края, традиций, развитие толерантности, социальную адаптацию.

Проанализировав теоретические аспекты данной проблемы в работе с дошкольниками, установила, что в современных психолого – педагогических исследованиях эта проблема широко освещена, но программ и учебно – методических пособий очень мало.

В учебно – методических пособиях «Познаю мир», Т. И. Гризик прослеживается системная работа с детьми по познавательному развитию, программа «Юный эколог», С.Н. Николаевой ориентирована на развитие экологической культуры детей. В учебно – методическом пособии «Мы живем в России» Зеленовой Н.Г., Осиповой Л.Е., отражено гражданско - патриотическое воспитание дошкольников подготовительной к школе группы, программа Оверчук «Мой родной дом», направлена на воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, к родному месту.

Исходя из анализа, можно сделать вывод, что по данной проблеме в основном рассматриваются отдельные аспекты, целостная система по изучению регионального компонента в работе с дошкольниками отсутствует.

Технологии

Определение уровня готовности педагогов к реализации регионального компонента образовательной программы

Содержание образовательной деятельности, направленной на реализацию регионального компонента , сейчас каждое образовательное учреждение определяет и разрабатывает самостоятельно.

В соответствии с годовым планом работы детского сада в октябре 2014 учебного года был проведен тематический контроль «Состояние работы МБДОУ по использованию регионального компонента в работе с дошкольниками» (средней, старшей и подготовительной к школе групп). Целью данного контроля являлся анализ состояния работы по данному направлению.

В ходе тематической проверки был проведен анализ планирования образовательной деятельности, уровень профессионального мастерства воспитателей, предметно – пространственная развивающая среда для реализации регионального компонента.

Для проведения тематического контроля разработала:

Анкету, на определение отношения педагогов к данной проблеме, затруднений; (Приложение 1)

Критерии индивидуальных достижений старших дошкольников по региональному компоненту; (Приложение 2)

Карту анализа предметно – пространственной развивающей среды в группах, с учетом регионализации образовательной деятельности. (Приложение 3)

Анализ перспективных и календарных планов показал, что, соединяют обязательный программный материал с, частью, формируемой участниками образовательных отношений, а в данном случае с региональным компонентом систематически - 45% педагогов. 55 % педагогов, используют региональный компонент от случая к случаю, часто не связывая его с обязательной частью образовательной программы.

Установлено, что с ближайшим природным окружением детей знакомят чаще, чем с творчеством дальневосточных поэтов, писателей и художников. Знакомство с малочисленными народностями Дальнего Востока в планах прослеживается только в чтении произведений и бесед с детьми, объясняя это тем, что мало информации.

Анализ образовательной деятельности , позволил установить, что воспитатели в образовательной деятельности предлагают детям ситуации проблемного характера, учат рассуждать, выдвигать гипотезы, но не всегда интегрируют материал обязательной части программы с особенностями региона.

Просмотр прогулок показал, что воспитатели очень эффективно используют ее для закрепления знаний, полученных в образовательной деятельности. На прогулках прослеживается системная регионализация , организуемая педагогами во время наблюдения детей за явлениями природы, труде в природе, ведении дневника наблюдений.

Анализ предметно – пространственной развивающей среды в группах показал умение воспитателей создать познавательно – исследовательскую среду, соответствующую возрасту, уровню развития детей и программным задачам, наличие в группах природных уголков, оснащенных адекватно возрасту детей.

В методическом кабинете в наличие имеется разнообразный материал для ознакомления детей с флорой и фауной, в виде картинок, карточек, репродукций, тематических альбомов. Есть материал для исследовательской деятельности, микроскоп, глобусы, лупы, весы с гирями, мензурки разного объема.

Обобщая результаты проведенного тематического контроля, по реализации регионального компонента на начальном этапе выявились положительные моменты, заключающиеся в умении создать по - настоящему развивающую среду, с учетом интересов и возможностей детей.

важные проблемы:

  • профессиональные затруднения педагогов, заключающиеся в самостоятельном, зачастую бессистемном отборе содержания регионального компонента образования, определении объема, выборе тематики, для изучения особенностей региона;
  • осуществление образовательной деятельности без интеграции с региональным компонентом;
  • недостаточное научно-методическое обеспечение по данной проблеме.

Внедрение системы методических мероприятий

Установив, что эффективность реализации регионального компонента образования во многом зависит от компетентности воспитателей и научно-методического обеспечения по проблеме:

1.разработан план методических мероприятий, направленных на совершенствование мастерства педагогов;

2.создана творческая группа, работающая над отбором содержания материала по реализации регионального компонента в соответствии с возрастом, темой.

Внедрение регионального компонента в работу с детьми дошкольного возраста, без педагога, профессионально подготовленного к ней на современном этапе трудно представить. Осуществляя обязательную часть образовательной программы, воспитатель должен уметь в базовый компонент включить содержание части программы, формируемой участниками образовательных отношений с особенностями региона, что является одной из ценностей образования. Поэтому организация профессиональной подготовки педагогов по реализации регионального компонента является важнейшей задачей.

В рамках реализации годовой задачи «Познавательное развитие дошкольников посредством внедрения регионального компонента в образовательную деятельность» проведен 1.теоретический семинар.

При проведении теоретического семинара, ставилась задача не только обобщить представления и систематизировать знания об использовании регионального компонента в образовательной деятельности, сколько заинтересовать педагогов, помочь найти в литературе ответы.

Другой задачей , которую мы ставили при проведении теоретического семинара – понять важность планирования и проведения системной работы по использованию регионального компонента в работе с дошкольниками.

Следует отметить, что лекционный материал педагоги воспринимали с интересом. Их активность проявлялась в обсуждении наиболее интересующих вопросов:

  • раньше не придавали данной проблеме большого значения;
  • очень много читали по данной теме материала, но на практике использовали не всегда.

К следующему заседанию, проводимому в 2. форме «круглого стола» воспитателям было предложено подготовиться.

Изучить и проанализировать учебно – методические пособия и программы, направленные на реализацию образовательной области «познавательное развитие», выделить темы, в которых есть возможность связать обязательный компонент содержания образования с особенностями региона. Самостоятельно, найти определения терминов «регион», «региональный компонент», выделить главные принципы реализации регионального компонента содержания образования, провести самоанализ своей работы по предложенному направлению.

«Круглый стол» был направлен на обсуждение актуальной проблемы, требующей всестороннего анализа. Участники были ориентированы на возможность рассмотреть ее с разных сторон, собрать как можно больше информации, осмыслить ее, обозначить основные направления развития и решения, согласовать свои точки зрения, научиться конструктивному диалогу. Важно отметить подготовленность и заинтересованность каждого участника.

Педагогам предлагалось обсудить такие вопросы:

  1. Что входит в содержание части программы, формируемой участниками образовательных отношений в соответствие с ФГОС ДО.
  2. Почему использование регионального компонента определено ФГОС ДО.

Воспитатели обсуждали вопросы очень активно, с большим интересом, приводили много примеров из практики, делились эффективными формами, методами и приемами реализации регионального компонента.

При обсуждении системного использования регионального компонента не все воспитатели соглашались с тем, что его обязательно нужно планировать, потому что, изучая тему обязательной части программы, они и без этого, знакомят детей и региональными особенностями.

Рассмотрев и сопоставив требования ФГОС ДО к разработке ООП ДО, организации образовательной деятельности на принципах индивидуализации, и «деятельностного» подхода, пришли к тому, что новый нормативный документ требует переосмысления содержания регионального компонента в дошкольном образовании.

Учитывая, что использовать региональный компонент в образовательной деятельности, может только педагог, знающий культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, следующим этапом методической работы с педагогами стало проведение 3. деловой игры «Что я знаю о родном крае?» (Приложение 4)

Целью данного мероприятия являлась актуализация знаний и повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях внедрения регионального компонента в соответствии с ФГОС ДО. Педагоги работали в командах, первые задания для команд были направлены на постепенное включение в предстоящую деятельность. Педагогам было предложено задание продолжить фразу «Я мечтаю, чтобы в нашем поселке …». Затем педагоги рисовали эмблему, наиболее точно отражающую понятие «региональный компонент». К выполнению домашнего задания команды подошли творчески, готовили интересную педагогическую находку. Первая команда представила дидактическую игру под названием «Экологический сектор», изготовленную из пластинки большого размера и набора карточек, вторая – оригинальный дневник наблюдений за птицами в зимнее время года. Представляя свою педагогическую находку, капитаны команд показывали ее научную и практическую значимость, простоту использования, результативность. Другой команде представлялась возможность, проанализировать идею, обосновать свои критические замечания, если они были. Оценивалась идея, реклама, аналитическая деятельность оппонентов. Следующим этапом конкурса, стало выявление знаний педагогов по теме «Все я знаю, о Хабаровском крае ». Воспитателям предлагались задания, направленные на знание названий рек и озер края, уникальных цветков и наскальных рисунков, предлагалось объяснить, что и для чего изображено на гербе Хабаровского края, символике Солнечного района. Проведенное мероприятие вызвало у воспитателей интерес, знание особенностей региона, в котором они проживают.

Очень важным моментом на этапе внедрения системной работы по реализации регионального компонента, стала активная работа с использованием проектной технологии , которая позволяет решить основную задачу – изучая проблему всестороннее, педагоги с детьми используют для исследования «ближайшее» окружение, тем самым реализуют задачи регионального компонента. Воспитатели, активно внедряющие проектную технологию в работу с детьми, стали больше взаимодействовать с родителями. Они утверждают, что участие в проекте дает ребенку возможность больше экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять самостоятельность.

Я же считаю, что использование технологии проектов, как технологии развивающего обучения способствует развитию творчества педагогов, повышению их профессиональной компетентности и как следствие, повышение качества образовательной деятельности в целом и реализации регионального компонента в частности.

Изучив научно – методические пособия, воспитатели объединились в проблемные творческие группы, по наработке материала для создания программы. Мною осуществлялась координация работы творческих групп. Совместно была разработана пояснительная записка, определены цели и задачи. Каждый член творческой группы сначала самостоятельно «накапливал» материал по проблеме, затем на заседаниях творческих групп излагал материал коллегам. Дополняли, обменивались мнениями, обсуждали наработки. Совместными усилиями распределили материал по ознакомлению детей с творчеством поэтов поселка Солнечный, поэтов и писателей дальневосточников. (Приложение 5)

С районным краеведческим музеем поселка Солнечный мы очень плодотворно сотрудничаем на протяжении нескольких лет, в силу того, что расположен он вблизи нашего детского сада. Поэтому, когда мы обратились к ним с конкретными предложениями по оказанию помощи в ознакомлении с культурой народов, проживающих на Дальнем Востоке, они согласились нам помочь. Проведение интерактивных занятий в музее способствует углубленному ознакомлению с бытом и традициями нанайцев, искусством «Нани», дети получают знания об орнаментальном искусстве коренных народов Приамурья, и сами учатся искусству изготовления куклы «Акоан» и рукавички.

Мы понимали, что правильное распределение материала на учебный год, умелое сочетание тематики регионального компонента с содержанием обязательной части образовательной программы, поможет воспитателям сделать образовательный процесс интересным и насыщенным, будет способствовать решению программных задач на учебный год. (Приложение 6, 7) В 2015 учебном году программа представлена на педагогическом совете. Программа рассчитана на реализацию предложенного материала с детьми от трех до семи лет. Образовательная деятельность по «Краеведению», проводится один раз в неделю, а также в процессе интеграции образовательных областей, в режимных моментах.

В образовательной программе МБДОУ детский сад «Светлячок», в части формируемой участниками образовательных отношений, определены задачи и содержание на все возрастные группы. Региональный компонент, в разделе «Планируемые результаты освоения детьми образовательной программы», выделен отдельно, и находит отражение в содержании педагогической диагностики.

Дальнейшим этапом работы стала деятельность воспитателей по внедрению программы, направленной на реализацию регионального компонента.

В 2016 – 2017 учебном году в соответствии со «Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года, коллектив дошкольного учреждения, проанализировав имеющиеся ресурсы, выбрал одно из направлений инновационной деятельности: экологическое воспитание.

Направление было выбрано не случайно, потому что к тому моменту в дошкольном образовательном учреждении наработан материал по реализации регионального компонента, который взаимосвязан с экологическим воспитанием. (Приложение 8)

В течение прошлого года в соответствие с годовым планом проведены методические мероприятия по теме «Мини - музеи в детском саду как средство экологического воспитания», в рамках которых определена их актуальность и значимость, намечены цели и задачи мини – музея, рассмотрены вопросы размещения и оформления мини – музея. (Приложение 9, 10)

В начале текущего года в соответствии приказом управления образования администрации Солнечного муниципального района от 04.09. 2017 г. № 242 в целях выявления, развития и распространения инновационного педагогического опыта в дошкольном учреждении осуществляет деятельность муниципальная инновационная площадка по теме «Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников».

Экспериментальную деятельность по данной проблеме осуществляет творческая группа педагогов. Разработан план экспериментальной площадки на три года, в который возможно будут вноситься изменения. В соответствии с планом в группах в ноябре планируется провести первый этап конкурса «Лучший экологический мини – музей». Творческой группой разработано положение о конкурсе.

Педагоги, совместно с родителями и детьми готовятся представить на конкурс пять мини – музеев: «Музей трав и цветов Дальнего Востока», мини – музей «Коры», птиц, насекомых Хабаровского края, мини – музей камня. Оригинальность и неповторимость уже сейчас проявляется во всем, в оформлении названия, в размещении мини – музеев, использовании вертикальных и горизонтальных поверхностей, оформлении экспонатов.

Следующим этапом инновационной деятельности планируется обогащение мини – музеев экспонатами, памятками, экологическими знаками, запрещающими или разрешающими трогать экспонаты музея. В мини – музеях планируется изготовить и разместить дидактические игры и другой материал, для самостоятельной и совместной деятельности детей.

На завершающем этапе планируется работа над экологическими проектами, тематикой и содержанием экскурсий по мини - музею, подготовка детей - экскурсоводов, способных провести экскурсию для детей других групп.

Результативность опыта

Анкетирование педагогов и анализ образовательной деятельности, на заключительном этапе работы позволили выявить положительные изменения в использовании регионального компонента, заключающиеся в умении педагогов интегрировать его в содержание тематики обязательной части образовательной программы, изучать материал с учетом особенностей нашего региона.

Заинтересованность педагогов с большим стажем работы, и начинающих специалистов доказывает актуальность проблемы по использованию регионального компонента в образовательной деятельности.

Используемые формы работы оказались очень действенными.

Теоретический материал позволил воспитателям обобщить и упорядочить знания, определить основные ориентиры работы на данный период. А проведение практических занятий способствовало совершенствованию профессионального мастерства, проявляющегося в умении планировать и реализовывать региональный компонент в работе с дошкольниками.

Реализация методических мероприятий способствовала разработке программы, по реализации регионального компонента, с дошкольниками.

Научно-методические публикации по проблеме представлены на Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок. Первое сентября», в сборнике «Амурский научный Вестник» №1, 2017.

Список источников

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  2. Н. А. Арапова-Пискарева. Программа «Мой родной дом» - «Библиотека воспитателя (Мозаика-Синтез)», 2013.
  3. Воспитательная система «Маленькие россияне». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Из опыта работы ДОУ №2 пос. Рамонь Воронежской области. –М., 2005.
  4. Даринский А.В. Региональный компонент содержания образования. – Педагогика, 1999.

Слайд 1

Тема: «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ по социально-коммуникативному развитию воспитанников»

Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Дети – наше будущее. Очень важно своевременно привить им правильное видение мира, научить их любить свою малую Родину.

Слайд 2

Задачи образовательной работы по реализации регионального компонента определены в ООП ДОУ № 29 г. Липецка в части, формируемой участниками образовательного процесса (40% от общего объема программы), и обеспечивают его реализацию в процессе знакомства дошкольников с историей, культурой, природой и знаменитыми людьми города Липецка.

Вариативность содержания дошкольного образования в каждом ДОУ индивидуальна и определяется ООП учреждения. К достижению целевых ориентиров, определённых в ФГОС ДО, каждое ДОУ идёт своим путём и выбирает для себя наиболее эффективные формы и методы работы.

2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.

4. Взаимодействие с родителями.

5. Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов);

6. Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.

Слайд 5

В связи с этим, реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования в ДОУ, использование которого направлено на достижение главной цели: формированию первоначальных представлений дошкольников об особенностях родного города.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:

Знакомить детей с особенностями и традициями города Липецка;

Формировать представления о родном городе: истории, улицах, профессиях;

Знакомить с именами знаменитых земляков;

Формировать знания о живой и неживой природе города;

Заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.

Слайд 6

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предполагает отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды .

Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:

· комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка;

· использование программ и технологий по краеведению;

· создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;

· учет специфики организации и построения педагогического процесса;

· использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.

Слайд 7

Образовательный процесс, направленный на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе и приобщение детей к истории, культуре, природе родного края будет успешен при соблюдении следующих принципов:

· принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности

· принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений

Создавать предпосылки для мотивации дальнейшего обучения с целью получения профессий для работы в родном городе.

Старший дошкольный возраст

Тема «Всякий труд почетен»

· Кто работает в детском саду? /заведующая, методист, руководитель по ФК, швея/

· Кто работает в городе? /архитектор, каменщик, сталевар, маляр, кровельщик, железнодорожник, учитель, библиотекарь, пожарный, сотрудник ГИБДД , ветеринар , стоматолог /

· Кто построил новый город

· Мебельная фабрика

· служба «01», «02», «03» всегда на страже города

· Кем ты будешь, когда станешь взрослым

· Кто работает на НЛМК /водитель автобуса, машинист крана, экскаватора/

Экскурсии:

· В школу, библиотеку

Сюжетно-ролевые игры:

· Стройка

· Школа, библиотека

· Железнодорожный вокзал

· Ателье мод

· Улица города

Встреча с интересными людьми:

· Семейная династия

Содружество с семьей:

· Сбор материала о профессиях родителей

· Родительское собрание «Воспитание уважения к труду взрослых»

· Выставка «Профессии разные важны, профессии разные нужны»

Слайд 21, 22

4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «КУЛЬТУРА, ОТДЫХ, СПОРТ»

Задачи

Темы и формы работы

Знакомить детей с русским фольклором, с мастерами художественных промыслов, с творчеством местных поэтов, композиторов, художников.

Способствовать общему развитию ребенка на основе любви, интереса к культуре города.

Младший дошкольный возраст

· Знакомство с фольклором

· В гости к нам пришли матрешки

· Чудесный русский сундучок

· Ярмарка

· Лавка ремёсел

· Бабушкина сказки

· Дедушкины золотые руки

Старший дошкольный возраст

Тема «Приобщение к народным истокам, городским традициям»

· Чудо - чудное, диво – дивное (сказки, сказания и фольклор русского народа)

· Мастера народных ремёсел

· Традиции русского народа

· Знакомство с творчеством местных поэтов, композиторов, художников

· Культурные и спортивные центры города

· Спорт-это здоровье

· Традиции родного города

Знакомить детей с русским фольклором, с мастерами художественных промыслов, с творчеством местных поэтов, композиторов, художников

способствовать общему развитию ребенка на основе любви, интереса к культуре города и занятиям спортом

формировать у детей навыки культурного поведения

Экскурсии:

· Художественная школа

· Музыкальная школа

· Декоративно-прикладной музей

· На каток

Календарно-обрядовые праздники

· Русские посиделки

· Коляда - открывай ворота

· Широкая масленица

Городские традиции

· Фестиваль детского творчества

· День города

Содружество с семьей:

· Совместные физкультурные и музыкальные досуги

· Старинные семейные традиции

· Конкурс рисунков, сотворчество родителей с детьми

· Фотовыставка «Летний отдых»

Слайд 23, 24

5. ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ ГОРОДА ЛИПЕЦКА

Задачи

Темы и формы работы

Дать представление детям о знаменитых людях, живущих в городе Липецке.

Младший и средний дошкольный возраст

· «Кем быть? »

· «Знаменитые люди нашего города»»

Экскурсии: (начиная со II полугодия средней группы)

· На улицы Лутова и 50 лет НЛМК

Сюжетно-ролевые игры:

· Идем в театр (на концерт)

· Прогулки по улицам Липецка

Встреча с интересными людьми:

· Детский поэт-песенник, композитор, исполнитель Владимир Жиров

· Фольклорная группа «Зень»

Продолжать знакомить детей со знаменитыми людьми живущими в городе Липецке.

Познакомить их с творчеством липецких художников, поэтов, писателей.

Рассказать о вкладе каждого из них в культурное наследие нашего города.

Воспитывать гордость за людей прославляющих наш город.

Старший дошкольный возраст

Тема «Поэты, писатели, композиторы - детям»

· «Боевая слава нашего города в стихах и прозе липецких авторов»

· «Прошлое и будущее города в произведениях липецких авторов».

Экскурсии:

· В школу,

· Библиотеку

· На улицу Лутова

Сюжетно-ролевые игры:

· Библиотека

· Выставочный зал

· На концерте

· В театре

Встреча с интересными людьми:

· Поэтом-песенником В. Жировым

· Поэтессой Натальей Ушаковой

· С фольклорной группой «Зень»

· Встреча с ветеранами Октябрьского округа

Содружество с семьей:

· Организация вечеров поэзии.

· Посещение выставок картин художников

Слайд 25

При реализации регионального компонента большую роль играет организация проектной деятельности . Так совместно с родителями были осуществлены следующие проекты: «Моя родословная», «Почему так улицу назвали», «Из бабушкиного сундука», «День Победы – светлый праздник» и др. А методические продукты проекта «Липецк – мой город родной» - альбомы, фотографии, схемы, художественная и энциклопедическая литература широко используются в работе педагогов

В соответствии с одним из принципов ФГОС - учетом этнокультурной ситуации развития детей переработан и систематизирован материал многолетнего опыта работы воспитателя ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему «Ознакомление детей с историей и культурой города Липецка» (конспекты праздников, развлечений, образовательных ситуаций, методические рекомендации , проекты, календарно-тематическое планирование и т. д.). Воспитатели ДОУ пользуются всеми материалами опыта и применяют их в дальнейшей работе с детьми.

Данный опыт работы позволяет педагогам:

Развить у дошкольников интерес к прошлому и настоящему нашего города; - формировать у них представления о семье, доме, улице, экологической культуре;

Приобщать к истокам народного творчества;

Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину

Осуществляя работу по региональному компоненту, мы стараемся больше узнать о культурных, исторических, природных, этнографических особенностях региона и рассказать об этом дошкольникам в разных видах образовательной деятельности, во время прогулок и экскурсий по родному городу, в ходе посещений Липецкого краеведческого музея, Липецкого музея народного и декоративно-прикладного искусства.

Слайд 26

Для обеспечения образовательного процесса по региональному компоненту в ДОУ широко используем предметно-пространственную развивающую среду.

Важно для обеспечения реализации регионального компонента создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду , направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, Родине можно путем создания в ДОУ центров краеведения в группах, мини-музеев, патриотических уголков. Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решать задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.

В каждой группе оформлен уголок краеведения. Содержание уголков подобрано в соответствии с региональным компонентом («Галичья гора», «Елецкие кружева», «Липецк – наша гордость», «Памятные места города Липецка» и др.) и включает в себя подборку иллюстраций, альбомы, методическую, краеведческую, художественную литературу , наборы, открыток, фотографии и т. д.

Слайд 27

В детском саду функционирует мини-музей «Русская изба», целью которого является представление традиционной культуры русского народа. Подбором предметов русского быта занимались педагоги и родители. И сейчас мини-музей пополняется интересными экспонатами, которые попадают к нам из разных мест. В “избе” – большой деревянный стол, лавки, русская печь, подлинная деревенская утварь. В ДОУ существует переносной музей «Краеведческий», включающий полезные ископаемые , гербарии растений, фотографии и картины животных, характерные региону. Оформлен уголок русской символики.

Совместно с МБОУ СОШ №61 разработан и реализуется план преемственности, включающий в себя посещение краеведческих мини-музеев школы. Налажено взаимодействие с Липецким музеем народного и декоративно-прикладного искусства». Сотрудники музея организуют на базе ДОУ выездные мастер-классы и выставки для дошкольников на темы народного и декоративно-прикладного искусств.

Старших дошкольников знакомим с произведениями писателей и поэтов Липецкой областной писательской организации Союза писателей России - Александрой Тамбовской, Еленой Наумовой, Ольгой Смирновой, Натальей Ушаковой, Александром Пономаревым, Ларисой Шевченко. Их книги утверждают добро как одно из главных ценностей жизни - и детской, и взрослой.

Слайд 28

Детский сад тесно сотрудничает с городской фольклорной группой «Зень», с липецким государственным театром кукол и липецким академическим театром драмы им. , Липецкой областной филармонией, центральной городской библиотекой . Просмотры спектаклей, участие в фольклорных и обрядовых праздниках («Осенние посиделки», «Святки», «Рождество», «Пасхальное воскресенье» и др.) позволяют формировать у ребят знания о родном городе, о творческих людях и коллективах.

Слайд 29

Родители являются активными участниками проектов, праздников и развлечений, проводимых в детском саду, помощниками вовремя их подготовки. Поддержка со стороны родителей имеет большое значение, так как процесс воспитания любви к малой родине должен быть двусторонним. При изучении краеведческих традиций Липецкого края стараемся эффективнее организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий, направленных на ознакомление детей с родным краем; оказываем практическую помощь родителям в подборе для дошкольников детской художественной литературы липецких авторов, знакомим с народными играми т. е. заинтересовываем родителей проблемой приобщения детей к культурно-историческим ценностям родного города, показываем им актуальность поднятой проблемы.

Слайд 30

Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что в процессе формирования основ краеведения ребенок:

    Приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого; Овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода; Определяет свою социальную роль; Имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях; Обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение; Учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности; Приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом; Развивает самостоятельность, творчество, инициативность;

Слайд 31

Вывод: таким образом, реализация регионального компонента в социально-коммуникативном развитии дошкольников, построенная в системе будет способствовать достижению целевых ориентиров ФГОС:

Ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

Различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

Слайд 32

Литература:

1.Буре -нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие/ – М.:Мозаика-Синтез, 2011. – 80 с.

2. В. Колтаков «Из истории Липецкого края». - Воронеж: Центрально - Черноземное книжное издательство, 1965.

3. «Липецк. Страницы истории». - Липецк: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1991.

4. А. Березен «Земля наша Липецкая». - Воронеж: Центрально - Черноземное книжное издательство, 1974.

5. «Искусство родного края». - Липецк: ЛИРО, 2008.

6. , Сарычев природа Ли­пецкого края. - Липецк: -Проф-ТАСС», 2000.

7. , Шахов детства. Родная культура: учебник-хрестоматия по краеведению Липецкой области для дошкольного и младшего школьного возраста. Рязань - Липецк: ГЕЛИОН, 1996.

8. , Шахов энциклопедия: в 3-х т. - Липецк, 1999.

9. Барадулин художественного ремесла: в 2 ч. - М., Просвещение, 2010.

просмотров