Консультация «Развитие социально — коммуникативных навыков дошкольников в совместной деятельности педагога с детьми. Формирование социально – коммуникативных навыков - Реферат Важность навыков общения и особенности их развития

Консультация «Развитие социально — коммуникативных навыков дошкольников в совместной деятельности педагога с детьми. Формирование социально – коммуникативных навыков - Реферат Важность навыков общения и особенности их развития

«Формирование социально – коммуникативных навыков

у детей с ЗПР»

Страница

Введение

Теоретическая часть

Специфика социально – коммуникативного развития

Особенности социально – коммуникативного развития у детей с ЗПР

Значение игры в развитии социально – коммуникативных навыков у детей

Актуальность темы

Практическая часть

Диагностика социально – личностного развития

Цель, задачи

Принципы

Методический инструментарий

Создание условий для успешного формирования социально – коммуникативных навыков

Создание развивающей среды

Раздел «Отношение ребенка к самому себе»

Раздел «Отношение с взрослыми»

Раздел «Отношения со сверстниками»

Использование игр для развития социально – коммуникативных навыков

Заключение

Используемая литература

Приложения

Введение

В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Все это способствует укреплению ощущения «Я могу! Я умею! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции, как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.

Дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными умениями. Контактируя со сверстниками, дошкольники учатся проявлять доброжелательное внимание, сочувствие, сопереживание, согласовывать свои действия для достижения общего результата, учитывать особенности партнера. Сотрудничество строится на основе интереса детей друг к другу и к совместной деятельности, выражается в способности осознанно вступать во взаимодействие. Дети этого возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач.

    Теоретическая часть

      Специфика коммуникативного развития ребенка.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Еще в 30-е годы ХХ века Л.С.Выготский утверждал, что ребенок является социальным существом с самого момента рождения. В новейших исследованиях Института раннего вмешательства (М.-Петербург) можно найти экспериментально подтвержденные свидетельства того, что «… ребенок эволюционно запрограммирован на общение со взрослым человеком».

Исследования показали, что стремление ребенка к общению с другими людьми является врожденным; коммуникативная способность записана в его генетическом коде. Ученые пришли к поразительному выводу: ребенок уже при рождении знает, что он – человек и что все люди – его друзья.

Эти сведения вселяют оптимизм: если коммуникативная способность оказывается врожденной, то в случаях, когда ребенку трудно самому развернуть коммуникативную программу, речь может идти не о формировании новой способности, а о ее развитии, которая, по сути, является «родовым» человеческим свойством.

Коммуникация – это общение с целью передачи определенной информации таким образом, чтобы собеседник понял её смысл.

В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии – расширяется круг общения. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников. Он обнаруживает, что другие дети «такие же, как он». Происходит, как говорят психологи, идентификация себя со сверстниками («он такой же, как я»), что коренным образом меняет отношение и к сверстнику, и к себе. Если в раннем возрасте ребенок существовал «рядом» параллельно со сверстником, то в дошкольном возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство.

Коммуникативные потребности человека могут удовлетворяться различными способами. Среди них важнейшими являются жестовые, мимические, речевые, интонационные. К старшему дошкольному возрасту ведущим средством общения становится слово.

Однако современный мир влияет на коммуникативное развитие детей не лучшим образом. В детство довольно агрессивно вторглись компьютер и телевизор, увлечение которыми нередко не оставляет места для необходимого взаимодействия со сверстниками. Возникающий коммуникативный дефицит приводит к нежелательным последствиям в виде доминирования собственных интересов в общении.

Большое влияние на становление коммуникативной сферы оказывает развитие эмоционального мира дошкольников.

Седьмой год жизни ребёнка - кризисный. Одним из проявлений этого кризиса являются проблемы, возникающие при общении детей. По мнению учёных, формирование у детей таких негативных качеств, как эгоизм завышенная самооценка, связано с тем, что педагоги ДОУ и родители занимаются в первую очередь интеллектуальным развитием детей, а нравственное воспитание и развитие навыков общения отодвинуты на второй план.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

Отношение к другим людям составляет основную ткань человеческой жизни. По словам С.Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте, поэтому важно, насколько благоприятно складываются отношения между детьми в коллективе. От этого зависит психическое здоровье ребенка.

Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительного социально-эмоционального детского опыта обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности. Преимущественно негативный социально-эмоциональный опыт, напротив, развивает недоверие к миру, провоцирует агрессивные тенденции, что приводит неадекватному социальному поведению. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

В случае когда мы вступаем в общение с ребенком, на нас ложится особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку именно в общении ребенок воспринимает и усваивает его образы… По тому, например, как ребенок ведет себя в контакте с другими людьми, часто можно судить о стиле общения, притом в его семье. И наоборот, когда ребенок, придя из детского сада домой, начинает топать ногами, крутить головой и что-то требовать, мама с ужасом спрашивает: «Где ты этому научился?!». То есть в общении происходит трансляция (передача) средств и норм взаимодействия от одного субъекта общения к другому.

Взрослый, который в глазах ребенка обладает высокой компетентностью в общении, наиболее вероятный образец для него, при этом просто образец для подражания. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребенок принимает их как естественные и строит на их основе свой собственный стиль общения. Воспитатель, который знает, как построить процесс общения, умеет создать хорошую атмосферу и заинтересовать ребенка, всегда авторитет для него. И именно воспитатель корректирует использование детьми средств, неприемлемых с точки зрения хорошего взаимодействия (агрессию, истерики, нетерпимость и т.п.).

Однако воспитатель в общении с ребенком – это не просто человек, который умеет общаться, организовывать игры, занятия, читать веселые книжки, но и друг, готовый помочь, поддержать, похвалить.

Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Неумение слушать и слышать сверстника не позволяет им быстро выполнять совместные задания, организовывать совместные игры, поэтому воспитатели и родители заинтересованы в совместных партнерских детских играх, в которых и происходит социальное взросление.

1.2 Особенности развития социально коммуникативных навыков у детей с ЗПР

Задача развития и формирования социально-коммуникативных навыков актуальна не только для воспитания детей, имеющих нормальное психическое развитие. Но в большей мере – для детей с особыми образовательными потребностями.

В исследованиях, где затрагивается вопрос специфики развития общения у детей с ЗПР со взрослыми и сверстниками (Д.И. Бойков, Е.Е. Дмитриева, Т.О. Журавлева, О.В. Защиринская, Р.Д. Тригер), отмечается отставание в развитии коммуникативной деятельности от возрастной нормы. Авторы отмечают, что у детей снижена потребность в общении, наблюдаются трудности в развитии речевых средств общения. Общение с взрослыми носит в основном практический, деловой характер, а личностное общение встречается значительно реже.

В рамках психолого-педагогического подхода накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях развития социально коммуникативных, волевых качеств личности детей с ЗПР:
- слабость волевых процессов, эмоциональную неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность;
- для игровой деятельности многих детей с ЗПР характерно неумение (без помощи взрослого) развернуть совместную игру в соответствии с замыслом;
- отмечается проявление синдрома гиперреактивности, импульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии; - -- измененная динамика формирования самосознания проявляется у детей с ЗПР в своеобразном построении взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Отношения отличаются эмоциональной нестабильностью, неустойчивостью, проявлением черт детскости в деятельности и поведении.

Своеобразие детей с ЗПР заключается в замедленном темпе развития всех психических функций, в том числе и в функции общения. Компенсация таких нарушений целесообразна через ведущий вид деятельности - игру.

1.3 Значение игры в развитии социально - коммуникативных навыков у детей

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира позволит игра – ведущий вид деятельности дошкольников. В отечественной педагогике и психологии понятие «ведущий вид деятельности» рассматривается как самостоятельная активность ребенка, которая позволяет ему максимально развиваться, формировать важнейшие потребности и психические новообразования, а также подготавливаться к переходу на следующую ступень развития.
Но если говорить о современных детях, прежде всего нужно сказать: дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся научить детей читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка – игровая.
У игры в этом возрасте очень много функций. Поэтому нехватка времени на игру или преждевременное взросление, которого требует общество, приводит к таким последствиям в жизни детей, как: трудности в общении, проблемы в обучении, сложности в адаптации к взрослой жизни, азартные и опасные игры и многое другое.
Игра – это ведущая деятельность дошкольника, оказывающая существенное влияние на развитие всех сторон его психики, в том числе и общения, которое становится частью и условием игры. Подобно всякой другой деятельности, общение направлено на удовлетворение особой потребности. Потребность в общении нельзя свести к другим нуждам человека (например, в пище, во впечатлениях, в безопасности, в активности и т.п.). Психологическая суть потребности в общении состоит в стремлении к познанию самого себя и других людей. При дефиците общения, его полноты и качества, последствия бывают всегда печальными: дети существенно отстают в психическом развитии.

Актуальность : проблема межличностных отношений дошкольников является очень актуальной на сегодняшний день. Наблюдения за повседневной, игровой деятельностью детейсЗПР, за их общением показывают, что в группе присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков и социальных умений, нарушающие социальные нормы и права других детей; дети с формирующимися поведенческими и эмоциональными расстройствами детского возраста и т.п. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе.

Трудности в общении старших дошкольников с ЗПР с окружающими людьми связаны:

    с несформированностью возрастных форм общения этих детей;

    с неразвитостью структурных компонентов общения;

    с замедлением темпов и качественным своеобразием эмоционально-личностного развития.

    Практическая часть

      Диагностика социально-личностного развития и коммуникативных особенностей детей.

Все, выше сказанное, позволяет говорить о необходимости создания условий для развития социально-коммуникативных навыков, выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения.

Работу по развитию социально коммуникативных навыков у детей начали с диагностики:

    Для выявления знаний, умений и навыков по социально-личностному развитию у детей использовали метод наблюдения, беседы с детьми, беседы по картинкам, игры. Результаты занесли в таблицу (Приложение1)

    Для изучения коммуникативных особенностей детей, понимания норм и правил поведения, отношения к ним, понимания отдельных эмоциональных состояний и спланировать дальнейшую работу по социально-коммуникативному воспитанию провели диагностику по методике - «Сюжетные картинки». (Приложение 2)

Для этого поставила следующие задачи:

Задачи:

    Изучить типичные особенности поведения и взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе; выявить поведенческие проблемы каждого ребенка.

    Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил.

    Изучить особенности понимания старшими дошкольниками проявления некоторых чувств и переживаний других людей, умения ориентироваться на эти чувства в повседневном общении и деятельности.

2.2 Цель, задачи

Проанализировав результаты диагностики, я поставила для себя цель:

Цель: - создание условий для развития социально – коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Для достижения цели требуется решить ряд задач :

    развивать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру и социальной действительности;

    создать условия для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

    приобщать детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний.

    развивать у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;

    учить распознаванию эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;

    формировать у детей социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

    развивать речь как средство развития коммуникативных и социальных навыков.

Задачи решаются интегрировано в ходе освоения образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», что обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

2.3 Принципы

Работу строили на следующих принципах:

- непрерывности и преемственности педагогического процесса, в котором предыдущий период развития содержит предпосылки для последующих новообразований;

- интеграции программных областей знаний , которая позволяет ребенку осваивать не только конкретное содержание их отдельных направлений, но и целостную картину мира, накапливать социальный опыт;

- развивающем характере обучения , основанном на детской активности в решении проблемных ситуаций и дилемм;

- рациональном сочетании разных видов детской деятельности (адекватном возрасту балансе интеллектуального, двигательного и социально-эмоционального содержания образования);

- обеспечении психологического комфорта и повышенного внимания к здоровью детей;

- уважении личности ребенка , ориентации на его интересы, социально-эмоциональную и мотивационную сферы;

- предоставлении детям самостоятельности , права выбора, самоопределения в соответствии с их индивидуальными способностями и интересами;

- сотрудничестве между детьми, педагогами и родителями.

2.4 Методический инструментарий:

Формы

Методы и приемы

Средства

Дидактические,

Творческие,

Подвижные;

Ярмарка игр;

Совместная деятельность;

Работа в парах, микро группами;

Индивидуальная работа;

Тренинги;

Работа с дидактическими пособиями;

Драматизация известных художественных произведений;

Разговоры-рассуждения.

Словесные :

Беседы;

Чтение художественных произведений;

Анализ ситуаций

Вопросы;

Наглядные :

Мультимедийные презентации;

Демонстрация наглядных пособий;

Игровые :

Дидактические игры;

Игровые упражнения;

Практические:

Практические упражнения;

Выполнение танцевальных упражнений;

Зарисовки

МР-3 проигрыватель;

Ноутбук;

Проектор;

Переносной экран;

Мультимедийные презентации;

Листы бумаги;

Гуашь, фломастеры, цветные карандаши;

Художественная литература;

Дидактический материал.

Иллюстрации с изображениями эмоций

    Создание условий, для успешного формирование социально коммуникативных навыков

Для того, чтобы получить хорошие результаты, и выполнить вышеперечисленные задачи важно создать необходимые условия.

      Создание развивающей среды

При создании предметно - развивающей среды в группе учитывали включение:
игровых центров дифференцированно для мальчиков и девочек и для совместных игр,
центр книги и театрализованной деятельности,
Для развития продуктивного общения, способности к сопереживанию, взаимопомощи необходима система комплексной работы с детьми:
1. На начало года пополняется игровой уголок, где можно развернуть сюжетно - ролевые игры "Семья", «Больница», "Парикмахерская». В течение года постепенно добавляются новые атрибуты. Для совместных игр мальчиков создаются условия для конструктивных игр (со строителем, модулями) и ролевых –«Шоферы», «Строители» и др.
2. Создание условий для театрализованной деятельности способствует тому, что дети в роли проживают различные эмоциональные состояния персонажей, способны раскрыться эмоционально, могут проявить не свойственные для них личностные качества. Поэтому в течение года пополняется театрально-игровая среда костюмами, разными атрибутами и видами театра

3.Для создания интереса к решению умственных задач, развитию произвольного внимания, выработке выдержки, самообладания используются различные дидактические игры. («Чем можем – поможем», «Хорошо – плохо, можно и нельзя», на развитие представлений о добрых и недобрых делах и поступках).
5. Для ознакомления детей с эмоциональными состояниями и настроениями персонажей имеются игры: «Театр настроений», «И весело и грустно», «Собери настроение», «Мои эмоции».
7. В книжном уголке подбираются книги нравственного содержания, с яркими иллюстрациями, на которых персонажи отображают в различные эмоции и настроение, подбираются картинки с изображением различных поступков и дел реальных и сказочных персонажей, животных.

Используем демонстрационный материал из цикла - беседы по картинкам Фесюковой Л.Б.: «Я и другие», «Я и мое поведение».

Подобрали коммуникативные игры, игры со сверстниками, игры для развития речи детей. Составили картотеки.

Использование различных форм работы:

    работа с детьми;

    взаимодействие с родителями;

    взаимодействие со специалистами детского сада.

Работу планировали по трем направлениям:

    отношение ребенка к самому себе;

    отношение с взрослыми;

    отношение со сверстниками.

3.2«Отношение ребенка к самому себе»

Этот раздел реализуется по линии развития у ребенка осознания собственной ценности, умение принимать себя такими, какие есть, учит детей свободному выражению эмоциональных состояний, чувств. Целостное представление о себе может сформироваться у ребенка лишь в том случае, если он научится «прислушиваться» к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.

Дошкольнику пока трудно понять, что между всеми переживаемыми им состояниями существует тесная связь: боль рождает отрицательные чувства, приятная музыка и любимое дело поднимают настроение.

Занятия по данному разделу помогут ребенку познать внутренний мир чувств и состояний, научат анализировать их и управлять ими. В разделе представлены занятия, которые помогут ребенку познать внутренний мир чувств и состояний, научиться анализировать их и управлять ими.

В работе по данному разделу использовали этюды: «Капризуля», «Заяц - хваста», инсценировки «Два жадных медвежонка», игра-инсценировка «Цветик-семицветик».

Тематика занятий : «Мы такие разные», «Кто я такой?», «Мальчики и девочки», игра драматизация «Девочка чумазая», творческая игра «Угадай, кто это?» и др.

3.3 «Отношение с взрослыми»

В разделе «Отношение с взрослыми»формируем осознанное отношение к семье, понятие о многообразии социальных ролей взрослых; проявление интереса к эмоциональному миру взрослых.

В процессе занятий «Что такое хорошо и что такое плохо», «О хороших и плохих поступках» учились строить свое поведение в различных ситуациях.

Закреплению правил поведения, взаимоотношений с взрослыми использовали художественную литературу: В. Осеева «Волшебное слово», О. Дриз «Добрые слова» и др.

Использовались беседы о семье, о маме, беседовали по содержанию пословиц о семье, проводили совместные праздники.

Тематика занятий : «Я среди людей», «Какие разные взрослые», «Если ты гуляешь один», «Почему взрослые хмурятся», «У нас гости» и др.

3.4 «Отношение со сверстниками».

В данном разделе предлагали игровые занятия и упражнения, которые помогают ребенку понять, что люди могут испытывать разные чувства: радости, грусти, злобы, страха. Находясь в обществе сверстников, ребенку важно научиться устанавливать с ними дружеские отношения, а для этого учим детей разбираться в причинах собственных поступков, находить способы примирения с друзьями. В процессе занятий решались следующие задачи:

Выяснить, что значит для ребят дружба, кого они считают своими друзьями;

Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, чувство сострадания, желание поддержать друга, заботиться о нем;

Развивать психологический контакт между детьми;

Показать детям, что с помощью мимики можно установить контакт, подружиться друг с другом;

Учить разрешать конфликты с помощью положительных эмоций;

Показать детям, как легко могут возникнуть конфликтные ситуации, какие существуют возможные способы разрешения споров. Дать детям возможность почувствовать, что дружить гораздо приятнее, чем ссориться;

Учить детей находить выход из конфликтных ситуаций, используя не только вербальные способы, но и жесты.

На игровых занятиях по теме «Давайте дружить» дети учились анализировать конкретные ситуации, обсуждали поступки и характеры героев.

Беседовали по содержанию пословиц о дружбе и друзьях: «Дерево сильно корнями, а человек – друзьями», «Там, где дружат – живут, не тужат» и др.

Большое значение придавалось умению детей выражать дружеские чувства, симпатию, сочувствие к окружающим. Для формирования потребности в общении со сверстниками использовали игры из программы «Азбука общения» Шипициной Л.М.: «Мы разные», «Не забывай о товарищах» и др.

Для активизации личностных контактов включали чтение и обсуждение художественных произведений нравственно-этического содержания: В. Осеева «До первого дождя», «Просто старушка», Л. Толстой «Два товарища» и др.

Тематика занятий : «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений», «Дружба крепкая не сломается», «Мы поссоримся и помиримся», Ярмарка игр и др.

Много внимания уделяли воспитанию вежливости, знакомству с различными формами вежливого обращения друг с другом и с взрослыми. Дети упражнялись в умении вести доброжелательную беседу по телефону: игры «Телефонный разговор», «Испорченный телефон». Знакомились с правилами поведения, принятыми в обществе. Дидактические игры и упражнения «Добрые волшебники», «Волшебные очки», «Комплименты» учили детей видеть в своих товарищах положительные черты, говорить им хорошее, приятное.

Организацию работы осуществляли в соответствии с перспективным планом (Приложение 3).

Коррекционная работа по формированию социально-коммуникативных навыков осуществлялась в рамках совместной деятельности воспитателя и детей с небольшими подгруппами и индивидуально, а также путем включения в занятия, предусмотренные программой, специального материала по формированию коммуникативных навыков. Специально организованных занятий по формированию социально-коммуникативных навыков не проводилось во избежание перегрузки и утомления детей.

Так, например, в начале занятий включали приветствия:

    “Мое имя”. Все участники сидят в кругу на стульях. По сигналу ведущего участники начинают перебрасывать друг другу мяч, при этом бросающий мяч называет свое имя.

    “Запомни имя”. Все участники сидят в кругу на стульях. По сигналу ведущего участники начинают перебрасывать друг другу мяч, при этом бросающий мяч называет свое имя и имена предыдущих игроков.

    “Я умею”. Все участники сидят в кругу на стульях. По сигналу ведущего участники начинают перебрасывать друг другу мяч, при этом бросающий мяч заканчивает фразу: “Никто не знает, что я …..(умею, люблю, знаю и т.д.)”

Окончание занятия:

    Мне пригодится”. Дети говорят о том, где им пригодятся знания, полученные на занятии.

    “Мое настроение”. Дети встают в круг и по очереди говорят, с чем можно сравнить их настроение.

3.5 Использование игр для развития социально коммуникативных навыков у детей

Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, то мы активно включали в совместную деятельность игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, способствующие развитию социально коммуникативных навыков у детей.

Активизация коммуникативной деятельности детей 5 – 7 лет в целом невозможна без развития ее основных компонентов. Речь – основной компонент коммуникативной деятельности, поэтому с детьми, испытывающими проблемы в речевом развитии, ежедневно проводила речевые игры. Проводила их в форме индивидуальных игр или игр с малыми подгруппами детей. Целью организуемых игр традиционно являются - обогащение словарно­го запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выра­зительности, владение своим голосом, игры на развитие воображения и умения передать свой замысел с помощью слов, и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в коммуникативной деятельности.

    Игры на преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам

Иногда ребенок испытывает страх, что его недооценивают, отвергают. Это порождает либо стремление утвердиться любым способом через агрессивную демонстрацию своей силы, либо уход в себя и игнорирование окружающих. Подчеркнутое внимание и доброжелательность сверстников могут снять этот страх. С этой целью проводили игры, в которых дети должны говорить друг другу приятные слова, давать ласковые имена, видеть и подчеркивать вдругом только хорошее, стараться сделать что-нибудь приятное для товарищей. Приведу несколько примеров подобных игр: «Добрые волшебники», «Волшебные очки», «Царевна Несмеяна», «Комплименты».

    Игры на становление общности и причастности

Чтобы привлечь внимание ребенка к другим детям, научить прислушиваться и присматриваться к ним использовала игры: «Испорченный телефон», «Зеркало», «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем» и др. Такие игры - важный шаг к становлению чувства общности и причастности.

    Игры на умение самому ребенку выразить поддержку другим

Одна из задач коррекционной работы заключается в том, чтобы дать непопулярному, обособленному ребенку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в игровых затруднительных обстоятельствах. Такая поддержка и помощь другим, даже если они стимулируются всего лишь правилами игры, позволяют ребенку получить удовлетворение от своего доброго поступка, от того, что он может принести радость сверстникам. Взаимная забота и участие в нуждах партнеров объединяют детей и создают чувство причастности друг другу. Эта забота не требует от ребенка особых жертв, поскольку заключается в несложных игровых действиях: спасти от салочки, помочь беспомощной кукле, старенькой бабушке или уступить дорогу на узком мостике. Но все эти действия дети совершают сами, без инструкций и призывов взрослого. Приведу несколько примеров таких игр, которые стимулируют взаимопомощь и заботу о других: «Живые куклы», «Гномики», «На мастике».

    Организация совместной продуктивной деятельности

Формирование межличностных отношений начинается с совместной продуктивной деятельности детей, где им нужно согласовывать свои действия и договариваться с другими. Однако при враждебном, отчужденном отношении к другому, когда ребенок не видит сверстника, пытается продемонстрировать свои преимущества, не хочет учитывать его интересы, деятельность детей не может стать по-настоящему совместной и не может их объединить. Дети с трудностями в общении, сосредоточенные на себе (как агрессивные, так и замкнутые), не готовы к объединению вокруг общего продукта. Совместную деятельность я организовывала в парах, где непопулярный ребенок имеет возможность работать вместе с популярным. Каждая пара должна создавать свое произведение самостоятельно, по секрету от остальных. Такая организация способствует объединению, побуждает договариваться и согласовывать свои усилия. Причем деятельность должна быть не соревновательного, а продуктивного характера. Например, рисование, игры с мозаикой, выкладывание из геометрических фигур предметов и др.

    Театрализованные игры

Формирование и закрепление социально-коммуникативных умений и навыков, обогащение их коммуникативного опыта осуществлялось с помощью театрализованных игр, игр драматизаций. Например:
"Идет кисонька из кухни". Слова народные.
Слова учили заранее. Это вызывает интерес к игре, радостное ожидание её.
Ход игры. Дети сидят на стульях. Из-за дверей выходит ребенок, выполняющий роль кисоньки. На нем передничек, на шее бантик.
Кисонька проходит мимо детей. Она очень печальна, вытирает лапкой слезы.
Дети читают стихи:

Идет кисонька из кухни,
У ней глазоньки опухли.
О чем, кисонька, ты плачешь?

Киска останавливается и плача отвечает детям:

Повар пеночку слизал
И на кисоньку сказал...

Воспитатель её утешает, гладит, предлагает кому-нибудь из ребят также пожалеть кисоньку, напоить её молоком. Варианты концовки могут быть самые разнообразные: поиграть с кисонькой, завязать ей бантик, если в начале игры она была без бантика, и т.д.

Предлагали детям сказки, игры с «открытым», незапрограммированным результатом. Дети знакомились с разными моделями поведения людей в конфликтных ситуациях, усваивали правила хорошего тона, этикета:

«Сказка по кругу». Взрослый начинает рассказывать историю: «Жил-был на деревне мужик Емеля. Однажды пошел Емеля в лес и повстречал там оленя Золотые рога. И что было дальше?...», дети по очереди продолжают повествование, придумывая содержание сказки.

«Шкатулка сказок». В короб­ку или мешочек складывают различные предметы. Ребенку предлагается вытащить один из предметов и придумать историю о нем. При этом актуализируется лексика, развивается связная речь.

Для ознакомления детей с эмоциональными состояниями и настроениями персонажей вводятся игры «Театр настроений», «И весело и грустно», «Собери настроение», : «Эмоциональное лото», «Продолжи предложение: «Я злюсь, когда…», «Я радуюсь, когда…», «Мир эмоций»
Работа по развитию доброжелательности.
Чтобы помочь детям понять, кто такой друг, как играть с другом мы использовали различные игровые ситуации: "Ласковые слова", "Позови друга", «Коврик мира».

В работе на сближение детей, развитию доверия использовали игры «Доброе животное», «Паровозик», «Дракон кусает свой хвост».
Тактильные контакты друг с другом помогают сплочению детского коллектива, учат понимать чувства других, физическому выражению своих чувств, оказывать поддержку и сопереживать.
Среди эффективных форм взаимодействия с детьми по развитию навыков общения можно отметить:
- Игровые и бытовые ситуации «Идем в гости», "Отмечаем день рождения" (здесь и этикет и культура общения, встречи гостей и сближении детей).
- Рассматривание картин, отражающих знакомые для ребёнка жизненные ситуации, демонстрирующие поведение ребёнка (тревогу, волнение, физическую боль, огорчение и обиду) и реакцию окружающих сверстников на эти состояния.
- Чтение произведений о дружбе, взаимопонимании, взаимопомощи.

Игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но и учат быть добрыми, смелыми внимательными, ловкими, всесторонне развивают и воспитывают.
Они хорошо организуют детский коллектив, не требуют специальных условий, мы проводили их и в помещении, и на участке.

Одним из условий успешной коррекционной работы с детьми с ЗПР является работа с семьей.

Мы старались вызвать у родителей интерес к проблеме, привлечь их к формированию социально-коммуникативных навыков у детей. Для этого использовали различные формы работы: анкетирование, консультации, родительские собрания, совместные праздники детей и взрослых, организовывали участие родителей с детьми в конкурсах.

К родительскому собранию подготовила и провела занятие «Ежели вы вежливы», дали рекомендации по детско-родительским взаимоотношениям. (Приложение 4)

Подготовила консультации «Влияние семьи на формирование самооценки ребенка» (Приложение5), «Правила поведения в процессе общения с детьми» (Приложение6); папку-ширму «Советы родителям по воспитанию поведения».

Подготовила и показала коллегам непосредственную образовательную деятельность – заучивание стихотворения «Мамин день» Г. Виеру.(Приложение 7)

Для городского методического объединения подготовила и провела с детьми совместную игровую деятельность «Путешествие на волшебную планету».

Цель : Формирование нравственных понятий, навыков общения через игровую совместную деятельность. (Приложение 8)

На семинаре для молодых педагогов показала приемы организации и руководства дидактической игрой « Маленькие помощники». Цель: Формирование умения оказывать посильную помощь родным, развитие навыков общения в процессе совместной деятельности: обговаривание действий, помощь друг другу; закрепление имеющихся знаний об инструментах. (Приложение 9)

Подготовила консультацию для воспитателей «Формирование коммуникативных умений у детей» (Приложение 10)

Об эффективности работы по данному направлению можно судить по результатам диагностики. Они свидетельствуют, что к концу года удалось повысить уровень социально-коммуникативного развития детей. Дети стали более раскрепощенными, научились решать простейшие конфликтные ситуации, оценивая не только чужие поступки, но и свои, считаться с мнениями и взглядами окружающих, сопереживать детям и взрослым.

Заключение

В дошкольном возрасте происходят значительные сдвиги в формировании личности ребенка: изменяется его образ жизни, содержание и формы общения с другими детьми. Ребенок начинает учиться утверждать свою волю, осознавать свое "Я". Надо быть осторожным, чтобы не начинающую складываться личность. Как часто мы взрослые, своими жесткими рамками "нельзя" и "надо" ставим детей в зависимость от чужого мнения, не думая, что они навсегда утрачивают свое. В общении со взрослыми у детей возникают психологические барьеры: ответить неправильно, показаться смешным, сказать "не так". Особенно это прослеживается при обучении детей на занятиях, когда воспитатель запрограммировал и ждет от ребенка определенного ответа.

Следствием такого общения становится то, что ребенок уходит в свою "раковину", становится "молчуном", привыкает быть незаметным. Так вырабатывается комплекс неполноценности.

Найти пути и средства для самораскрытия ребенка, для того, чтобы каждый поверил в себя, в свою неповторимость, особенность и необходимость - нелегко и непросто. Найти гармонию отношений между взрослым и ребенком, увидеть в этих отношениях особую прелесть - является главной задачей воспитателя и педагога. Наверное, каждый из нас хочет видеть ребенка счастливым, умеющим общаться с окружающими людьми. Но, к сожалению, не всегда ребенку легко наладить общение и задача педагога - помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений. Способность общаться со сверстниками и взрослыми - это проявление коммуникативных способностей, индивидуально-психологических особенностей личности, которые обеспечивают эффективность общения и совместимость с окружающими людьми: сверстниками, взрослыми. Взаимоотношения с окружающими играют огромную роль, и их ненормальность - это зачастую показатель каких-либо отклонений психического развития.

Таким образом, содержание предлагаемых занятий, упражнений, игр развивает у детей такие индивидуально-личностные качества, как терпимость и уверенность, симпатию к окружающим и принятие других такими, какие они есть, умение управлять своим настроением и регулировать свои эмоции.

Литература

Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. 2005

Журнал «Воспитатель ДОУ» №3, 2011

Журнал «Воспитатель ДОУ» № 8, 2011

Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №3, 2007

Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль: 2000

Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. М.:2006

Шипицина Л.В. «Азбука общения» Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. М.:Детство – Пресс, 1998

Организация: МБДОУ д/с №36 «Рябинка»

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Арзамас

Уважаемые коллеги!

Я бы вам хотела представить консультацию на тему Формирование коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Своё сообщение я бы хотела начать со слов СЕНТ ЭКЗЮПЕРИ. Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Вся наша жизнь проходит в общении. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, - зависит очень многое. В чем же секрет успешного общения? Давайте по - рассуждаем.

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования к личности человека и к умению общаться с окружающими. Средний возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Дети легко объединяются в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Для того, чтобы помочь детям справиться с окружающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании коммуникативных навыков.

Актуальность социально-коммуникативного развития возрастает в современных условиях. Современные дети, замыкаясь на компьютерных играх и просмотре телевизионных передач, мало общаются не только с родителями, но и со сверстниками. Но ведь без живого человеческого общения жизнь ребенка теряет свою яркость, блекнет насыщенность его эмоциональных ощущений. Кроме того, способность оптимально общаться с окружающими - залог успешного продвижения человека во всех сферах жизни. Воспитание коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста - основная задача для подготовки ребенка к взрослой жизни.

В среднем дошкольном возрасте очень важно развивать у малыша коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей.

Для коммуникативного развития детей, несомненно, необходимо использовать игру. Во-первых, игра – ведущая деятельность дошкольника. Во-вторых, она является коллективной деятельностью, предполагающей необходимость общаться со сверстниками или взрослыми.

Цель игр на развитие коммуникативных умений заключается в формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми;

Развитие коммуникативных качеств и социальной активности дошкольников.

Основные направления развития начальных навыков общения у детей среднего дошкольного возраста

  1. Развитие внимания, интереса к партнеру по общению;
  2. Развитие умения входить в контакт, вести диалог;
  3. Развитие навыков невербального общения;
  4. Развитие навыков взаимодействия детей в группе;
  5. Преодоление стеснения в общении, игры на телесный контакт.

Предлагаю вам примеры игр на развитие коммуникативных навыков.

Игры на развитие внимания, интереса к партнёру по общению

«Опиши друга»

С помощью считалки выбирается пара детей. Они встают спиной друг другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. После этого описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько был точен каждый игрок. Затем выбирается другая пара, игра возобновляется.

«Угадай, кто это».

Все встают в круг. С помощью считалки выбирается водящий- «рассказчик» Он проходит в центр круга и начинает описывать кого – либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.д. Остальные участники должны угадать, о ком идет речь.

Ребенок, который первым дал правильный ответ, выводит в круг загаданного участника, и они вместе с «рассказчиком» взявшись за руки, шагают под песню, исполняемую остальными детьми:

Встаньте, дети,

Встаньте в круг,

Встаньте в круг,

Встаньте в круг.

Я твой друг и ты мой друг,

Добрый, добрый друг!

Затем угадавший становится «рассказчиком», игра возобновляется.

«Воробей»

Дети становятся в круг. Воспитатель находится в круге. Он говорит:

Прилетел к нам воробей,

Он искал себе друзей.

Сел ко мне на воротник… (Все закрывают глаза.) Произнёс…

На кого воспитатель надевает маску, говорит: «Чирик - чирик!», остальные отгадывают, кто из играющих крикнул.

Игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог

«Комплимент»

Дети сидя в кругу по очереди глядя в глаза соседу говорят несколько добрых слов, хвалят его (ты всегда делишься, ты добрый…), принимающий кивает головой и говорит: - «спасибо мне очень приятно!»

«Гуси-гуси»

Среди детей выбираются «хозяин» и «волк», остальные выполняют роль «гусей». В начале игры «хозяин» вместе с гусями» располагается во дворе, а «волк» становится в круг. Затем хозяин выводит гусей гулять на луг, а сам возвышается на свое место. Некоторое время гуси гуляют по лугу, после чего ведущий дает сигнал. Тогда между хозяином и гусями происходит следующий разговор, слова ко­го, наверное, знакомы всем с детства:

Хозяин: Гуси-гуси!

Гуси: Га-га-га!

Хозяин: Есть хотите?

Гуси: Да-да-да!

Хозяин: Так летите вы домой.

Гуси: Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

Хозяин: Вы летите, как хотите,

Только крылья берегите.

(С последними словами «гуси» бегут обратно во двор, а волк, который выбегает из круга, пытается перехватить кого-нибудь из них. Если ему это удается, он ведёт осаленного к себе. За один раз игрок в роли волка, если он достаточно ловок, может осалить и нескольких гусей. После того как гуси возвращаются во двор, хозяин должен сосчитать их и отметить, кого не хватает. Теперь игроки должны выручить своих товарищей. Подойдя к дому волка, они хором просят: «Волк-волк, отпусти гусей домой», - на что волк отвечает: «Нет, не отпущу!» Тогда игроки говорят: «Тогда мы тебя победим!» Чтобы победить волка, игроки (кроме осаленных) выстраиваются гуськом, ухватившись друг за друга. Первый игрок колонны берет за руки игрока-волка. На счет «раз, два, три!» игроки начинают дружно вытягивать волка из его норы. Важно, чтобы эти движения были слаженными: игроки должны, ухватившись друг за друга, сделать движение корпусом назад (можно два-три раза). Как только волк под натиском остальных игроков не удержится на месте и сделает хотя бы один шаг вперед, пойманные им игроки-гуси считаются освобожденными и могут «лететь» обратно во двор.

После того как всех осаленных выручили, и игра начинается заново.

«Садовник и цветы»

Воспитатель объясняет содержание игры: «Если цветы, которые стоят в вашей группе, долго не поливать водой - они завянут. Но сегодня мы с вами отправимся в необыкновенный сад, там растут цветы, которым не надо воды. Они увядают, если долго не слышат о себе добрых и ласковых слов. Выбирается садовник, а группа детей будет цветами, которые увяли, потому что их давно не поливали добрыми словами. Садовник должен ходить по саду и обращаться к каждому цветку с ласковыми словами, и тогда цветы будут постепенно оживать и распускаться».

Игры на развитие навыков невербального общения

Невербальное общение, это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные, телесные контакты. Невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

«Дружба начинается с улыбки...»

Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят сосе­ду в глаза и по очереди дарят друг другу молча самую доб­рую, какая только может быть, улыбку.

«Испорченный телефон»

Дети по цепочке передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Затем ребята выясняют, какое слово должны были передать, где "телефон" испортился.

«Ручейки»

В начале игры дети становятся парами друг за другом, держась за руки. Во время игры каждая пара детей высоко поднимает соединенные руки так, чтобы из них конечном счёте получился своеобразный свод. Воспитатель становится водящим – у него нет пары. Воспитатель становится лицом к колонне, составленный из пар игроков, и игра начинается.

Воспитатель проходит между игроками через образованный свод и, выбрав кого – то из игроков, берёт его за руку и идёт с ним в конец колонны. Ребёнок, оставшийся без пары, становится водящим: теперь наступает его очередь проходить внутри колонны детей и выбирает себе друга. Играть можно пока не надоест.

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

Мыльный пузырь

Игра начинается со своеобразного ритуала приглашения в ней поучаствовать. Воспитатель предлагает всем детям встать в круг. Можно просто попросить их взяться за руки, а можно применить следующий нехитрый прием. Дети в начале игры сидят на стульчиках. Ведущий подходит к одному из них и, взяв его за руку, приглашает поиграть. После этого уже выбранный игрок, в свою очередь, приглашает кого-нибудь поучаст­вовать в игре, тот приглашает следующего и т. д. Этот прием помогает сблизить детей, ведь не секрет, что цель хорошего воспитателя - не только научить детей слушать его самого, но и общаться между собой. После того

как образовался хоровод, начинается игра. Хоровод изображает собой мыльный пузырь. Воспитатель объясняет детям это и просит их сделать, так чтобы мыльный пузырь стал совсем маленьким. Для этого дети должны сблизиться и встать плечом к плечу. Посмотрите, какой у нас пока маленький мыльный пузырь, а что нужно сделать, чтобы пузырь стал большим? Как вы сами играете в мыльные пузыри? Дети объясняют, что пузырь, чтобы он стал большим. нужно раздувать. После этого игроки начинают «раздувать» свой пузырь, чтобы он стал большим. Для этого дети составляют на манер трубочки (т. е. ставят кулачок на кулачок) и, слегка наклонив голову вперед, начинают дуть в «трубочку», произнося при этом звук «ф-ф-ф», имитирующий, звук надуваемого пузыря. Выдув воздух, дети выпрямляются и набирают его снова. При каждом «надувании» дети отходят на шаг назад, имитируя тем самым увеличение в размерах раздуваемого мыльного пузыря. Эта процедура повторяется два-три раза, а затем дети вновь берутся за руки и расходятся подальше (на расстоянии вытянутых рук), чтобы показать, как раздулся пузырь.

Желательно, чтобы во время надувания пузыря воспитатель стоял в центре круга. После того как «мыльный

пузырь раздувается до максимального размера, воспитатель проходит вдоль него, касаясь рукой каждой сцепленной пары рук, после чего неожиданно говорит: «Лопнул пузырь!» - и хлопает в ладоши. Дети вслед за ним разнимают руки и хлопают в ладоши, после чего сбегаются к воспитателю. После этого игру можно возобновить.

«Пес-барбос»

Среди игроков выбирается один, который будет играть роль Барбоса. Он садится в кружке на корточки и ждет, закрыв глаза.

Остальные игроки вместе с воспитателем становятся, держась за руки, на линии «домика» лицом к конуре. По сигналу воспитателя, все так же держась за руки, дети начинают идти к линии, прочерченной перед конурой Барбоса. Идти надо ровно, не растягиваясь и не отставая. Идя, игроки декламируют следующие строчки:

Рыжий пес, пес Барбос,

Спит, уткнувши в лапы нос.

Или, может, пес не спит,

А за нами он следит?

Будет лаять и рычать...

Не дадим себя поймать!

Дойдя до линии, дети дотрагиваются до Барбоса, протянув к нему руки, но, как только стихотворение будет полностью дочитано, Барбос неожиданно «просыпается» и выбегает из конуры. Задача детей - добежать до своего «домика», не дав себя осалить Барбосу. Задача Барбоса прямо противоположная - поймать кого-либо из игроков, пока он не успел добежать. Если Барбосу удается поймать кого-либо, они меняются ролями, если же попытка не удалась, то он возвращается в свою конуру, и игра начинается заново.

«Кошки-мышки»

Воспитатель произносит:

Ребятишки-шалунишки,

Поиграем в «Кошки-мышки»?

В круг скорее становитесь,

Крепко за руки беритесь.

Молодцы! Капкан готов.

Следующий шаг таков:

Чтобы не было оплошки,

Выберем сначала кошку.

(Выбирают кошку.)

Не забыли, ребятишки,

Что нам надо выбрать мышку?

(Выбирают мышку.)

Правила игры мы знаем:

Мышь от кошки убегает.

Кошке надо мышь догнать,

В лапках крепко удержать.

Мышка, быстро убегай!

Игры на телесный контакт

«Веселый паровозик»

Воспитатель предлагает детям покататься на паровозике. Для этого дети встают друг за другом. Каждый держит впереди стоящего за талию. Сам паровозик воспитатель, а дети вагончики. По сигналу воспитателя паровозик трогается в путь. При этом можно изображать, как стучат колеса паровозика («чух-чух»), а можно и читать стихи про паровозик.

Тридцать три вагона в ряд

Тараторят, тарахтят,

Тараторят, тарахтят.

Проехав вместе с детьми немного, воспитатель объявляет, что паровозик доехал до леса, и предлагает детям выйти из паровозика и пройти в лес собирать грибы.

Через некоторое время воспитатель объявляет: «Скоро стемнеет. Давайте-ка сядем в паровозики поедим домой». При этих словах дети вновь выстраиваются и, изображая собой паровозик, «едут» домой: до своих стульчиков, на которые садятся отдохнуть.

«Ладонь в ладонь»

Дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Воспитатель даёт задания:

Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

Снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

Ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что проблема общения и взаимодействия личностей очень важна в современном обществе. И развивать эти функции лучше всего с детства. И конечно, проще всего чему–то научить ребёнка в форме игры. Необходимо целенаправленно вести работу по формированию у детей коммуникативных навыков. Совместная с педагогом деятельность по формированию навыков общения, не только обогатит опыт детей, но и способна смягчить и даже полностью устранить проблемы в общении у детей в дальнейшем. Что в свою очередь окажет благоприятное влияние на формирование желаемой модели детского поведения.

Спасибо за внимание!

Консультация на тему: «Формированию коммуникативных навыков у детей среднего и старшего дошкольного возраста».

Цель.

Формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников.

Актуальность темы.

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности - важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Целевые установки.

  • создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и любви;
  • обучать умению слушать и слышать другого;
  • учить гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
  • развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях;
  • учить использовать, формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
  • воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

Подготовка к проведению методического мероприятия.

  1. Изучение литературы по данной тематике.

1. Провести беседу с детьми, в ходе которой педагогу следует:

  • Объяснить важность заботливого и сочувственного отношения к другим.
  • Научить детей входить в положение собеседника или партнера по совместной деятельности, думать о том влиянии, какое их поведение, словесные высказывания могут оказать на других.
  • Формировать чувства симпатии между участниками общения.
  • Объяснять детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие.
  • Научить детей владеть собой.
  • Научить умению анализировать ситуацию.
  • Объяснить, что не следует обижать детей, отличающихся от большинства, не желающих согласиться с высказываемым мнением, желанием собеседника.
  1. Провести занятия на формирование коммуникативных навыков у детей.
  2. Провести игры с детьми.

Вопросы к педагогагам.

  1. Вам интересна данная тема?
  2. Как вы думаете, насколько важна коммуникация в повседневной жизни каждого?
  3. Хотели бы вы, чтобы в нашем детском саду проводились тренинги на коммуникативное общение между сотрудниками нашего учреждения?
  4. Что вам интереснее проводить с детьми игры или тренинги?
  5. Готовы ли вы работать над данной темой в дальнейшем?

Заключительное слово и обобщение.

Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника. Необходимо целенаправленно вести работу по формированию у детей коммуникативных навыков. Совместная с педагогом деятельность по формированию навыков общения, не только обогатит опыт детей, но и способна смягчить и даже полностью устранить проблемы в общении у детей в дальнейшем. Что в свою очередь окажет благоприятное влияние на формирование желаемой модели детского поведения.

Тренинги на развитие коммуникативных навыков

Найди себе пару.

Цель упражнения: - развитие прогностических возможностей и интуиции; - формирование у членов группы установки на взаимопонимание. Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе нарисован сказочный герой или литературный персонаж, имеющий свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Винни Пух и Пяточок т.д. Каждый участник должен отыскать свою "вторую половину", опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: "Что у меня написано на листе?". Отвечать на вопросы можно только словами "да" и "нет". Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом. На упражнение отводится 10-15 минут.

Подарок.

Воспитатель говорит:

Сейчас мы будем делать подарки друг другу.

Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.)

Дар убеждения.

Цель упражнения: оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи. Вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили у кого из них в коробке лежит бумажка - каждый начинает доказывать "публике" то, что именно у него в коробке лежит бумажка. Задача публики решить путем консенсуса, у кого же именно лежит в коробке бумажка. В случае, если "публика" ошиблась - ведущий придумывает ей наказание (например, на протяжении одной минуты попрыгать). Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда "публика" ошибалась- какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.

Доверчивый столб.

Цель упражнения: разминка, повышение доверия друг к другу. Все собираются в круг. Один участник становится в середину круга и падает назад с закрытыми глазами. Другие ловят его.

Игры на развитие коммуникативных навыков

Передай апельсин (мячик).

Нужно зажать мяч между шеей и подбородком и передать, таким образом, по кругу. Если падает, то поднять без кистей рук.

Кошки мышки

1 Круг, участники держатся за руки. За пределы круга выходить нельзя
Кошка ловит мышку. Внутри круга мышка - каждый 3 сек. издает звук, и кошка - с завязанными глазами.

2 Круг, руки участников опущены вниз. И кошка, и мышка с открытыми глазами, можно выходить на пределы круга, но где мышка пробежит, там участники берутся за руки и пробежать там уже нельзя никому. Если мышка в безопасности внутри круга, а кошка - снаружи, мышь победила

Кошки и собаки

2 команды. 2 водящих выходят. Команды прячут по предмету. Водящие входят и пытаются найти. Чем они ближе к предмету, тем участники громче издают звуки (мяукают или лают)

Передай мяч

Передать мяч по кругу, но всегда разным способом
Кто повторяется - после игры наказывается "фантом"

Почта
Участники в кругу, каждый называет себя определенным городом (повторяться нельзя)
Водящий говорит "Я посылаю письмо из города..(название) в город....(название). Задача участников быстро поменяться местами, а водящего успеть занять место кого-то из них 3-5 мин.


Олеся Долобан
Консультация для родителей «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание своих особенностей и особенностей других людей и учет их в ходе общения. Ведь если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.

Все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Способность общаться включает в себя : желание вступать в контакт с окружающими; умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, сопереживать, решать конфликтные ситуации; знание норм и правил.

Дети старшего дошкольного возраста умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами. Всему этому ребенок учится в семье, в детском коллективе и в общении со взрослыми. Чем раньше обратить внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.

Дети, имеющие проблемы в общении бояться смотреть в глаза собеседнику, приобретают такие привычки как навязчивые движения, постоянно сжатые кулаки. В ситуации повышенного напряжения ребенок может часто моргать, подкашливать, как будто у него першит в горле. Некоторые дети как бы закованы в мышечную броню, бояться сделать лишнее движение. Как же помочь ребенку преодолеть этот барьер? Для начала попробуйте научить ребенка управлять своим телом. Начните с того, что поиграйте с ним в подвижные игры, которые требуют мышечной ловкости. Можно использовать игры типа : «Замри-отомри» , «Море волнуется раз, море волнуется два…» .

«До свидания - здравствуй»

Взрослый спрашивает, как можно попрощаться движениями руки. Если ребенок затрудняется ответить, взрослый показывает жест : подняв руку вверх, машет кистью (от себя) . Затем со словами «до свидания» он удаляется от ребенка, прощально помахивая рукой, а со словом «здравствуй» приближается, протягивает к нему руки с повернутыми вверх раскрытыми ладонями.

«Ласка»

Взрослый просит малыша ласково погладить игрушку, выражая любовь к ней, приговаривая нежно : «Хорошая, хорошая» . Подсказывает : «загляни ей в глазки ласково, поглаживай мягко, неторопливо, чтоб ей было приятно».

«Проснись»

Взрослый предлагает поиграть. Я как будто дочка (сынок) – и сплю. А ты - мама (папа) – меня будишь. Только постарайся будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими прикосновениями, чтобы меня со сна не испугать. Ситуация разыгрывается по ролям. При этом «просыпающийся» может потянуться, потереть глаза, улыбнуться «маме» . При повторении участники меняются ролями.

Игра - одно из значимых видов детской активности. В распоряжении ребенка должны быть мягкие игрушки, куклы - все то, что ребенок сам выбирает в магазине. Доверьтесь его вкусу.

Публикации по теме:

Формирование и развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста Доклад на тему: «Формирование и развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста». Тема моего выступления «Формирование.

Актуальность данной темы заключается в сложившейся современной ситуации. Всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения,.

Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста Одну из основных задач, которую на сегодняшний день пытаются решить коррекционные педагоги – это оптимизация коррекционно-развивающей работы.

Консультация для родителей «Формирование гигиенических навыков и привычек у детей дошкольного возраста» Развитие культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста – одна из наиболее актуальных проблем. Педагогической наукой доказана.

«Развитие коммуникативных умений в период адаптации детей раннего возраста». Консультация для родителей «Развитие коммуникативных умений в период адаптации детей раннего возраста». На протяжении первого года жизни и всего дошкольного возраста.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста» Родители имеют большие возможности развивать связную.

Мастер-класс для педагогов «Родительское собрание «Развитие коммуникативных навыков у родителей» Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми. Задачи: 1. Расширение возможностей.

Кристина Карпенко
Консультация «Развитие социально - коммуникативных навыков дошкольников в совместной деятельности педагога с детьми»

Развитие социально - коммуникативных навыков дошкольников в совместной деятельности педагога с детьми младшего дошкольного возраста затрагивает некоторые исследования (А. М. Леушиной, Е. И. Кавериной, Г. М. Ляминой, Н. М. Аксариной) в области решения задач речевого развития и коммуникативного общения . Разносторонний анализ трудов этих авторов широко представлен в отечественной литературе, поэтому изложим лишь основные положения по проблеме изменения речевой и коммуникативной активности детей .

1. Формирование речи в раннем детстве определяется развитием новых видов деятельности и новых форм общения с взрослыми по поводу этих видов деятельности . Д. Б. Эльконин подчеркивает, что возникновение новых видов деятельности ребенка и новых отношений его со сверстниками и с взрослыми приводит к дальнейшей дифференциации функций и форм его речи. Ведущей в этот период является предметно-орудийная деятельность , поэтому маркером изменений речевой активности детей выступает соотношение единиц в паре «глаголы - существительные» . Исследованиями А. С. Выготского, А. М. Аркина, А. М. Гвоздева установлено, что изменение объема речевой приводит к изменениям соотношения между существительными и глаголами : в ясельной группе - 100/170, в группе детского сада - 100/120. Новые потребности деятельности и общения ведут к дальнейшему интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем. В результате этого речь ребенка становится все более связной и в итоге превращается в важнейшее средство передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых . Взрослый (воспитатель или родитель) задает систему расчленения действительности, которая необходима для формирования понятия, когда показывает и называет признаки предметов ребенку в процессе совместной предметной или предметно-игровой деятельности с ним ; систему обобщения - когда учит пользоваться сенсорными эталонами, помогает накопить опыт обозначения каких-либо предметов их изображениями, символами или предметами-заместителями 2. Высшие психические функции внутренне связаны с развитием речевой активности и языковой способности. С повышением речевой активности детей возрастает и их психическая активность. Под влиянием речи перестраиваются психические процессы ребенка - его восприятие, мышление, память. Однако процесс овладения речью, в свою очередь, зависит от развития деятельности ребенка , от его восприятия и мышления. На начальных ступенях овладения речью значение, которое ребенок вкладывает в слышимые и произносимые им слова, существенно отличается от значения, которое эти же слова имеют для взрослого. На протяжении раннего детства происходит изменение значений слов, что является одной из важнейших сторон умственного развития ребенка . Согласно взглядам Л. С. Выготского, «перекрест» в развитии речи и мышления , языковой и интеллектуальной способностей ребенка, осуществляется до 2-3 лет. Условием развития познавательной активности в данный период выступает общение ребенка со взрослым партнером, в процессе которого ребенок усваивает заинтересованное отношение к предметам и явлениям, способы исследовательских действий и управления своим поведением. Структурирование Образа мира и Образа себя, представлений о своих умениях и возможностях происходит благодаря Слову.

Социальная среда и роль взрослого в развитии речевой активности ребенка - важные факторы социального и общего развития ребенка в раннем детстве и младшем, поэтому особые требования предъявляются к речи воспитателя и его умению моделировать педагогические ситуации , позволяющие решать задачи стимуляции речевой активности, формирования речевых умений и навыков воспитанников . Совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков , позволяющих ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с коммуникативной ситуацией и законами родного языка, исследователи называются языковой способностью. Решение задач стимуляции речевой активности и развития языковой способности детей предполагает :

1. Развитие способности подражать речевым и предметным действиям взрослого, соотносить их и конструировать новые по усвоенным моделям.

2. Развитие у детей понимания речи окружающих и накопление речевых средств, постепенное увеличение словарного запаса, уточнение и развитие значений слов , различение грамматических форм.

Эти задачи тесно связаны друг с другом. При этом пассивная речь опережает развитие активной речи , ведет за собой ее развитие . Динамика соотношения пассивной речи с активной характеризует изменения потребности детей в общении со сверстниками и взрослым при переходе от уровня пассивной к активной адаптации. Дети все чаще включаются в речевые взаимодействия с воспитателями и сверстниками, учатся решать задачи речевой коммуникации . Первым этапом развития речи детей является использование воспитателем приема оречевления действий на протяжении всего воспитательного процесса : одевания, раздевания, умывания, кормления и т. д. При этом речь воспитателя не должна быть стереотипной. Так, фразу «Пошли мыть руки» можно заменять на «Вымоем руки» , «Сейчас мы пойдем мыть руки» , «Пойдемте мыть руки» , «Пора помыть руки» и т. д. При этом обращается внимание на реализацию разных функций речи : назывной, комментирующей , обобщающей, планирующей, контролирующей - в процессе организации всех форм детской жизнедеятельности в саду . В этом случае речь становится средством активизации речевой деятельности детей и организации их собственного поведения. При этом речь воспитателя по своей форме и значению может, как ограничивать действия детей («Нельзя» , так и побуждать к действиям, совмещаться с действиями и завершать их («Будем одеваться» - «Одеваемся» - «Оделись» ). Адекватное выполнение действий детьми говорит о правильном восприятии и понимании обращенной речи.

Таким образом, воспитатель подводит детей к овладению более сложными функциями речи - регулирующей и планирующей. Речевое комментирование воспитателем организации жизнедеятельности детей способствует тому, что дети побуждаются к сотрудничеству с взрослым с целью получения от него новых сведений об окружающем мире и новых способов действий. При этом потребность в общении с взрослым рассматривается как сотрудничество и желание получать новые знания об окружающем. Поэтому на данном этапе следует поддерживать все возрастающий интерес к окружающим явлениям, предметам, игрушкам, картинам, самим взрослым. На основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности происходит совершенствование восприятия более сложных образцов речи, различных вариантов предложений, обогащение словаря, уточнение и усвоение лексических и грамматических значений слов. Это ведет к развитию потребности в общении с взрослым на познавательные темы и к активным познавательным действиям. Общение приобретает инициативный характер, ребенок чувствует потребность в активных самостоятельных действиях. К концу дети в детском саду, используя сформированные навыки речевого общения , должны уметь осознанно воспринимать речь взрослых, то есть уметь вслушиваться в речь окружающих, правильно выполнять словесные инструкции, активно пользоваться звукоподражаниями, пользоваться в общении ситуативной речью, как по побуждению воспитателя, так и по собственной инициативе.

Самым важным достижением является появление у детей активной речи, желания говорить, когда дети в общении начинают отвечать на вопросы воспитателя на занятиях, по своей инициативе вступают в общение с взрослым и сверстниками. Воспитанники к этому времени усваивают основные синтаксические единицы, которыми и пользуются в общении - слово - словосочетание - предложение.

Специфическими приемами, на занятиях по развитию речи , являются :

1. Показ и рассматривание предмета. То, что показывает и называет взрослый, приобретает для ребенка особый интерес, вызывает радостные эмоции, которые он переносит на взрослого, тем самым данный прием помогает наладить контакт с ребенком, построить положительные взаимоотношения.

2. Выполнение действий с предметом. Выполнив вместе с воспитателем ряд действий с предметом, ребенок переносит это в самостоятельную игровую деятельность , что способствует развитию игры детей и , как следствие, развитию взаимоотношений детей, так как в общение со сверстниками воспитанники вступают по поводу интересующей их совместной деятельности , а наиболее привлекательной деятельностью дошкольников на протяжении всего дошкольного периода является игра.

3. Просьбы, поручения. Этот прием помогает сформировать у детей ориентировку в окружающем, учит правильно обращаться с просьбой к сверстнику или взрослому. Это приводит к формированию умения самостоятельно выражать просьбу, что, прежде всего, необходимо в общении детей друг с другом в условиях игры и другой совместной деятельности .

4. Вопросы - ответы. Данный прием используется для активизации речи детей : побуждает детей к усвоению правил диалогической речи, а также позволяет, развить у детей умение вслушиваться в обращенную речь взрослого и сверстника, тем самым развивая социальную перцепцию и ориентировку.

5. Опосредованное общение через игрушку. Создает непринужденную обстановку в группе, что очень важно для развития вербальной и невербальной коммуникации , способствует снятию страхов неизвестности, несоответствия требованиям взрослого, «брошенности» , вызывает повышение познавательного интереса детей.

6. Многократное проговаривание речевого материала или

просмотров