Диагностики для работы с детьми группы риска. Психологическая диагностика детей группы риска. Дефектодиагностика. Низкий уровень школьной зрелости

Диагностики для работы с детьми группы риска. Психологическая диагностика детей группы риска. Дефектодиагностика. Низкий уровень школьной зрелости

26.10.2017

Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда,

когда он меньше всего ее заслуживает.

Эрма Бомбек

В ходе жизнедеятельности у каждого из нас возникают те или иные эмоциональные состояния. Они определяют как уровень информационного и энергетического обмена человека, так и направленность его поведения. Эмоции способны очень сильно управлять нами. Не является исключением и их отсутствие. Ведь это такое эмоциональное состояние, которое позволяет описать поведение человека как особенное.

ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ?

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ - особая форма психических состояний человека,

переживания с проявлением эмоционального реагирования своего отношения к окружающей действительности и к самому себе;

те состояния, которые регулируются преимущественно эмоционально-волевой сферой и охватывают эмоциональные реакции и эмоциональные отношения;

относительно устойчивые переживания.

Эмоциональные состояния, возникающие у человека в процессе какой-либо деятельности, оказывают влияние и на его психическое состояние, и на общее состояние организма, и на его поведение в той или иной ситуации. Они воздействуют как на процессы познания и развитие личности, так и на качество жизни в целом.

Значение проблемы эмоциональных состояний едва ли нуждается в обосновании.

Эмоциональные проявления в реагировании на действительность необходимы человеку, так как они регулируют его самочувствие и функциональное состояние. Дефицит эмоций снижает активность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособности. Чрезмерное влияние эмоциогенных факторов может вызвать состояние нервно-психического напряжения и срыв высшей нервной деятельности. Оптимальное эмоциональное возбуждение — условие готовности к деятельности и ее благоприятному для здоровья осуществлению.

Психоэмоциональное состояние - основа здоровья личности.

Все мы в свое время были подростками и прошли через трудности подросткового возраста. Но только становясь родителями, мы можем в полной мере оценить проблемы детей этого периода жизни.

Психологи выделяют следующие типы психоэмоционального состояния подростков:

активность - пассивность;

увлечение - равнодушие;

возбужденность - заторможенность;

напряженность - раскрепощенность;

страх - радость;

решительность - растерянность;

надежда - обреченность;

тревога - безмятежность;

уверенность - неуверенность в себе.

Несмотря на то, что эти психические процессы противоположны, у подростков они могут чередоваться и меняться в течение коротких промежутков времени. Это обусловлено гормональной бурей и может быть характерно для абсолютно здорового, нормального ребенка. Сейчас он может дружески разговаривать с вами, а через две минуты - замкнуться в себе или устроить же скандал и уйти, хлопнув дверью. И даже это - не повод для беспокойства, а всего лишь вариант нормы.

Однако те состояния , которые преобладают в поведении ребенка в этом возрасте, способствуют формированию соответствующих свойств характера (высокая или низкая самооценка, тревожность или жизнерадостность, оптимизм или пессимизм и т.п.), и это будет влиять на всю его дальнейшую жизнь.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА:

Положительные изменения , происходящие с подростком:

проявление чувства взрослости;

рост самосознания, самооценки, саморегуляции;

повышенное внимание к своей внешности;

проявление самостоятельности в приобретении знаний и навыков;

появление познавательной мотивации;

желание быть не хуже, а лучше других.

Отрицательные изменения :

ранимая неустойчивая психика;

повышенная возбудимость:

беспричинная вспыльчивость;

высокая тревожность;

проявление эгоцентризма;

депрессивные состояния;

намеренная манипуляция взрослыми;

внутренний кофликт с самим с собой и окружающими;

повышенное негативное отношение к взрослым;

страх одиночества (мысли о суициде),

ведут к эмоциональным расстройствам, отклонениям в поведении. Трудности в развитии адаптивных и социальных качеств в целом приводят к нарушению психического и психологического здоровья у подростков.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКА.

Для получения своевременной и достоверной информации о психоэмоциональных проявлениях ребенка, определении причин нарушений его в обучении, поведении и развитии, необходимо применение различных диагностических методов выявления детей группы риска, нуждающиеся в коррекции эмоциональных нарушений.

Наблюдение является классическим методом, используется в психологических исследованиях как дополнительный метод диагностики, что не снижает его ценности и значимости. Целенаправленное отслеживание специфики и изменений эмоциональных состояний школьников происходит в процессе различных видов деятельности. На основании наблюдения экспериментатор (классный руководитель) составляет различные шкалы, заносит результаты в карты оценки состояния. Наблюдение в психологических исследованиях часто используется совместно с методом экспертной оценки.

Беседа и анкетирование могут быть как самостоятельным, так и дополнительным диагностическим методом, применяемым с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Опросники, тесты, диагностические методики

Методики

Возраст

Назначение методики

Краткое описание методики

Проективная методика «Рисунок школы»

с 10-11 лет

Цель : определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.

Ребенку дают лист А4, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу».

Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записываются на обратной стороне рисунка.

Обработка результатов : Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по 3 показателям:

цветовая гамма

линия и характер рисунка

сюжет рисунка

Методика

«Дерево с человечками»

(тест-задание)

с 10-11 лет

Цель : изучение социально-психологических аспектов самооценки учеников в контексте определения ими своего собственного места в учебной группе одноклассников (выявление социально-психологического уровня адаптации личности в социальной группе, степени школьной адаптации обучающегося в учебной группе (классе)).

Инструкция: « Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в новой школе и ваше положение . Мы проверим насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться»

Проективная методика
«Карта эмоциональных состояний»

(авторская разработка - Светлана Панченко,
кандидат психологических наук
)

с 10-11 лет

Цель:

выявление эмоционального фона развития учащихся.

Инструкция: Перед тобой информационная карта, на которой представлены наиболее типичные эмоциональные состояния человека . Рассмотри их.

Подумай, какие из них испытывал ты сам, в каких ситуациях младшими школьниками можно обговорить ситуации, в которых проявляются те или иные эмоции).

А теперь напиши на листе слово «школа» , выбери 2-3 эмоции, которые ты чаще всего испытываешь в школе, и нарисуй их.

Напиши слово «дом» и сделай то же самое.

Напиши слово «одноклассники (сверстники)». Как ты думаешь, какие эмоции испытывают чаще всего твои одноклассники (сверстники)? Выбери 2-3 эмоции и нарисуй их.

Напиши слово «учитель», выбери 2-3 эмоции, которые чаще всего испытывают учителя на уроках, и нарисуй их.

А теперь напиши слово «родители» и нарисуй эмоциональные состояния, которые чаще всего испытывают родители.

Опросник С.В. Левченко «Чувства в школе»

с 10-11 лет

(4-11классы)

Цель: составить «эмоциональный портрет класса».

Эмоциональное самочувствие играет огромную роль в жизни человека: помогают познавать окружающий мир, общаться друг с другом, быть успешным в различных областях. Положительный настрой - мощный мотиватор деятельности: выполняется с особым энтузиазмом то, что привлекательно, приятно, насыщено радостью. Данная методика позволяет наглядно увидеть настрой класса, его «эмоциональный портрет.

Инструкция: Опросник содержит перечисление 16 чувств, из которых предлагается выбрать только 8 и отметить значком «+» те, « которые ты наиболее часто испытываешь в школе» .

Методика

«Цветные письма»

с 11-12 лет

Цель исследования:

определение психологической комфортности учащихся на разных уроках.

Метод исследования достаточно простой в применении.

Необходимо иметь бланк на каждого учащегося с отпечатанным перечнем предметов, изучаемых в классе. В бланке каждому предмету соответствует пустой квадрат, который в соответствии с инструкцией необходимо раскрасить таким цветом, который определяет состояние учащегося на том или ином уроке. Проведению исследования предшествует ознакомление с инструкцией, которую зачитывает психолог.

Инструкция: «Закрась квадрат, соответствующий тому или иному предмету таким цветом, который определяет твоё состояние на этом уроке. Вам предложено 8 цветов: красный, желтый, синий, зеленый, черный, серый, фиолетовый. В соответствии с Вашим выбором один и тот же цвет можно выбирать несколько раз, какие-то цвета могут вообще не использоваться».

Методика изучения удовлетворенности учащихся

школьной жизнью

(разработана доцентом А.А.Андреевым)

с 11-12 лет

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Ход проведения.

Инструкция: Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 10 утверждений и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 - совершенно согласен;

3 - согласен;

2 - трудно сказать;

1 - не согласен;

0 - совершенно не согласен.

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

с 10-11 лет

Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста (4-9 классы)

Тест состоит из 58 вопросов , которые могут зачитываться школьниками, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «да» или «нет».

Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе . Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Методика

Ч.Д. Спилбергера

на выявление личностной и ситуативной тревожности

(адаптирована на русский язык Ю.Л.Ханиным)

с 11-12 лет

Цель: исследования уровня уровня ситуативной и личностной тревожности ребенка

Тестирование по методике Спилбергера - Ханина проводится с применением двух бланков по 20 вопросов-раасуждений: один бланк для измерения показателей ситуативной тревожности, а второй - для измерения уровня личностной тревожности.

Исследование может проводиться индивидуально или в группе.

Инструкция: прочитайте каждое из приведённый предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Методика САН

(методика и диагностика самочувствия, активности и настроения)

с 14-15 лет

Цель : Экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения.

Описание методики САН . Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния.

Инструкция методики САН . Вам предлагается описать свое состояние в данный момент с помощью таблицы, состоящей из 30 пар полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени выраженности данной характеристики.

Методика исследования самоотношения (М IS )

с 13-14 лет

Цель : Методика М IS предназначена для изучения представлений учащегося о самом себе.

Инструкция для учащегося .

Вам предлагается выполнить следующее задание, в котором содержится 110 вопросов в форме возможных утверждений об особенностях Вашего характера, привычках, интересах и т.д. На эти вопросы не может быть «хороших» или «плохих» ответов, т.к. каждый человек имеет право на свою собственную точку зрения. Для того, чтобы полученные на основании Ваших ответов результаты оказались наиболее информативными и плодотворными для конкретизации собственного представления о себе, Вам нужно постараться выбрать наиболее точные и достоверные ответы «согласен - не согласен», которые будут фиксироваться вами в соответствующих позициях бланка.

Опросник агрессивности Басса — Дарки

с 14-15 лет

Цель : изучение состояния агрессии у подростков

Инструкция.

От вечайте «да» если вы согласны с утверждением, и «нет» - если не согласны. Старайтесь долго над вопросами не раздумывать.

Диагностика личностной агрессивности и конфликтности

(Е.П. Иильин, П.А. Ковалев)

с 14-15 лет

Цель : Методика предназначена для выявления в качестве личностной характеристики склонности субъекта к конфликт-ности и агрессивности

Инструкция: вам предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением в бланке ответов в соответствующем квадратике поставьте знак «+» («да»), при несогласии - знак «-» («нет»)

ВЫВОД:

Проблема эмоциональных нарушений и их коррекции принадлежит к числу наиболее важных в детской психологии.

Спектр эмоциональных нарушений в подростковом возрасте чрезвычайно велик. Это могут быть расстройства настроения, расстройства поведения, нарушения психомоторики.

Существуют различные методы диагностирования психоэмоциональных переживаний, отклонений в поведении подростка.

Необходима хорошо организованная коррекционная система психологических воздействий на ребенка, направленная на смягчение у него эмоционального дискомфорта, повышение его активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.

Терпение, умение понять и простить, выдержка, любовь и вера в взрослеющего ребенка дадут нам, взрослым силы, а ему - шанс оправдать наши надежды, стать в дальнейшем самодостаточным человеком, с крепким внутренним стержнем, с высоким уровнем эмоционального и социального интеллекта, настоящей ЛИЧНОСТЬЮ.

4. Психологическая диагностика детей группы риска. Дефектодиагностика

Выявление детей «группы риска». Прежде всего, необходимо четко сформулировать критерии, по которым ребенка можно отнести к «группе риска», и в соответствии с ними подбирать методики. Желательно ограничиться двумя, максимум тремя критериями, иначе либо выявленная группа будет чрезмерно разнородной, либо возникнет множество спорных ситуаций: относится ребенок к «группе риска» или нет. Необходимо помнить, что ни в коем случае нельзя принимать решение на основании одной методики, нужно составить диагностическую батарею.

Например, группой риска в начальной школе могут стать дети-левши или дети с выраженными элементами левшества. Для выявления этих детей нужно собрать информацию у учителей и родителей и провести диагностические методики, направленные на выявление ведущей руки.

Психологу очень важно понимать, что возможности диагностических методик ограничены и весьма затруднительно получить на основании результатов диагностики исчерпывающую картину. Мы полагаем, что при наличии перед психологом такой задачи, как выявление детей «группы риска», помимо диагностики, необходимо опираться на экспертные оценки педагогов и результаты наблюдений за детьми.

Несмотря на то, что принципы диагностики нарушений развития были разработаны, практика психологической диагностики при отборе детей с недостатками развития в специальные образовательные учреждения находится на том же уровне, на котором она оказалась в конце 30-х гг. после запрещения применения психологических тестов. Из всех диагностических принципов реализуется лишь комплексный подход, собственно же психологическая диагностика осуществляется на интуитивно-эмпирическом уровне. Связано это с тем, что, отказавшись от применения стандартизованных психологических тестов, психологи должны были иметь какие-то инструменты для обследования и в качестве таких инструментов стали применять отдельные задания из тех же тестовых батарей, задания, которые, по субъективному мнению каждого конкретного диагноста, дают наиболее показательные результаты. Количественная оценка заменяется эмпирической, субъективной. В пособиях по диагностике нарушений развития содержится описание многочисленных разрозненных методик, в лучшем случае снабженных описанием того, как эти задан ия выполняют нормально развивающиеся дети и как действуют дети с отклонениями в развитии, причем эти описания даются без учета возрастных изменений- Никаких точных указаний к оценке результатов выполнения предлагаемых заданий и даже к выбору методик, к сожалению, не дается.

Между тем задачи дефектологической психодиагностики по сравнению с 30-40-ми годами, значительно усложнились. Из одномерной количественной, дефектодиагностика еще в большей мере должна стать дифференциальной, многомерной. Если раньше основной задачей было выявление отставания в умственном развитии в форме умственной отсталости, то в настоящее время, когда существуют детские сады и школы для умственно отсталых, для детей с задержкой психического развития, детей с недостатками речи, незрячих, слабовидящих, глухих, слабослышащих, для детей с недостатками опорно-двигательного аппарата, необходимо тонко дифференцировать степень и характер нарушений умственного и речевого развития, выявить, первичными или вторичными являются эти нарушения, оценить особенности нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, двигательной системы. Все это имеет важнейшее значение, так как от этого зависит, в учреждение какого типа должен быть направлен ребенок и какую программу обучения он может осваивать в той или другой специальной школе или дошкольном учреждении.

Как же преодолеть разрыв между наличием теоретических принципов и отсутствием средств их реализации, т. е. соответствующих диагностических методик?

Накопление данных психологического изучения детей с различными недостатками показало, что каждый тип нарушенного развития имеет определенную, только ему свойственную психологическую структуру. Эта структура определяется наличием конкретного первичного нарушения психического развития, связанного с каким-то органическим повреждением (повреждение речевых зон или разлитое поражение коры мозга, или повреждение органа слуха и т. д.) и сочетанием обусловленных этим первичным дефектом и условиями развития вторичными нарушениями. Но в отношении некоторых нарушений пока нет даже однозначных представлений о первичном недостатке. Это, в частности, относится к умственной отсталости и задержке психического развития. Однако это не снимает факта наличия специфической психологической структуры у детей обеих этих категорий.

Значительные трудности в выявлении психологических структур при нарушениях развития связаны с тем, что нередко аналогичные или сходные психологические проявления наблюдаются у детей, относящихся к разным типам нарушенного развития. Например, нарушения речевого развития могут быть как первичными (у детей с общим недоразвитием речи), так и вторичными (что наблюдается нередко при умственной отсталости, при нарушениях слуха, иногда при задержке психического развития

Психическое развитие детей с умственными и физическими недостатками подчиняется тем же самым основным закономерностям, по которым происходит развитие детей без таких недостатков.


Умения и навыки по конкретным предметным дисциплинам, - систему представлений и понятий, образующих общую научную картину природного и социального мира. Соответственно этому психодиагностика, обслуживающая задачи образования, должна быть прежде направлена на указанные выше психические свойства и явления. К предмету воспитательной деятельности школы следует отнести формирование следующих...

Людей, их личностных качеств и мотивационной сферы требуется широкий арсенал психодиагностических методик. 1 Из истории психодиагностики 1.1 Становление психодиагностики История современной психодиагностики начинается с первой четвери XIX в., то есть с начала так называемого клинического периода в развитие психологических знаний. Этот период характеризуется тем, что ключевую роль в...

Знаний и Интернет-технологии. Каждая из этих технологий лежит в основе конкретных психодиагностических задач, которые и определяют ключевые направления работ в области компьютерной психодиагностики : 1. Конструирование психодиагностических методик в рамках традиционной психометрической парадигмы на основе технологии анализа данных, в рамках психосемантического подхода на основе субъектной...

У человека в глубокой древности. К психодиагностике уместно отнести известное высказывание Г. Эббингауза, характеризующее психологию в целом: "У нее долгое прошлое, но короткая история". Становление психодиагностики как науки обусловлено развитием экспериментальной психологии, измерением психических явлений. Начало психодиагностическим исследованиям было положено работами Ф. Гальтона, Дж. ...

Разделы: Школьная психологическая служба

В общей системе педагогических условий, обеспечивающих профилактику социально-эмоциональных проблем у подростков, важное место занимает своевременное выявление детей и подростков «группы риска». Актуальной остается проблема эффективной диагностики, направленной на решение, а не на констатацию наличия социально-эмоциональных проблем.

М. С. Полянский выделяет ряд требований, которым должен отвечать диагностический инструментарий сопровождения:

1. Нацеленность на выявление позитивных факторов развития и поиск путей решения проблемы.

2. Простота, доступность, скорость переработки. Для педагогов первого уровня сопровождения особенно ценными являются те методики, которые позволяют быстро и эффективно выявлять пути решения проблемы.

3. Диагностический инструментарий должен обеспечивать безопасную с точки зрения возможности разглашения информации процедуру исследования, соблюдение принципа приоритета интересов ребенка (подростка).

Взаимодействие классного руководителя, учителей, сотрудников службы (центра сопровождения) обеспечивает эффективность работы по выявлению и сопровождению учащихся группы социального риска, то есть учащихся, которые находятся в неблагоприятных социальных условиях (проблемы в семье, неуспех в учебе, миграции и др.), испытывающие на себе воздействие негативных социальных факторов развития. У таких детей и подростков могут возникнуть социально-эмоциональные проблемы, если на 1 и 2 уровнях помощи не будет обеспечена необходимая помощь и поддержка. Одним из наиболее часто используемых в настоящее время инструментов для выявления таких подростков является социальный портрет класса, который составляется социальным педагогом совместно с классным руководителем. О проблемах учащихся классный руководитель может сообщить сотруднику службы сопровождения (социальному педагогу или педагогу-психологу) лично или в процессе заполнения анкеты, которая предлагается ему не реже 1 раза в четверть.

После выявления «группы риска» классный руководитель и сотрудники службы сопровождения приступают к сбору дополнительной информации об особенностях социальных условий тех учащихся, которые требуют особого внимания со стороны педагогов и сотрудников службы сопровождения.

Сбор, анализ информации с целью выявления у учащихся социально-эмоциональных, а также других проблем заканчивается разработкой программы индивидуального сопровождения. Примерная схема сбора информации:

  • беседа учителями и с классным руководителем;
  • беседа с родителями;
  • изучение особенностей развития;
  • сбор информации о состоянии здоровья совместно с сотрудником медицинской службы;
  • изучение данных об успеваемости подростка, анализ учебных проблем;
  • изучение особенностей классного коллектива (социометрическое исследование, наблюдение, беседы с учителями и классным руководителем, анализ карты сопровождения класса);
  • анализ социального портрета класса;
  • анкетирование родителей (анкета «Особенности семейного воспитания»).

Важным условием эффективной работы по выявлению подростков «группы риска» является своевременное обращение классного руководителя или учителя к специалистам сопровождения в случаях:

  • наличия у подростка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение…);
  • появления у подростков проявлений депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески» и др.);
  • пропуска учащимися уроков и учебных дней без уважительных причин;
  • употребления или предполагаемого употребления ими спиртных напитков и других наркотических веществ;
  • кризисной ситуации в семье;
  • резкого ухудшения состояния здоровья;
  • в других случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу эмоциональному благополучию подростка.

На основе анализа полученной информации социальный педагог, психолог и классный руководитель совместно разрабатывают план индивидуального сопровождения подростка «группы риска».

Выявление подростков с социально-эмоциональными проблемами осуществляется в процессе систематически проводимой массовой диагностики или в результате получения сигнала о проблеме от самого подростка, учителя, родителей; других представителей ближайшего окружения.

Как отмечалось выше, помощь подростку в решении социально-эмоциональных проблем оказывается на разных уровнях, первый из которых – его ближайшее окружение: родители, классный руководитель, одноклассники и учителя. Следующим уровнем помощи будет специально организованное в образовательном учреждении сопровождение (ППМС-центр, служба сопровождения в сотрудничестве с учителями и классным руководителем). Но в отдельных случаях возникает необходимость предоставить подростку специализированную помощь вне школы. Педагог, осуществляющий сопровождение, поддерживающий постоянный контакт с различными учреждениями, оказывающими помощь детям и их родителям, является в таких случаях посредником. Педагогу сопровождения необходимо поддерживать связь с ближайшим окружением ребенка. В своей работе по оказанию помощи учащимся он взаимодействует со всеми специалистами центра или службы комплексного сопровождения, прежде всего, социальным педагогом и педагогом-психологом, учителями, медицинской службой и представителями администрации.

Программа индивидуального сопровождения подростка группы социального риска может включать в себя:

  • взаимодействие педагога и подростка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважать чувства других;
  • организацию досуга подростка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции и т.д.);
  • помощь в преодолении учебных затруднений;
  • помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении;
  • сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование);
  • организацию и предоставление бесплатного питания в школе;
  • обращение в районные городские социальные службы для предоставления различных видов материальной и социальной помощи;
  • защиту прав подростка, включая защиту от жестокого обращения со стороны родителей и представителей ближайшего окружения.

Заметим, что развитие социально-эмоциональной компетентности – важное условие профилактики социально-эмоциональных проблем, одна из важнейших задач педагогического взаимодействия. Развитие социально-эмоциональной компетентности осуществляется на трех уровнях :

  1. на когнитивном уровне формируется понимание, представление о себе, о других, о взаимоотношениях людей;
  2. на эмоциональном уровне развивается способность к саморегуляции и осознанию собственных чувств и чувств других людей;
  3. на поведенческом уровне формируются и развиваются навыки социального взаимодействия.

Индивидуальное сопровождение подростка «группы риска» может осуществляться специалистом по сопровождению во взаимодействии с учителем (классным руководителем) или непосредственно учителем, классным руководителем при консультативной поддержке специалистов сопровождения.

Взаимодействие со всеми специалистами ППМС-центра, медицинской службой, с классными руководителями, учителями, заместителями директора по организационно-педагогической работе и другими сотрудниками школы обеспечивает эффективность работы социального педагога по выявлению и сопровождению учащихся «потенциальной» и «реальной» группы социального риска

Что мы понимаем под «потенциальной группой риска»?

В «группу риска» могут попасть учащиеся, которые находятся в социальных условиях, неблагоприятных или не достаточно благоприятных для их развития. У таких детей могут возникнуть серьезные социально-эмоциональные проблемы, если на 1 уровне помощи не будет обеспечена необходимая поддержка.

Что мы понимаем под «группой риска»?

Учащиеся с достаточно серьезными социально-эмоциональными и поведенческими проблемами, требующие особого внимания со стороны педагогов, родителей, сотрудников ППМС-центра и других учреждений помощи детям, входят в состав «группы риска».

Взаимодействие с классными руководителями, учителями и заместителями директора по организационно-педагогической работе обеспечивает эффективность работы социального педагога по выявлению и сопровождению учащихся «потенциальной» и «реальной» группы социального риска

Что мы понимаем под «потенциальной группой риска»?

Это те учащиеся, которые находятся в социальных условиях, неблагоприятных или не достаточно благоприятных для их развития. У этих детей могут возникнуть социально-эмоциональные проблемы, если на 1 и 2 уровнях помощи не будет обеспечена необходимая поддержка.

После выявления «потенциальной группы риска» педагог может заполнить анкету «ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ» для того, чтобы получить более полную информацию о тех учащихся, которые требуют особого внимания со стороны педагогов, осуществляющих сопровождение.

АНКЕТА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

1. Дата заполнения
2. Фамилия, имя, отчество
3. Количество детей в семье
4. Количество членов семьи
5. Установлен ли для ребенка дома режим дня?
6. Состояние здоровья ребенка (наличие хронич. заболев. и др.)
7. Вредные привычки ребенка (если есть)
8. С кем ребенок проводит большую часть времени дома? Чем чаще дома?
9. Как дома ласково называют ребенка?
10. Проводятся ли дома закаливающие процедуры или другие оздоровительные мероприятия?
11. Гуляет ли ребенок после школы?
12. Чем занимается ребенок после школы и в выходные дни? Посещает ли кружки, спортивные секции и т.д.?
13. Как родители чаще всего реагируют на нежелательное поведение ребенка?
14. Существуют ли запреты в семье для ребенка? Какие?
15. Сколько времени ребенок затрачивает. на выполнение. дом. задания?
16. Оказывают ли ему при этом помощь? Если да, то какую и кто?

Используя данные анкеты социальный педагог, психолог и классный руководитель совместно разрабатывают план индивидуального сопровождения.

Что мы понимаем под «группой риска»?

Учащиеся с достаточно серьезными социально-эмоциональными и поведенческими проблемами, требующие особого внимания со стороны педагогов, родителей входят в состав «группы риска».

Задача, стоящая перед социальным педагогом и классным руководителем - предупредить попадание ребенка в «группу риска», отслеживание «потенциальной группы риска».

Одним из инструментов решения данной задачи является социальный портрет класса, который составляется социальным педагогом совместно с классным руководителем.

Cоциальный портрет ___класса, кл. руководитель _________________

Как правило, социальный портрет составляется на вновь сформированный класс (1-й, 5-й и т. д.)

Делая такой срез класса, социальный педагог и классный руководитель должны помнить о соблюдении этических норм. Информация, полученная при составлении социального портрета класса, должна быть строго конфиденциальной.

Другим важным условием предупреждения попадания ребенка (подростка) в «группу риска» является постоянный контакт учителей со специалистами службы сопровождения и своевременное обращение классного руководителя в случаях :

  • Появления серьезных поведенческих проблем (полное непринятие норм и правила, агрессия и др.)
  • Наличия серьезных социально-эмоциональных проблем (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески» и др.)
  • Пропуска учащимися уроков и учебных дней без уважительных причин;
  • Употребления или возможного употребления ими спиртных напитков, ПАВ и других наркотических веществ
  • Кризисных ситуаций в семье
  • Резкого ухудшения состояния здоровья
  • В других случаях, когда классный руководитель считает необходимым обратиться.

О проблемах учащихся классный руководитель может сообщить социальному педагогу или психологу как непосредственно, так и отвечая на вопросы традиционной анкеты, прилагающейся к отчету об успеваемости.

Предлагаем вашему вниманию образец данной анкеты:

АНКЕТА «ВЫЯВЛЕНИЕ ПОЛЯ ПРОБЛЕМ»

Класс: ______, классный руководитель: ____________________________

1. Учащиеся, имеющие пропуски уроков и учебных дней (укажите фамилии и количество пропусков:

2. Учащиеся, имеющие проблемы:

а) в учебной сфере (укажите, пожалуйста, предметы и предполагаемую причину учебных затруднений):



____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

б) социально-эмоциональные:

в) в социальной сфере:

3. Семьи, не поддерживающие контакт со школой:

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

“ ___” ____________200 __г. Классный руководитель:

Сбор, анализ информации с целью выявления учащихся с социально-эмоциональными проблемами и разработки программы индивидуального сопровождения реализуется по следующей СХЕМЕ:

Сбор информации

Изучение карты индивидуального сопровождения и карты сопровождения Класса;
- беседа с классным руководителем;
- беседа с родителями;
- сбор информации о состоянии здоровья совместно с сотрудником медицинской службы;
- работа с личными делами учащихся;
- составление и анализ социального портрета класса;
- заполнение анкеты «Особенности семейного воспитания».

Анализ проблем учащихся, формулировка гипотез

Социальные проблемы;
- проблемы в эмоционально-волевой сфере;
- в развитии;
- личностные;
- проблемы здоровья;
- другие.

Разработка плана (программы) индивидуального сопровождения

Социальная помощь

  • оказание материальной помощи;
  • предоставление бесплатного питания;
  • обращение в районные городские соц. службы;
  • другие виды социальной помощи;

Непосредственное сопровождение (всеми специалистами);
- опосредованное сопровождение (консультативное), через взаимодействие с классным руководителем.

Реализация плана индивидуального сопровождения

Мониторинг эффективности сопровождения

Коррекция плана сопровождения (при необходимости)

Оценка результативности действий.

Потенциальная «группа риска»

Учащиеся «группы риска»

Взаимодействие социального педагога с различными государственными и общественными организациями социальной помощи – необходимое условие эффективного сопровождения социально-уязвимых семей, детей группы социального риска.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и правильно организованная психолого-педагогическая помощь играет важную роль в предотвращении деформации личности ребенка.

Поэтому следует проводить раннее выявление детей "группы риска". Как ни кто другой, они требуют пристального внимания и изучения их индивидуальных особенностей, а так же разработки программ коррекционного развития (устранение главных причин, сопутствующих причин, помощь и поддержка одноклассников).

Актуальной остается и проблема эффективной диагностики, направленной на решение, а не на констатацию наличия социально-эмоциональных проблем.

Схема психолого-медико-педагогического сопровождения может выглядеть следующим образом (рис.1):

Рисунок 1 - Схема психолого-медико-педагогического сопровождения детей "группы риска"

В школе работа с детьми "группы риска" начинается с просветительской деятельности: на педагогическом совете социальный педагог и психолог знакомят педагогов школы с классификацией обучающихся, находящихся в зоне или "группе риска". Методические рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений по организации работы с детьми группы риска / Сост. Мокрицкая С.Н. и др. - Н. - Вартовск: МУ "Центр развития образования", 2009. - С. 3-8.

Начальный этап работы с детьми "группы риска"начинается с деятельности классного руководителя , который лучше других знает своих учеников. Он взаимодействует со всеми школьными структурами (директором школы, Советом по профилактике правонарушений и безнадзорности, заместителями директора, психологической службой, учителями-предметниками, родительскими комитетами и т.п.).

В начале учебного года классными руководителями заполняются на каждого учащегося психолого-педагогические карты учащихся и социально-психологические характеристики семей, которые дают первоначальную информацию о ребенке. Работу классного руководителя в школе можно разделить на следующие этапы:

1 этап. Изучение первичной информации об учащихся классного коллектива. Классный руководитель изучает:

личные дела учащихся;

результаты медицинского обследования;

психолого-педагогические характеристики;

результаты успеваемости, посещаемости учебных занятий;

результаты диагностирования педагога-психолога;

жизнедеятельность учащихся вне школы.

Взяв новый ученический коллектив, классный руководитель выясняет:

кто из ребят относится к "группе риска", по какой причине;

кто состоит на внутришкольном учете, когда и почему был поставлен;

какие формы работы использовались с данными учащимися, какие из них явились более эффективными;

в каких семьях и условиях проживают данные учащиеся.

2 этап. Выявление учащихся "группы риска". Классному руководителю необходимо узнать особенности коллектива, какую роль играют в нем стоящие на учете ребята из "группы риска" и заполнить на каждого из них карту учащегося. Классный руководитель:

составляет карту класса по выявлению детей "группы риска" (Приложение №1);

выявляет учащихся "группы риска" в соответствии с классификацией;

составляет банк данных учащихся группы риска в классном коллективе.

3 этап. Планирование работы с учащимися "группы риска". Классный руководитель планирует воспитательную деятельность классного коллектива с учетом форм и методов работы с учащимися, находящимися в зоне или "группе риска" (Приложение 2). При планировании необходимо учесть взаимодействие со специалистами школы: педагогом-организатором, психологом, социальным педагогом, медицинским работником, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, школьным библиотекарем.

4 этап. Реализация плана воспитательных мероприятий. Классный руководитель сопровождает и координирует выполнение намеченных мероприятий плана воспитательной деятельности с учащимися "группы риска", подводит итоги за определенный период времени.

Особая роль в работе с детьми "группы риска" отводится социальному педагогу. Основные требования к планированию работы социального педагога представлены в Приложение 3. Можно выделить этапы работы социального педагога с учащимися "группы риска":

1. Социальный педагог на основании банка данных классных руководителей формирует общий банк данных по школе учащихся "группы риска".

2. Социальный педагог планирует работу с учащимися и семьями группы риска, включая взаимодействия с классными руководителями, специалистами школы.

3. Социальный педагог изучает с педагогом-психологом медико-психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявляет позитивные и негативные влияния в структуре личности ребенка.

4. Социальный педагог изучает материальные и жилищные условия подопечных. Ему необходимо систематически анализировать те или иные жизненные коллизии, для того чтобы помочь ему и педагогам найти правильные пути решения и выхода из неблагоприятных ситуаций. Он должен взаимодействовать с различными социальными службами, оказывая необходимую помощь детям.

5. Социальный педагог за определенный период (срок устанавливает администрация образовательного учреждения). Отслеживает результаты реализации плана мероприятий по работе с детьми "группы риска".

Социально-педагогическую работу социальный педагог осуществляет согласно своей профессиональной компетенции с учетом выявленной проблемы ребенка в следующих формах:

индивидуальная форма :

беседы с ребенком и его родителями на морально-нравственную тематику, оценку поведения в социальном окружении, в школе, отношение к родителям/между родителями;

социально-педагогическое консультирование по выявлению и разрешению проблем детско-родительских, детско-детских отношений;

методы внушения, убеждения, контроля.

групповая форма:

групповые беседы по проблемам организации безопасности жизнедеятельности ребенка в социальном контексте;

обучение правилам самозащиты в экстренных случаях;

проведение социально-педагогических тренингов в зависимости от выявленных проблем (совместно с психологом), с привлечением работников ИДН, компетентных специалистов в области санитарно-гигиенической службы и т.п.

Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются оптимизация общения учащихся со сверстниками и взрослыми, формирование чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умения ставить перед собой цели и владеть собой:

изучение положения ребенка в окружающей социальной микросреде;

выявление положительных и отрицательных качеств личности ребенка, его склонности и способности;

определение уровня обучаемости;

изучение состояние физического здоровья ребенка;

установление степени искажений духовных потребностей;

изучение основных ценностных ориентиров ребенка.

Организация психологической помощи детям группы риска включает:

изучение психологического своеобразия детей "группы риска", особенности их жизни и воспитания, умственного развития и отношение к учению, волевого развития личности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.

выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителей, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д.

психологическое консультирование с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом преодолеть, неуверенность в общении с другими.

коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.

Накопление данных психологического изучения детей с различными недостатками показало, что каждый тип нарушенного развития имеет определенную, только ему свойственную психологическую структуру. Поэтому, начиная работу по выявлению детей "группы риска", прежде всего, необходимо четко сформулировать критерии, по которым ребенка можно отнести к "группе риска", и в соответствии с ними подбирать методики. Желательно ограничиться двумя, максимум тремя критериями, иначе либо выявленная группа будет чрезмерно разнородной, либо возникнет множество спорных ситуаций: относится ребенок к "группе риска" или нет.

Необходимо помнить, что ни в коем случае нельзя принимать решение на основании одной методики, нужно составить диагностическую батарею. Так, например, "группой риска" в начальной школе могут стать дети-левши или дети с выраженными элементами левшества. Для выявления этих детей нужно собрать информацию у учителей и родителей и провести диагностические методики, направленные на выявление ведущей руки.

Психологу очень важно понимать, что возможности диагностических методик ограничены и весьма затруднительно получить на основании результатов диагностики исчерпывающую картину. Поэтому, при наличии перед психологом такой задачи как выявление детей "группы риска", помимо диагностики, необходимо опираться на экспертные оценки педагогов и результаты наблюдений за детьми.

Таким образом, в своей работе педагог-психолог должен использовать такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и учителями, с самим учащимся проективные методы.

Выявление детей "группы риска" ведется в течение всего учебного года регулярно комплексной методикой, которая включает в себя:

изучение школьной документации;

запрос информации из подразделений по делам несовершеннолетних;

беседы с учителями, учащимися, родителями, соседями, опросы мнений;

наблюдения на уроках, внешкольных мероприятиях, в семье;

а также методами педагогической диагностики, например:

1) методика определения уровня воспитанности классного коллектива;

2) методика изучения сформированности классного коллектива;

3) самоуправление в классном коллективе;

4) методика изучения социализированности личности учащегося;

5) социометрия.

Выводы по раннему выявлению детей "группы риска" будут более точными, если к педагогической диагностике личности учащегося привлечь самих учащихся. На практике оправдали себя следующие методы самоизучения и самооценки:

1) сочинения по определенной тематике и составленному плану;

2) самохарактеристики и самоинтервью "Познай себя";

3) игры, направленные на самопознание (Приложение 5).

Раз в четверть классным руководителем и психологом, по результатам наблюдений и анализа диагностики отклоняющегося поведения заполняется карта наблюдений, которая помогает определить сферы и степень неблагополучия ребенка, и является основой для разработки коррекционной программы работы с учащимся с учетом выявленной проблемы ребенка.

Кроме того, при организации работы с детьми "группы риска" можно выделить несколько общих правил , которые необходимо соблюдать в работе со всеми детьми этой категории. Там же. - С. 3-8.

Во-первых, особенно велика ответственность педагога, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.

Во-вторых, необходимы особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно - житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.

В-третьих, следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями.

Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.

Резюмируя все вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

основная отличительная особенность детей "группы риска" заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычные образовательные учреждения), но фактически в силу причин различного характера, от них независящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере базовые права, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными актами, - права на уровень жизни, необходимой для их полноценного развития, и права на образование;

в отсутствии адекватных условий развития ребенок оказывается в зоне риска, а возникшие у него проблемы требуют своевременного и эффективного разрешения;

дети "группы риска" (одаренность, слабая обучаемость или нездоровье) могут быть установлены только профессионально подготовленными специалистами;

адекватное психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка, уже находящегося в зоне риска, с учетом имеющихся у него проблем дает возможность избежать попадания ребенка в "группу риска".

для работы с учащимися "группы риска" необходимо сотрудничество всех педагогов школы. Специалисты системы сопровождения должны в комплексе подходить к решению проблем ребенка, качественно организовывать профилактическую работу. Каждый из них должен понимать, что взаимодействие разных специалистов в решении проблем детей и подростков является трудной задачей, но это единственное, что позволит рассматривать проблемы с разных сторон, учитывать разные точки зрения на одну и туже проблему.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук) Данный материал содержит первичные диагностические методики для определения особенностей развития личности, выявления факторов риска и для использования результатов методик при построении коррекционной работы. Основными принципами работы с детьми выступают принципы своевременного выявления детей группы риска, принцип единства диагностики и коррекции, принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к коррекционной программе. Инструкция «Вам предлагается ряд вопросов, касающихся различных сторон Вашей жизни и особенностей Вашего поведения. Если Вы честно и обдуманно ответите на каждый вопрос, у Вас будет возможность лучше узнать самого себя. Здесь нет правильных и неправильных ответов, отвечайте на каждый вопрос следующим образом: если согласны, отвечайте «да», если не согласны «нет». Работайте как можно быстрее, долго не раздумывайте». 1. Считаешь ли ты, что людям можно доверять? 2. Думаешь ли ты, что единственный способ достичь чего-то в жизни это заботиться прежде всего о себе? 3. Легко ли ты заводишь друзей? 4. Трудно ли тебе говорить людям «нет»? 5. Часто ли кто-нибудь из родителей несправедливо критикует тебя? 6. Бывает ли так, что твои родители возражают против друзей, с которыми ты встречаешься? 7. Часто ли ты нервничаешь? 8. Бывают ли у тебя беспричинные колебания настроения? 9. Являешься ли ты обычно центром внимания в компании сверстников? 10. Можешь ли ты быть приветливым даже с теми, кого явно не любишь? 11. Ты не любишь, когда тебя критикуют? 12. Можешь ли ты быть откровенным с близкими друзьями? 13. Раздражаешься ли ты иногда настолько, что начинаешь кидаться предметами? 14. Способен ли ты на грубые шутки? 15. Часто ли у тебя возникает чувство, что тебя не понимают? 16. Бывает ли у тебя чувство, что за твоей спиной люди говорят о тебе плохо? 17. Много ли у тебя близких друзей? 18. Стесняешься ли ты обращаться к людям за помощью? 19. Нравится ли тебе нарушать установленные правила? 20. Бывает ли у тебя иногда желание причинять вред другим людям? 21. Раздражают ли тебя родители? 22. Всегда ли дома ты обеспечен всем жизненно необходимым? 23. Ты всегда уверен в себе? 24. Ты обычно вздрагиваешь при необычном звуке? 25. Кажется ли тебе, что твои родители тебя не понимают? 26. Свои неудачи ты переживаешь сам? 27. Бывает ли, что когда ты остаешься один, твое настроение улучшается? 28. Кажется ли тебе, что у твоих друзей более счастливая семья, чем у тебя? 29. Чувствуешь ли ты себя несчастным из-за недостатка денег в семье? 30. Бывает, что ты злишься на всех? 31. Часто ли ты чувствуешь себя беззащитным? 32. Легко ли ты осваиваешься в новом коллективе? 33. Трудно ли тебе отвечать в школе перед всем классом? 34. Есть ли у тебя знакомые, которых ты вообще не можешь переносить?

2 35. Можешь ли ты ударить человека? 36. Ты иногда угрожаешь людям? 37. Часто ли родители наказывали тебя? 38. Появилось ли у тебя когда-нибудь сильное желание убежать из дома? 39. Думаешь ли ты, что твои родители часто обходятся с тобой как с ребенком? 40. Часто ли ты чувствуешь себя несчастным? 41. Легко ли ты можешь рассердиться? 42. Рискнул бы ты схватить за уздечку бегущую лошадь? 43. Считаешь ли ты, что есть много глупых моральных норм поведения? 44. Страдаешь ли ты от робости и застенчивости? 45. Испытывал ли ты чувство, что тебя недостаточно любят в семье? 46. Твои родители живут отдельно от тебя? 47. Часто ли ты теряешь уверенность в себе из-за внешнего вида? 48. Часто ли у тебя бывает веселое и беззаботное настроение? 49. Ты подвижный человек? 50. Любят ли тебя твои знакомые, друзья? 51. Бывает ли, что твои родители тебя не понимают и кажутся тебе чужими? 52. При неудачах бывает ли у тебя желание убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться? 53. Бывало ли, что кто-то из родителей вызывал у тебя чувство страха? 54. Критикуют ли родители твой внешний вид? 55. Завидуешь ли ты иногда счастью других? 56. Часто ли ты чувствуешь себя одиноким, даже находясь среди людей? 57. Есть ли люди, которых ты ненавидишь по-настоящему? 58. Часто ли ты дерешься? 59. Легко ли ты просишь помощи у другого человека? 60. Легко ли тебе усидеть на месте? 61. Ты охотно отвечаешь у доски в школе? 62. Бывает ли, что ты так расстроен, что долго не можешь уснуть? 63. Часто ли ты обнаруживал, что твой приятель тебя обманул? 64. Часто ли ты ругаешься? 65. Мог бы ты без тренировки управлять парусной лодкой? 66. Часто ли в вашей семье бывают ссоры? 67. Является ли один из твоих родителей очень нервным? 68. Часто ли ты чувствуешь себя ничтожным? 69. Беспокоит ли тебя ощущение, что люди могут угадать твои мысли? 70. Ты всегда делаешь все по-своему? 71. Бывают ли твои родители чересчур строги к тебе? 72. Стесняешься ли ты в обществе малознакомых людей? 73. Часто ли тебе кажется, что ты чем-то хуже других? 74. Легко ли тебе удается поднять настроение друзей?

3 Ключ Показатель вопроса 1. Отношения в семье 5+; 6+; 21+; 22-; 25+; 28+; 29+; 37+; 38+;39+; 45+; 46+; 53+; 54+; 66+; 67+; Агрессивность 13+; 14+; 19+;20+; 35+; 36+; 42+; 57+; 58+; 64+; Недоверие к людям 1-; 2+; 3 -;4 +;15+; 16+; 17-;18+; 34+; 43 +;44 +;59-; 63+; Неуверенность в себе 7+; 8+; 23-; 24+; 30+; 31+; 32+; 33+; 40+; 41+; 47+; 55+; 56+; 68 +;69 +; Акцентуации: гипертимная истероидная шизоидная эмоционально-лабильная 48+; 49+; 60-; ; 10+; 50+; ; 27+; 51+; ; 12+; 52+; 62+ Оценка результатов Показатель Высокие баллы (группа риска) 1. Отношения в семье 8 и более баллов 2. Агрессивность 6 и более баллов 3. Недоверие к людям 7 и более баллов 4. Неуверенность в себе 8 и более баллов 5. Акцентуация характера 3-4 балла по каждому типу акцентуации Обработка и интерпретация результатов Ответы учащихся сверяются с ключом. Подсчитывается количество совпадений ответов с ключом по каждому показателю (шкале), при этом если в ключе после номера вопроса стоит знак «+», это соответствует ответу «да», знак «-» соответствует ответу «нет».

4 Суммарный балл по каждой из пяти шкал отражает степень ее выраженности. Чем больше суммарный балл, тем сильнее выражен данный психологический показатель и тем выше вероятность отнесения ребенка к группе риска. 1. Отношения в семье Высокие баллы по данной шкале опросника свидетельствует о нарушении внутрисемейных отношений, которое может быть обусловлено: - напряженной ситуацией в семье; - неприязнью; - ограничениями и требованиями дисциплины без чувства родительской любви; - страхом перед родителями и т.д. Когда напряжение, вызванное неудовлетворенностью отношениями в семье, продолжается слишком долго, оно начинает оказывать сильное разрушающее воздействие на здоровье детей и подростков. 2. Агрессивность Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о повышенной враждебности, задиристости, грубости. Агрессия может выражаться и в скрытых формах недоброжелательности и озлобленности. Повышенная агрессивность часто сопровождается повышенной склонностью к риску и является неотьемлемой чертой характера детей и подростков группы риска. 3. Недоверие к людям. Высокие баллы по этой шкале говорят о сильно выраженном недоверии к окружающим людям, подозрительности, враждебности. Такие дети и подростки часто бывают пассивными и застенчивыми в общении со сверстниками из-за боязни быть отвергнутыми. Обычно это сопровождается коммуникативной некомпетентностью, неумением устанавливать дружеские взаимоотношения с другими людьми. 4. Неуверенность в себе. Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о высокой тревожности, неуверенности личности в себе, возможно, о наличии комплекса неполноценности, низкой самооценки. Эти качества личности также являются благодатной почвой для различных расстройств в поведении, а дети и подростки, имеющие высокие оценки по этой шкале, могут быть отнесены к группе риска. 5. Акцентуации характера. К группе риска относят следующие типы акцентуации характера. Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим настроением, имеет высокий тонус, энергичен, активен, проявляет стремление быть лидером, неустойчив в интересах, недостаточно разборчив в знакомствах, не любит однообразия, дисциплины, монотонной работы, оптимистичен, переоценивает свои возможности, бурно реагирует на события, раздражителен. Истероидный тип. Проявляет повышенную любовь к самому себе, жажду внимания со стороны, потребность в восхищении, сочувствии со стороны окружающих людей, старается показать себя в лучшем свете, демонстративен в поведении, претендует на исключительное положение среди сверстников, непостоянен и ненадежен в человеческих отношениях. Шизоидный тип. Характеризуется замкнутостью и неумением понимать состояние других людей, испытывает трудности в установлении нормальных отношений с людьми,

5 часто уходит в себя, в свой недоступный другим людям внутренний мир, в мир фантазий и грез. Эмоционально-лабильный тип.. Характеризуется крайней непредсказуемостью настроения. Сон, аппетит, работоспособность и общительность зависят от настроения. Высокочувствителен к отношениям людей


ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ Данный материал содержит первичные диагностические методики для определения особенностей развития личности, выявления факторов риска и для использования

Результаты мониторинга психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса 214-215 учебного года. Цель мониторинга: определение школьной зрелости у первоклассников, выявление уровня тревожности,

Результаты мониторинга психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса 213-214 учебного года Цель мониторинга: определение школьной зрелости у первоклассников, выявление уровня тревожности,

Методика 3 Укажите обязательно Ваш пол Ваш возраст Инструкция: Ответьте, пожалуйста, на эти утверждения «ДА» или «НЕТ». 1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим да нет 2. Иногда

МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ТЕЙЛОРА. АДАПТАЦИЯ Т. А. НЕМЧИНОВА. Опросник состоит из 50 утверждений. Для удобства пользования каждое утверждение предлагается обследуемому на отдельной карточке.

Методика Баса-Дарки для диагностики агрессивности Опросник Басса-Дарки (Buss-Durkey Inventory) разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.

ТЕСТ ТЕМПЕРАМЕНТА В.М. РУСАЛОВА Методика используется для диагностики предметно-деятельностного и коммуникативного аспектов темперамента и позволяет количественно оценить его свойства: энергичность, пластичность,

ШКАЛА РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СПИЛБЕРГЕРА-ХАНИНА Вводные замечания. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта.

Самооценка ребенка. Многие родители, наблюдая за своими детьми и их сверстниками, часто задаются вопросом: почему одни дети активны во всех сферах деятельности, легко идут на контакт со взрослыми и другими

1.13 Лица, не явившиеся на вступительные испытания по уважительной причине (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально), допускаются к нему резервный день. 1.14 За нарушение правил поведения

Особенности подростков зависимых от компьютерных игр Причины формирования виртуальной игровой зависимости, как показывают исследования, лежат как в психологической, так и в социальной сферах. Психологический

Тест школьной тревожности Филипса Цель: определить уровень и характер школьной тревожности. Инструкция. Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете

Научно-исследовательская работа ВЛИЯНИЕ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ НА УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ Выполнил: Атрошкин ГригорийВячеславович учащийся 3-в_ класса Муниципального общеобразовательного учреждения средней

Особенности агрессивного поведения подростков В современных условиях рост агрессии в подростковой среде отражает одну из острейших проблем нашего общества. За последние несколько лет резко возросла молодежная

Тест школьной тревожности Филлипса Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам,

Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Автор Ч.Д. Спилбергер (в адаптации Ю.Л. Ханина) Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, как это свойство во многом обуславливает

У ВАС АГРЕССИВНЫЙ РЕБЁНОК Что делать? Внешние причины агрессивности Семья, в которой растет ребенок. К сожалению, многие родители склонны к двойным стандартам: на словах они отрицательно относятся к проявления

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по социальной адаптации «Тропинка к своему Я» разработана на основе коррекционно-развивающей программы О.Хухлаевой социально-психологической направленности для учащихся

Тест «Опросник Айзенка» направлен на исследование трех индивидуальных качеств ребенка интравертность экстравертность, нейротизм и лживость. Стимулъный материал: 60 вопросов и бланк ответов. Инструкция:

Определение уровня мотивации аффилиации (А. Мехрабиан) Теоретические основания Описание методики Методика А. Мехрабиана предназначена для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности, входящих

Тест школьной тревожности Филлипса Тест школьной тревожности Филлипса (Альманах психологических тестов, 1995) позволяет подробно изучать уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего

1 ВЫЯВЛЕНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА Выявление структуры темперамента с помощью опросника В.М.РУСАЛОВА (взрослый вариант) Опросник Структуры Темперамента (ОСТ) используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного»

СОКРАЩЕННЫЙ МНОГОФАКТОРНЫЙ ОПРОСНИК ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ (Mini-Mult, СМОЛ) СМОЛ является адаптированным и стандартизированным вариантом психологического анкетного теста Mini-Mult, который представляет

Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение детский сад комбинированного вида 33 «Мечта» г.о Тольятти Консультация для родителей: «Как бороться с агрессивностью у детей» Подоготовили студентки-практикантки

МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ОПРОСНИК ДЛЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ ТИПОВ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ Тест МП ДО (по Личко) Инструкция: Вам предложен ряд утверждений. Прочитав внимательно каждое утверждение, решите: типично,

Методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей старшеклассников Инструкция: Вам нужно ответить на все предлагаемые вопросы да или нет. Поскольку вопросы коротки и не могут содержать всех

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Шкала депрессии Бека Инструкция: «В этом опроснике содержатся группы утверждений. Внимательно прочитайте каждую группу утверждений. Затем определите в каждой группе одно утверждение, которое лучше всего

ОПРОСНИК МИНИ-МУЛЬТ Опросник Мини-мульт представляет собой сокращенный вариант MMPI, содержит 7 вопрос, шкал, из них оценочные. Первые оценочные шкалы измеряют искренность испытуемого, степень достоверности

ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛЛИПСА Цель исследования изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут

Диагностические материалы по изучению склонностей обучающихся к суицидальному и агрессивному поведению Шкала безнадёжности (Hopelessness Scale, Beck et al. 1974) Ниже приводится 20 утверждений о Вашем

Методика «Детский вариант шкалы явной тревожности» (CMAS, адаптированный А.М. Прихожан) Диагностические возможности Шкала представляет собой опросник, выявляющий тревожность как хроническое генерализованное

Суицид намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится

ШКАЛА ОЦЕНКИ УРОВНЯ РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханин) 1 Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная

Ответы опросник дап-2-1 >>>

Ответы опросник дап-2-1 >>> Ответы опросник дап-2-1 Ответы опросник дап-2-1 Я убежден, что существует лишь одно-единственное правильное понимание смысла жизни. Бывали случаи, что мне было трудно удержаться

Ответы опросник дап-2-1 >>> Ответы опросник дап-2-1 Ответы опросник дап-2-1 Я убежден, что существует лишь одно-единственное правильное понимание смысла жизни. Бывали случаи, что мне было трудно удержаться

ГБПОУ «Свердловский областной медицинский колледж» «Проблемный» пациент на приеме: правила общения Пупкова Ирина Александровна, педагог-психолог ГБПОУ «Свердловский областной медицинский колледж» «ПРОБЛЕМНЫЙ»

(от греч. character печать, чеканка) - совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.

Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО. Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин, представляет собой методику для диагностики родительского

Методика «Q-сортировка» В. Стефансона. Методика «Q-сортировка» имеет целью диагностику основных тенденций поведения личности в реальной группе и ее представлений о себе как о социальном субъекте. Предполагается

Шкала оценки потребности в достижении Мотивация достижения стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что

Опросник «Психологический портрет родителя» (Г.В.Резапкина) Шкалы: приоритетные ценности, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль воспитания, уровень субъективного контроля Назначение теста: методика

Тестовый материал психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС для учащихся 5 классов общеобразовательных школ города Йошкар-Олы на 2015-2016 учебный год

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛЛИПСА Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Информативность психологических тестов и методов для оценки психоэмоционального состояния различных профессиональных групп Амиров Н.Х., Илюхин Н.Е., Краснощекова В.Н., Русин М.Н. Казанский государственный

ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ (ТЕСТ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ) Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению

Памятка для родителей по профилактике суицида! По данным отчета детского фонда ООН в последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и детей.

Опросник детской депрессии Разработанный Maria Kovacs (1992) и адаптированный сотрудниками лаборатории клинической психологии и психиатрии НИИ психологии, позволяет определить количественные показатели

Опросник структуры темперамента В.М. Русалов (ОСТ) Опросник структуры темперамента используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. ОСТ имеет

Социально-психологическое самочувствие Физиологический элемент (здоровье) Приобретение социального опыта Психологические факторы Здоровье это Состояние полного физического, психического и социального благополучия,

ОПРОСНИК СОСТОЯНИЯ АГРЕССИИ БАСА-ДАРКИ Опросник Басса-Дарки одна из наиболее популярных в зарубежной психологии методик для исследования агрессии. Согласно известным представлениям, агрессия является одним

Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях. Суицид геройство или слабость, или в нервном потрясенье срыв? Есть, скажите, у кого-то храбрость вскрыть

Аналитическая справка по адаптации учащихся 5 класса (2017-2018 уч.г.) Цель: изучение уровня адаптации обучающихся 5 класса и обеспечение условий для успешной адаптации. С начала учебного года, обучающиеся

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Осташевская средняя общеобразовательная школа» Анкета для оценки уровня тревожности родителей, учащихся сдающих экзамены ЕГЭ. Данная анкета дает возможность

Arbor Consulting Group Эмоциональные 1 Эмоциональные человека Тон - быстро проходящее или постоянное эмоциональное состояние человека. У каждого человека есть хронический или привычный для него тон. Человек

Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки Источники Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая

Q-КЛАССИФИКАЦИЯ (Q-sort) Методика исследования представления о своем «Я» и об окружающих людях. Предложена В. Стефенсоном в 1953 г. Выполнение заданий теста состоит в сортировке карточек с названиями свойств

МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЫ. Данные социально-психологические методики адресованы классным руководителям, воспитателям, школьным психологам, социальным педагогам

Выпускная квалификационная работа на тему: «Влияние Интернетзависимости на личностное развитие подростков» Выполнила: Научный руководитель: Актуальность темы исследования В XXI век человечество шагнуло

ПРОБЛЕМА ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Воробьева А.С. Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого Тула, Россия PROBLEMA SHKOL"NOGO BULLINGA V PODROSTKOVOM VOZRASTE

Акценцуации*/ характера у подростка */ Пограничное с нормой проявление черт характера Н О Р М А Акцентуация Патология Средняя норма Скрытая акцентуация Явная акцентуация Психологи не пришли к единому мнению:

Суицид причины, выявление, профилактика Мария Николаевна Прозорова к.п.н., преподаватель кафедры педагогики, психологии и управления образовательными системами Суицид осознанный акт устранения из жизни

Анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога Методика разработана в ЛВМА им. С.М. Кирова и предназначена для первоначального выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она

Отчет об исследовании процесса адаптации первоклассников в МКОУ СОШ 12 с. Малая жалга в 2016-2017 учебном году. Количество: 1 класс 6 человек. Цель: Определение уровня адаптации учащихся 1-ых классов.

Консультация для родителей на тему: ШидловскаяО.В.. "Детская агрессия" «Каждый может разозлиться - это легко. Но разозлиться настолько, насколько нужно и по той причине, по которой нужно, - это дано не

Подготовила: Селиверстова Лариса Ивановна, педагог-психолог МБДОУ ДС 13 пгт. Высокий, г.мегиона ДЕТСКИЕ СТРАХИ Страхи у детей появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребенок растет и начинает

Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые члены аттестационной комиссии! Тема моей дипломной работы - «Экспериментальное исследование эффективности психолого педагогической коррекции агрессивного отношения подростков

Методики для оценки психологической безопасности образовательной среды школы АНКЕТА ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Уважаемый коллега! И.А. Баева

Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Авторы Е. П. Ильин и П. А. Ковалев. Методика предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик.

просмотров