Рассказ о семье конспект коррекционного занятия. Занятие по семейному воспитанию. Занятие проведено в рамках методической недели. Анкета «Какие мы родители»

Рассказ о семье конспект коррекционного занятия. Занятие по семейному воспитанию. Занятие проведено в рамках методической недели. Анкета «Какие мы родители»

Коррекционное занятие по теме: «Моя семья».

Цели: 1) помочь детям осознать роль семьи в жизни человека;

2) развивать творческие и коммуникативные способности учащихся; прививать навыки сотрудничества с другими людьми

3) прививать уважительное отношение к членам своей семьи.

4) воспитывать любовь и уважение к своим близким, доброжелательное отношение к своим товарищам, чувство ответственности за свою команду.

5) работать над словесным ударением.

Ход занятия.

    Приветствие в игровой форме.

Встаньте пожалуйста в круг, улыбнитесь, пожмите друг другу руки и поздоровайтесь.

2.Установочная физкультминутка.

Дождик капнул на ладошку,

На цветы, и на дорожку,

Дождик льёт, ой-ой-ой,

Побежали мы домой,

Прибежали мы и сели.

3. Ребята, давайте поиграем в игру под названием «Кто поможет?». Я буду задавать вам вопросы, а вы, подумав, станете мне отвечать.

Все ребята любят вкусненько покушать. Кто же в доме лучше всех приготовит ужин?
- Все, конечно, угадали – это наши мамы.
- А теперь послушайте другие вопросы.

Кто научит гвоздь забить. Даст машину порулить?

Все вы знаете, ребята, - это наш любимый (папа.).

А кто это? Послушайте вопросы.

Кто носки внучатам вяжет, сказку старую расскажет, с мёдом даст оладушки - это наша бабушка.

Он - мужчина и он сед, папе - папа, мне он - дед.


- Кто порадует пятеркой? Кто поможет вымыть терку?
- Кто пойдет гулять с собакой?
- Кто польет цветы?
- Эти несложные дела по силам детям – сыновьям и дочерям.

Мамы, папы, и их дети – сыновья и дочки. Они все родные люди, они живут в одном доме, они все помогают друг другу. Они все любят друг друга и понимают.
- А каким, одним словом мы можем объединить этих людей?

Ребус «7 я»
- Это – семья. Без семьи людям очень трудно.

4. Я предлагаю вам подобрать слова-определения к слову «семья».

Семья- какая? (дружная, большая, крепкая, весёлая, надёжная и т. д.)

5 . Рассказ детей о семье. (используя рисунки семьи, фото, дети рассказывают о семье)

«…Лучше моих предков нет!
Они мне дарят улыбок свет.
Вам сказать хочу серьёзно:
Для меня они, как звёзды!» Алина

Мою маму зовут Наталья. Она работает медсестрой. Моего папу зовут Гена. Он - пожарник. (Деркачёва Алина)

«Большая у меня семья,
Но самый главный в ней
Конечно, Я!» (Исаков Даниил.)

Я Ляшков Даниил. Папа- Саша, брат- Артём. Мы живём в городе Воронеже.

Моя мама- повар. Ёе зовут Светлана.

Мой папа работает на сахарном заводе. Его зовут Алёша.

Мою маму зовут Наталья. Мы живём в селе. (Грошев.)

6.Родители дают имя своему ребёнку. Имя определяет судьбу человека, определяет его черты характера. Готовясь к занятию, дети нашли, что обозначают их имена.

Настенька ( уменьшительное имя от Анастасии) - самое распространенное имя героинь русских сказок. Девочке с таким именем на роду написано быть самой красивой, самой умной, самой нежной.

Алина. Девочка с этим именем - настоящая фантазёрка и выдумщица, она все время придумывает какие-то истории или игры. Эта девочка - непоседа и озорница, но зато она не капризна, редко плачет и никогда не жалуется.

Даниил - спокойный и добрый мальчик. Характером больше похож на мать. Болеет мало. Любит подвижные игры, общительный, постоянно окружён друзьями.

Сергей - заботливый мальчик, способен к сопереживанию. Он добросовестный и обязательный, почти всегда выполняет своё обещание.

На лепестки дети наклеивают своё фото и характеристику. Получается ромашка.

7 . Пальчиковая разминка «Считалочка».

- Ребята, давайте вспомним считалочку и разомнем наши пальчики. Поставьте перед собой руку с открытой ладонью и загибайте пальцы, начиная с большого.

Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – буду я –
Это вся моя семья.

8. Физкультминутка «Как живёте? »

Как живёте? – вот так! (показывают большой палец правой руки)

Как идёте? – вот так! (ходьба на месте)

А бежите? – вот так! (бег на месте)

А шалите? – вот так! (ударяют ладошками по надутым щекам)

На занятьях как сидите? – вот так! (руки полочкой перед собой)

Покажите, как вы спите? – вот так! (ладошки прижаты друг к другу и прижаты к щеке)

К солнцу тянете ладошки? – вот так! (тянут ладошки вверх)

Как сидите у окошка? – вот так! (кулачком подпирают щёку )

Всем спасибо за вниманье, ждёт вас новое заданье.

9.Древо класса .

А сейчас мы сделаем необычное дерево – символическая секвойя, где ствол и корни - это родителей, а зеленая крона – ладошки детей. И в итоге произошло удивительное чудо – рождение новой большой многочисленной семьи – семьи класса.

10. В конце занятия для закрепления я хочу задать вам несколько вопросов: :

1. Сколько человек в вашей семье?

2. Как можно ласково назвать бабушку?

3. Может ли дедушка быть папой?

4.. Кто старше бабушка или мама?

5. Как зовут мамину маму?

6. Как можно ласково назвать маму?

6. Кто младше папа или дедушка?

7. Кто в семье самый главный?

11.В конце занятия мы прочитаем все вместе стихотворение о семье:

Семья- это счастье, любовь и удача,

Семья- это летом поездки на дачу.

Семья- это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья- это труд, друг о друге забота,

Семья- это много домашней работы.

Семья- это важно!

Семья- это сложно!

Но счастливо жить без семьи невозможно!

    Итог. Закрепление результатов занятия.

Я хочу, чтобы вы сейчас закрыли глаза и представили себе что-то очень хорошее, что было в жизни вашей семьи. Представьте ласковую маму, справедливого папу, сестру или брата с которыми вы часто вместе играете. Вы почувствуете, как вам стало тепло и радостно и как легко стало вашей душе…
Запомните, что вы сейчас чувствуете и сохраните эти ощущения в памяти.

Откройте глаза.
- Ребята, о чём мы сегодня говорили?

Конспект занятия

«Мир семьи»

Цель: воспитывать отношение к семье как к базовой ценности общества.

Задачи:

Образовательные: раскрыть понятия «семья», «семейные ценности».

Развивающие: расширять кругозор, способствовать развитию коммуникативных качеств, умению работать в группе, развивать творческий потенциал детей.

Воспитательные: воспитывать у детей нравственные качества личности, добрые взаимоотношения между детьми в группе, ценностное отношение к себе и окружающим.

Оборудование:

Нарисованная поляна, бумажные птицы, дом с изображением «7-я – наша группа», звезды-оригами, пословицы для игры, раздаточное пособие для практической работы, компьютер с видеосюжетом «Притча о звезде», песни «Мир похож на цветной луг», «Твори добро», афоризмы про семью, фломастеры, свеча.

Ход занятия:

Воспитатель:

Добрый день! Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу.

Давайте дадим друг другу руку, улыбнёмся солнышку – пустим по кругу искорку хорошего настроения.

Ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас? (Семья)

Тема нашего часа лиричная:

Место личного в общем строю,

Чтобы крепла ячейка первичная,

Всесторонне обсудим семью.

Английский психолог, философ Фрэнсис Бэкон говорил: «Любовь к Родине начинается с семьи».

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место – дом, семья. (Показываю плакат в виде дома «7-я – наша группа»)

Что же означает слово «семья» по-вашем? (Дети отвечают по кругу определение «Семья»)

Семья – сколько в нём загадок, оно делится на два слова: «семь» и «я». Оно говорит «семья» - это семеро как я. Число семь не делится, оно считается особенным и напоминает о том, что «семья» тоже едина и неделима.

Давайте посмотрим инсценировку сказки Василия Александровича Сухомлинского «Лепесток и цветочек». (Просмотр сказки в исполении детей)

«Лепесток и Цветок»

Расцвёл белый Цветок георгина. Летали над ним пчёлы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился! «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветёт. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»

Поднатужился Лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, Как ни в чём не бывало, улыбается солнышку, зовёт к себе пчёл и шмелей. Пошёл Лепесток, встречает Муравья.

Ты кто? – спрашивает Муравей.

Я – Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветёт.

Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты, - не знаю.

Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветёт. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.

Воспитатель:

Скажите, ребята, почему погиб лепесток? А как мы можем применить эту сказку к жизни человека? (Ответы детей)

В семье точно так же все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, единстве с родственниками, человек счастлив по-настоящему.

Мне кажется, что и нашу группу можно назвать семьёй. Ведь нас с вами многое объединяет: мы заботимся друг о друге, помогаем, у нас есть общие увлечения, любимые занятия и даже семейные традиции.

Скажите своё мнение – считаете ли вы нашу группу семьёй? Что нас объединяет в семью? (Ответы детей. Затем выбирают карточки с нужными ответами, помещают в дом «7-я – наша группа», делают обобщение).

1.Занятия

2.Досуг

3.Традиции

4.Труд

5.Увлечения

6.Мероприятия

7.Отдых

8.Школа

Послушайте стихотворение о нашей семье.

Воспитанник:

Семья – это наше счастье, любовь и удача,

Семья – это праздник, семейные даты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это важно!

Семья – это сложно.

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтобы про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья.

Воспитатель:

Хорошо, когда все быстро и дружно справляются с домашними делами и остаётся свободное время для любимого занятия. Во многих семьях принято свободное время проводить вместе: обмениваться новостями, обсуждать события, читать вслух книгу, слушать музыку, смотреть любимую телепередачу, шутить, вместе гулять, играть.

И сейчас мы с вами немного отдохнём и поиграем.

Игра «Путаница».

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Ведущий выходит из комнаты. Не расцепляя рук, игроки запутываются в кругу. Задача водящего – вернуть детей в круг.

Воспитатель:

Молодцы! Задание было веселым и интересным, не правда ли? Скажите, что помогло вам справиться с ним? Как удалось достичь цели? (Ответы детей)

Да, взаимопомощь, поддержка, доверие друг к другу помогли вам справиться с этим заданием.

Только понимая друг друга и вежливо относясь друг к другу, можно избежать семейных ссор, поддержка членов семьи поможет справиться с любой трудной ситуацией, а доброта в семье помогает сохранить спокойствие и уют. А самое главное и важное - чтобы в семье был мир и лад.

Мир семьи - это радостный дом, его уют и тепло.

Какие качества важно воспитать в себе, чтобы сохранить этот уютный и теплый мир семьи? (Трудолюбие, старательность, ответственность, готовность прийти на помощь, терпимость, взаимопомощь, взаимопонимание, умение уступать друг другу, гостепреимство).

Давайте попробуем создать наш «Мир семьи».

У вас на столах волшебные птицы, которые помогут вам запомнить эти качества. Нужно разместить их на сказочной поляне. (Поочерёдно выходят дети, читают определения качеств, делают обобщение: почему важно воспитывать в себе то или иное качество).

Американский философ Джордж Сантаяна говорил: «Семья – один из шедевров природы». И этот шедевр природы – наш «Мир семьи», где есть уют, тепло и гармония. (Дети поют Песню «Мир похож на цветной луг»)

Но в семье не так-то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло. Что ещё, по-вашему, необходимо для создания крепкой семьи? (Любовь, уважение, лад, забота, взаимопонимание, терпение, дружба, юмор, такт, хорошее настроение, доброта).

Давайте соберём солнечные лучи в единое целое. (Поочерёдно выходят дети, читают определения к высказыванию «Крепкая семья» и помещают на сказочную поляну вокруг солнца).

Семья – это маленькое солнце, благодаря которому нам тепло, уютно. Оно притягивает к себе. И все мы: и взрослые, и дети, должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь.

«Дом построить – не шапку одеть» - гласит русская народная пословица. В народе существует множество пословиц и поговорок о доме, о семье. А какие помните вы?

    Мой дом – моя крепость.

    В гостях хорошо, а дома лучше.

    Дома и стены помогают.

    В семье и каша гуще.

    Семья в куче, не страшны и тучи.

    Яблоко от яблони не далеко падает.

    Дети, что цветы: уход любят.

    Семейное согласие всего дороже.

    В семье разлад, так и дому не рад.

Перед вами пословицы. Но, по ошибке наборщика, они перепутаны. Нужно вернуть им первоначальный вид, соединив стрелками.

1.Когда семья вместе…(так и душа на месте).

2.Семья без детей…(что цветок без запаха).

3.Согласную семью…(и горе не берёт).

4.Семья – печка: как холодно…(все к ней собираются).

5.Дружная семья…(и землю превращает в золото).

6.В семье любовь да совет…(так и нужды нет).

7.На что клад…(коли в семье лад).

8.Изба детьми…(весела).

9.Семья сильна…(когда крыша одна).

Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием на «отлично».

Скажите, почему люди не любят жить в одиночестве? Для чего они ищут спутников жизни, воспитывают детей, приобретают друзей? (Ответы детей)

Предлагаю вам посмотреть небольшой видеосюжет о семье «Притча о звезде». (Просмотр видеосюжета)

Давным-давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у звёздочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью, то тусклый и незаметный»? Звёздочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой! «А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна. «Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их манит в

дорогу, куда они так спешат»? «Ты узнала тайну спешащих странников»? – спросила Луна. «Да, - ответила Звёздочка. – Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в пути. Он выглядел изнемождённым и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза…». «А какими были его глаза»? – недоуменно спросила Луна. «Они светились в темноте от счастья и радости», - ответила, тяжело вздохнув Звёздочка и продолжила. – Чему ты радуешься, странник»? И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное». Звёздочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью». Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью?» «А разве это возможно»? – с надеждой спросила Звёздочка. Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом золотого одеяния, и вот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой Звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна СЕМЬЯ»!

Воспитатель:

Каждый человек должен быть кому-то нужен, должен о ком-то заботиться, кому-то помогать. Людям хочется с кем-то разделить свою радость и печаль, хочется, чтобы их ждали, любили, хочется создать свою счастливую семью.

Весь народ – наша большая семья. История каждой семьи – частица истории Родины. Мы с вами тоже частичка своей Родины. И насколько сплочённой и крепкой будет наша группа, наша семья, зависит от тех качеств, которые вы в себе воспитываете.

Где-то далеко во Вселенной освещает жизненный путь каждой семьи нашей необъятной страны большая яркая звезда.

Звезда – это символ единства и сплочённости. Давайте зажжём свои маленькие звёздочки – символы душевного тепла и покоя, любви, понимания и мира в нашем доме. (Дети прикрепляют сделанные заранее звёздочки по технике «оригами» к окнам дома).

Мне очень хотелось бы, чтобы никогда не угасал этот свет в ваших окнах, где тепло и уютно всем нам.

Постарайтесь, чтобы так и было!

Великий советский педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Семья – это та первичная среда, где человек должен творить добро».

(Дети поют песню «Твори добро». Зажигается свеча. Она передаётся по кругу).

Наше занятие подходит к концу. Очень хочется, чтобы всё то, что вы сегодня узнали, осталось с вами, чтобы вам ваш дом был согрет душевным теплом, уютом и любовью.

Благодарю всех за участие, за вашу активность.

Тема занятия: «Моя семья – моё богатство».

Цель: Расширить представление о семье, семейных традициях, о важности и роли семьи в жизни человека.

Задачи:

1.Раскрыть понятия «родительский дом» и «счастливая семья», выявить их особенности.

2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения у ребят, проявления активности. Способствовать сплочению и развитию коллектива.

3. Воспитывать уважение к дому, в котором живешь, членам своей семьи, людям старшего поколения.

Оборудование: Магнитофон с записью песен «Родительский дом», видеоролик, карточки для выполнения заданий; карточки с заданиями; пословицы, загадки, памятка для детей.

Ход занятия.

1.Организационный момент. Психологический настрой.

Воспитатель: Сегодня мы собрались поговорить на очень интересную и важную тему для каждого из нас, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и сохранять прекрасное настроение.

2. Определение темы занятия.

Вы, должны догадаться, о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии?

Звучит музыка «Родительский Дом». Видеоролик.

Ответы детей

Слайд 1:

Воспитатель: Правильно ребята тема нашего занятия «Моя семья – моё богатство». Мы постараемся определить что такое « Родительский дом», что такое семья, выяснить какая семья самая счастливая. И в течение нашей занятии мы с вами будем работать, и выполнять задания.

А как вы считаете, почему в песне поётся

«Родительский дом– начало начал?»

Ты в жизни моей, надёжный причал.

Родительский дом! Пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет.

Ответы детей (мнения ребят).

Воспитатель: Это дом где ты родился, сделал первые шаги, сказал первое слово. Что может быть важнее уютного дома, там, где тебя всегда поймут, там, где надеются и ждут, где ты забудешь о плохом, это твой дом.

Вы часто употребляете слова «Мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат дядя, тетя» А кто это?

Ответы детей (члены семьи)

Совершенно верно. Каждая семья живет в своем доме. А как вы думаете нас можно назвать семьей?

Ответы детей (мнения детей).

Конечно, мы не родственники, и мы тоже семья. Мы вместе живем, отдыхаем, отмечаем вместе праздники, радуемся победам, огорчаемся из-за неудач. Как же построить такой дом «счастья»? С чего начать?

Слайд 2 : Определите понятия «Устами младенца»

Это когда все вместе – мама, папа, бабушка, дедушка. (семья )

–Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на Земле (мама)

– Место, где все собираются вместе. (дом)

Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его всё равно любят. (ребенок)

– В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколения в поколение (семейные традиции)

Она вяжет всем носки и печет самые замечательные пирожки и булочки. (бабушка)

Ребята, как вы понимаете, что такое семья?

Слайд 3: Ребята дают свои варианты. Что такое семья?

Семья.

Воспитатель: Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Ученик читается стихотворение о семье

Слайд 4:

Семья

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение, трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Воспитатель: О чем говориться в этом стихотворении?

Ответы детей

Скажите, для чего человек нужна семья. Выполните задание

Слайд 5 Задание : Выберите слова, характеризующие семью

Учит любви,

Ответственности,

Заботе и уважению старших

Вера в необходимости семьи

Утверждение в ненужности

Для одиночества

Для счастья

Обуза

Воспитатель: Я хочу прочитать вам одну легенду.

Воспитатель вывешивает эти качества на доске.

Слайд 6: Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению, вере в необходимости, где тебя ждут и любят

С чего начинается семья ?

С Дома

В группах на листочках напишите, что значит для вас Дом?

Слайд 7 Место, где тебя ждут. Дом

Задание: На кирпичиках напишите, что значит для вас Дом

Дом – это очаг

Дом - это крепость

Дом – это уют

Дом – это тепло

Дом – это любовь

Слайд 8 Про дом и семью в народе сложено много пословиц и поговорок

Слайд 9

Задание : Найдите вторую половинку пословицы.

Дом без хозяйки - сирота

Дом вести - не бородой трясти

Семейный горшок – всегда кипит

В гостях хорошо, а дома лучше

Слайд 10

Счастлив тот, кто у себя дома

Вся семья вместе, так и душа на месте

Не нужен и клад, коли в семье лад

Согласную семью и горе не берет

Слайд 11

Состав семьи. Родственники

Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

Слайд 12

Кого мы считаем близкими и дальними родственниками

Воспитатель: На карточках пишут: одна семья « Близких родственников», другая «Дальних родственников».

Задание: Назовите близких и дальних родственников

Близкие родственники: Дальние родственники

Мама тетя

Папа дядя

Брат двоюродный брат

Сестра двоюродная сестра

Дедушка прабабушка

Бабашка прадедушка

Слайд 13

Задание: Подобрать определение

Сестра папы дедушка

Мать мамы тетя

Отец папы прабабушка

Брат мамы бабушка

Бабушка мамы дядя

Сын брата папы племя

Слайд 14

Познакомимся с составом семей учащихся

Встаньте, у кого многодетная семья.

Встаньте, у кого есть бабушки и дедушки?

У кого есть двоюродные братья и сестры

У кого есть старшие братья и сестры?

Задание: Назовите фамилии, имена своих бабушек, дедушек.

Слайд 15

Самый главный человек в семье, это мама выполните задание

Задание : Напишите 5 ласковых слов о маме:

Добрая, ласковая, нежная, заботливая.

Семейные отношения

Какая семья обходится без ссор и конфликтов? Все конфликты и ссоры в семье происходят между родителями и детьми

Слайд 16

Задание: Как поступят родители (разыграть сценку)

Сын поздно пришел домой, как его встретили родители.

Спросить (Почему так долг гулял?)

Кричать (Опять пришел поздно?)

Допрашивать (Где ты был?)

По беседовать (Ты знаешь, что поздно гулять опасно)

Ребята делают анализ увиденного. С чем согласны или не согласны.

Слайд 17

Какими бы вы хотели видеть идеальными родителей и детей.

Задание: Продолжи предложение

Если б я был идеальным родителем я бы был:

Внимательным, добрым, щедрым,

Если б я был идеальным ребёнком , я бы был:

Послушным, внимательным, хорошо учился

Слайд 18

Семейные праздники и традиция еще больше сплачивают семью?

Какие семейные праздники вы знаете?

Ответы детей

Семейные традиции и праздники

Задание: Назовите семейные праздники

Новый год

Дни рождения

Пасха

Рождество

Походы на природу

Рыбалка

Рассказы детей о своих семейных праздниках

Слайд 19 Новый год

Слайд 20 Рождество

Слайд 2 1 Пасха

Слайд 22 День рождения

Слайд 23 Русская традиция

На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой.

Что символизировал этот новогодний обычай?

Это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться.

Жизненные ситуации

Семья тогда будет сплоченной, когда многие вопросы, особенно бюджет семьи рассматривается сообща. Выбрать вариант и объяснить на что потратит семья деньги

Слайд 24

Задание: Рассмотреть жизненную ситуацию и объясните свой выбор?

Папа получил премию (50 тыс. руб.)

Шубу маме

Сыну велосипед

Операцию для бабушки

Слайд 25

Мама получила отпускные (60 тыс. руб.)

На что потратит семья премию, если нужно купить:

  • Путевку в санаторий для дедушки .
  • Компьютер для сына,
  • Сапоги для дочери

Ребята выбирают, что деньги нужно потратить на операцию для бабушки, и путевку в санаторий для дедушки, так как здоровье важнее всего, особенно у старшего поколения.

Слайд 26

«Заповеди семейной жизни»

  • Свято храни честь своей семьи.
  • Люби свою семью и делай ее лучше.
  • Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.
  • Проявляй заботу и участие к близким и дальним родственникам.
  • Подари родителям радость.
  • Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.
  • Доброе дело – дороже богатства.
  • Жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

Семья – главное в жизни человека

Слайд 27

Рефлексия

Занятие мне…

Я узнал для себя …

Слайд 28

Вывод

Время неумолимо. Человек рождается, растет, взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И никому еще не удавалось разорвать этот круг. Человек уходит, а дети его остаются. У детей рождаются свои дети, у тех - свои. И если человек, даже не совершал никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь , он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки – семья. Любите и берегите свою семью и тогда будете счастливы.

Я предлагаю вам поиграть в «Строителей». Для этого нужно распределиться на 4 бригады (ребята распределяются).

При строительстве дома необходимо соблюдать ряд требований:

Начало и конец работы по команде.

Согласие и несогласие движением руки.

Правила понятны?

(распределяем между «бригадами» задания; «бригады» выбирают своего прораба).

Задание для 1 бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые можно связать со словом «Дом».

- «Дом» – это… .

Задание для 2 бригады: написать слова, которые ассоциируются со словом «Семья». «Семья – это… .

Задание для 3 бригады: записать на «кирпичиках» несколько этических понятий, которые вы можете предложить для крепости семейных отношений.

Задание для 4 бригады: создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .

(на подготовку 5 - 10 минут)

Все бригады готовы, осталось только построить дом.

- Строительство дома начинается с фундамента.

I бригада

«Прораб» зачитывает ответы: Дом – это… (крепость, очаг, начало начал, кров, причал).

Молодцы, фундамент дома готов. Начинаем строительство стен дома.

II бригада

«Прораб» зачитывает ответы: Семья – это… (мама, папа, я, бабушка, дедушка, сестра, брат, тётя, дядя, другие родственники).

- Молодцы, строительство стен в доме завершено. Осталось покрыть дом крышей.

Что нужно для крепости семейных отношений? Об этом нам расскажет «прораб» III бригады.

III бригада.

«Прораб» зачитывает ответы: понимание, уважение, любовь, доверие, верность, терпимость, доброта, сочувствие.

IV бригада расскажет нам «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .

Можно быть : быть внимательным, заботливым; помогать, ласковым, добрым, уверенным в себе, любить свою семью.

Нельзя : огорчать; ругаться; предавать; грубить; повышать голос; быть агрессивным; выплёскивать на других свой гнев, обиду; бездельничать, когда взрослые трудятся.

- Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал частичку души.

3. Работа по теме.

- Так что же такое семья? (дети высказывают мнения)

«Семья – это дом, где тепло и уютно, где тебя любят ».

«Семья – это родные друг другу люди».

«Семья – это близкие друг другу люди, которых объединяют общие интересы».

- Из толкового словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой

«Семья – группа живущих вместе близких родственников».

Совершенно верно, люди, с которыми мы вместе живём, отдыхаем, которые рядом и в праздники, и в трудные минуты – это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надёжные друзья. В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали: «Что хорошо»? «Что плохо»? «Что можно»? «Что нельзя»?, приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные.

А как вы считаете, а какая должна быть семья? (мнение ребят), (в семье все друг друга понимают, любят, уважают; заботятся друг о друге, помогают).

« Как появилась дружная семья».

Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (Понимание, Любовь, Уважение, Доверие, Доброта, Забота, Помощь, Дружба)

- Совершенно верно, семья строится на доверии и любви, на взаимоуважении и взаимопонимании. Всё это – составляющие крепкого фундамента для семьи – семейные ценности. Это общие интересы всей семьи. Мы не рождаемся с ними, семейные ценности не передаются по наследству, их нельзя купить, а можно их только приобрести и беречь всю жизнь, беречь как зеницу ока.

- Хорошо, когда семья большая, однако, семья может быть и маленькая: например, мама и сын, мама и дочь. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.

Хотелось ли вам жить в счастливой семье? Почему? (высказывания детей).

Выберите слова, которые «живут» в такой семье? (раздать карточки со словами)

уют , спокойствие , вражда, здоровье, болезнь, любовь , ненависть, чистота, добро , счастье , ссора, дружба , согласие , грубость).

4.Творческая работа.

А сейчас я хочу попросить вас, чтобы вы нарисовали свою семью. Дети рисуют на тему «Моя семья». (рисунки затем можно использовать как основу рисунка-теста).

Недаром существует множество народных пословиц о доме и семье.

Дети называют известные им пословицы и поговорки о семье.

Семья в куче - не страшны и тучи.

На что и клад - коли в доме лад.

Когда семья вместе - так и душа на месте.

В семье и каша гуще.

Один в поле не воин.

Хорошо в гостях, а дома лучше.

Дома и стены помогают.

Мой дом - моя крепость.

Отлично! Теперь закончите пословицу о семье:

Где любовь да совет, там и горя … (нет)

Где мир и лад, не нужен и … (клад)

Лучший клад, когда в семье … (лад)

В семье разлад, так и дому … (не рад)

Доброе братство лучше … (богатства)

Вся семья вместе, … (так и душа на месте)

Ребята на столе стоит сосуд, и коробочки с большими камушками, мелкими камушками и песком, сейчас я расскажу вам притчу, и мы попробуем его наполнить.

Как – то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили что полон. Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между камнями и заполнили их. После этого он снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь.

Они снова подтвердили – факт, полон.

И наконец, мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок конечно же заполнил последние промежутки в сосуде.

« Теперь» - обратился мудрец к ученикам, - « я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь! Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши родители, дети – те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие, как, например, ваша работа, квартира, ваш дом или ваша машина. Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней. Также и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших вещей уже ничего не останется.

Поэтому обращайте внимание, прежде всего на важные вещи, находите время для ваших близких, и родных, следите за своим здоровьем. У вас останется еще достаточно времени для учебы, работы и всего остального. Следите за вашими большими камнями - только они имеют цену, все остальное – лишь песок».

5. Итог урока

- Наше занятие подходит к концу и мне бы хотелось узнать ваше мнение:

Интересно вам было строить дом?

Работать в строительной бригаде?

Считаете ли вы полезной работу, которую мы делали с вами?

Правильно ли мы наполнили сосуд?

Что на свете всего дороже? (Семья).

Без чего не может быть она? (Без папы, мамы и меня).

А чем же скреплена она? (Любовью, заботой и теплом).

Пусть всё это только игра,

Но ею сказать мы хотели:

Великое чудо семья!

Нет в жизни важнее цели!

Храните её! Берегите!

Звучит мелодия песни: ребята давайте мы все вместе споем знакомую нам песню

ДОМ

Мимо текла, текла река,

Плыли куда-то облака,

Шел человек,

И нелегка была дорога.

А человек мечтал о том,

Что он построит где-то дом,

И поселится счастье с ним

В доме одном.


Это не стены, не окно,

Даже не стулья за столом -
Это не дом, это не дом.

Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом -
Это твой дом.

Если, бывало, он сдавал,

То неизменно напевал

Песню любимую свою,

Что вам поем мы.

Дом – это там, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь

Яростным, добрым, нежным, злым,

Еле живым.

ПРИПЕВ Дом, как известно всем давно –
Это не стены, не окно,

Даже не стулья за столом -
Это не дом, это не дом.
Дом – это там, где нас поймут,

Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом -
Это твой дом.

Всем большое спасибо за активную работу.

Классный час «Дерево держится корнями, а человек семьей»

Цель: формирование представлений о жизненном идеале семьи; понятий о семейном воспитании и семейных ценностях.

Задачи: прививать навыки осмысления семейных ценностей, развить интерес к родословной своей семьи, к пониманию родных и близких людей и уважительного отношения к ним, вспомнить термины родственных связей.

Форма проведения. Круглый стол в 8-9 классах

Оформление:

1. Выставка нарисованных учащимися генеалогических древ.

2. Раздаточный материал (карточки с названиями семейных ценностей, пословицы, памятки)

Ход классного часа:


  • Сегодня мы проводим с вами классный час под названием «
    «Дерево держится корнями, а человек семьей». Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.

  • Есть одна очень интересная легенда о семье:


В давние времена жила большая дружная семья из 100 человек, и в ней всегда царили мир, любовь и согласие. Молва об этой семье долетела до правителя этой страны. Он вызвал к себе главу семьи и спросил у него: “Как вам удается жить, никогда не ссорясь?” Тот взял бумагу и написал на ней что-то. Ответ очень удивил правителя: там было написано слово “понимание”!


  • А как вы думаете, что такое семья и каковы ее основные принципы? Давайте попробуем смоделировать счастливую семью, работая в группах.


^ Задание группам: У вас на столах лежат карточки со словами: терпение, трудолюбие, любовь, взаимопонимание, верность, доброта, дети, ответственность, забота, честность, семейные традиции, дружба, прощение, долг, материальный достаток, уважение, самопожертвование, порядочность. Постройте, пожалуйста, из этих карточек счастливый семейный дом, определив, что пойдет в фундамент, что может стать стенами и крышей будущего семейного дома.


  • Итак, что же у вас получилось? Как вы считаете, какие принципы должны быть в основе всего, фундаментом семьи? (сообщения учащихся)

  • Что является стенами вашего дома? (сообщения учащихся)

  • Русская пословица гласит: «Семья сильна, когда над ней крыша одна». Какие же принципы вы оставили на крышу вашего счастливого дома? (сообщения учащихся)

  • Ребята, вы замечательно справились с заданием. Хотя моделировать на бумаге намного проще, чем создавать счастливую семью в реальной жизни. В 16 веке в России даже распространилась любопытная книга “Домострой”. В ней давались поучения и наставления мужу, жене, детям. Там шла речь о самом главном - об ответственности супругов друг за друга, за детей, за престарелых родителей, за духовное, нравственное и материальное благосостояние семьи. Что ценно в семье, без чего семья не может существовать, что для человека семья – об этом говорят и многие русские пословицы.


^ Задание группам: Проверим, знаете ли вы пословицы о семье? У вас на столах лежат карточки с частями пословиц. Ваша задача – соединить разрезанные половинки, так чтобы получилась пословица.

(обсуждение пословиц)


  1. Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.

  2. В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

  3. Намёки да попрёки - семейные пороки.

  4. Не прячь свои неудачи от родителей.

  5. Согласие в семье - богатство.

  6. Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

  • Помните легенду о большой семье, где царило понимание? Было в старину еще одно правило. Все нити управления в семье сосредотачивались в руках одного человека - отца. Подчинение ему было беспрекословным. Отец кормил семью и отвечал за ее благополучие. Мать воспитывала детей и вела домашнее хозяйство. Недаром существует пословица “хозяйка и кошка в избе, хозяин и собака во дворе”. Конечно, от прошлого можно отмахнуться. Это ведь так просто! Но оно всегда рядом. Исследования ученых показывают, что наши предки непосредственно влияют на наше физическое развитие. К сожалению, теперь сведения о предках у всех скупы. А в старину было не так. Прежде, чем женить сына или выдать замуж дочь, люди узнавали о будущих родственниках до пятого колена! Незнание своих предков приравнивалось к отсутствию образования. Итак, обратимся к генеалогии. Кто знает, что означает это слово?

  • В переводе с греческого оно означает
    “родословная”, т.е. наука, занимающаяся поиском предков людей. Родословной во все времена и во всех странах придавалось большое значение.


Фамильная честь, интерес к своему роду - все это ветви большого дерева, имя которому патриотизм. Нельзя жить и не помнить родства. Давайте проверим, до какого колена знают своих родственников в ваших семьях, (учащиеся представляют свои генеалогические древа, подготовленные заранее).


  • – Знаете ли вы, ребята, что раньше семьи были большие? В таких семьях все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье есть у меня загадка. Попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.

    Задам сейчас задачу я.
    Послушай, вот моя семья:
    Дедуля, бабушка и брат.
    У нас порядок в доме, лад.
    И чистота, а почему?
    Две мамы есть у нас в дому,
    Два папы, два сыночка,
    Сестра, невестка, дочка,
    А самый младший – я,
    Какая же у нас семья?

    (Ответ: 6 человек – брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка).


  • Благодаря этому стихотворению, мы с вами коснулись очень интересной темы родственных отношений. Каждый из нас, только родившись, оказывается в этом хитросплетении родственных отношений. У ребёнка может ещё не быть имени, но он уже чей-то сын или дочь, внук или внучка, брат или сестра, племянник или племянница и даже может оказаться кому-то уже дядей и тётей.
    Вопросы учащимся:

    1.Вопрос: Кто такие бабушка и дедушка?
    (Ответ: родители мамы или папы).

    2.Вопрос: Как зовут сестру мамы или папы?
    (Ответ: тётя).

    3.Вопрос: А кто такой дядя?
    (Ответ: брат мамы, папы).

    4.Вопрос: Объясните, кто такие внук, внучка, племянник, племянница?
    (сын сына или дочери; дочь сына или дочери; сын сестры или брата; дочь сестры или брата)


5.Вопрос: А есть ли среди учеников нашего класса дяди и тёти?

6.Вопрос: Может ли так быть, что дядя и племянница одновременно учатся в одном классе?

7.Вопрос: Свекровь и свёкор. Кто это?
(Ответ: родители мужа)

8.Вопрос: Тесть и тёща. Кто это?
(Ответ: родители жены)

9.Вопрос: Кто такой шурин? свояченица?
(Ответ: брат жены и сестра жены)

10.Вопрос: А как называют брата мужа? сестру мужа?
(Ответ: деверь и золовка)

11.Вопрос: Кто такие свояки?
(Ответ: мужья сестёр)

12.Вопрос: Кто такие невестки?
(Ответ: жёны братьев)

13.Вопрос: Кого называют зятем?
(Ответ: мужа дочки, сестры или золовки)

14.Вопрос: К вам пришли невестка и сноха. Кто это?
(Ответ: это одно и то же лицо, поскольку женщина может быть снохой только для свёкра, остальной родне она невестка)


  • Мы сегодня вам вручаем вот такую памятку, на которой названы родственные отношения. Но особенно обращаем внимание на слова Сократа
    «К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе».

  • Что вы почерпнули для себя из нашего сегодняшнего разговора?

  • Давайте еще раз назовем ценности, которые лежат в основе хорошей семьи (ребята называют – учитель прикрепляет на доску карточки с названием ценностей).

  • Мы должны помнить, что сердце человека - сад, в котором при правильном обращении прорастает любовь, но в нем также легко укореняются и очень быстро разрастаются человеческие пороки. Чтобы ни происходило в обществе, семья создает среду и условия. И какие ценности мы проповедуем сейчас, то и прорастет в нашей семье. Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели» и «В хорошей семье хорошие дети растут».


Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло, солнечно и уютно.

Всем спасибо!


Конспект занятия "Распределение обязанностей в семье" (возраст 14-16 лет)

Зарипова Файруза Амировна, воспитатель
Место работы: ГУ Республики Коми "Детский дом №4" г.Усинска
Для тех, кто провел свое детство в стенах детского дома, создание своей собственной семьи, является едва ли не самой заветной мечтой. Поэтому подготовка воспитанников к созданию семьи и семейной жизни - это одно из главных направлений в работе воспитателя детского дома. На занятиях, во время индивидуальных бесед воспитанники знакомятся с историческими традициям семейных отношений, современными взглядами на семью, основами семейного права. Вот одно из таких занятий, посвященное семейным отношениям.
Цель: формировать желание жить в гармоничной, дружной семье.
Задачи:
научить правильно, распределять обязанности в семье;
помочь сформировать правильное отношение к семье;
воспитание у воспитанников ответственного отношения к созданию в будущем своей семьи;
формирование духовных и нравственных качеств личности;
воспитание любви и уважения к семье.
Виды деятельности : беседа – диалог, игра.
Инновационные технологии: использование ИКТ на мероприятии (презентация), личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Ход мероприятия.
Вступительное слово воспитателя:
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы продолжаем цикл занятий, посвящённых семье. Несколько лет назад ученые в ходе большого исследования подросткам задали вопрос: что для вас самое ценное. И, к удивлению ученых, самой большой ценностью для подростков оказалась «счастливая семейная жизнь». Да, именно в семье люди заботятся друг о друге, делят радости и печали. Рождение семьи это важный этап в жизни для каждого из нас. И для того, чтобы семейная жизнь приносила нам счастье, необходимо уметь правильно строить отношения. Сегодня мы поговорим об обязанностях супругов в семье.
Послушайте, пожалуйста, притчу, которая так и называется «Распределение обязанностей».
(слайд 1)
(дети слушают притчу, обсуждение по содержанию)
-Довольна ли своей семейной жизнью жена? Почему?
-Правильно ли оценивает муж, домашнюю работу жены?
-Какая главная мысль притчи?
(ответы детей)
Воспитатель: Основа дружной семьи - грамотное распределение ролей, прав и обязанностей. А это как?
Например, есть семья МЫ и есть семья Я+Я, и в этих разных семьях вопрос о распределении домашних дел и обязанностей решается по-своему.
Семья МЫ - обязанности у каждого, в основном, кто больше может и умеет: он рад это делать. Приведите примеры.
(ответы детей)
Семья Я+Я - большая семейная нагрузка у того, кто в отношениях больше заинтересован, кто более зависим и кого другой может в большей степени нагрузить...
(слайд 3)
Существует три основных ориентира при распределении семейных обязанностей:
индивидуальные предпочтения (кто, что сам больше хочет);
умения и способности (кто, что лучше умеет делать, тот тем и занимается);
польза (ребенку мы поручим в семье то, что будет для него полезнее освоить для его будущей взрослой жизни)
(слайд 4)
Индивидуальные предпочтения - это самое простое и очевидное. Например, кому-то посуду нравится мыть больше, чем выносить мусор. А кто-то этот мусор может легко захватить по дороге на работу. Жене за тяжелыми покупками на рынок сходить тяжело, а мужчине это весело поразмяться: ему это и нравится, и полезно.
При этом исторически сложилось, что мужчины в семье в принципе больше занимаются заработком денег. А женщины – ведением хозяйства: определенный смысл в этом есть: мужчины и женщины отличаются друг от друга не только внешне, но и по характеру и предпочтениями. Мужчинам проще, приятнее и интереснее заниматься работой и зарабатыванием денег. Женщинам – воспитанием детей и налаживанием уюта.
(слайд 5)
Нормально ли, если все домашние дела на женщине, а мужчина только смотрит телевизор? Или правильно, если муж делает все вместе и поровну: муж вместе с женой готовит еду, моет полы и стирает белье?
(слайд 6)
(ответы детей)
Воспитатель: А может быть, все домашние дела должны делать быть на муже, а жена в это время занимается собой, как в современном Китае? Единого, правильного для всех ответа здесь нет. Ответы на этот вопрос во многом зависят от того, как вы воспитаны, какое у вас окружение, и какие у вас в семье отношения. Поэтому, уже в подростковом возрасте, нужно себя готовить к семейной жизни, заниматься самовоспитанием.
А теперь выберите те высказывания о взаимоотношениях в семье, которые вам ближе. Объясните свой выбор.
1.Мужчина находит правильную цель в жизни, а женщина – мужчину с правильной целью.
2.Быть женщиной – значит, научится быть «последователем», а не «рулевым».
3.Семья – это где муж почитаем, жена любима, дети беззаботные и счастливые.
4.Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости.
(слайд 7)
(дети объясняют свой выбор)
Воспитатель: наблюдения показали, что в счастливых семьях, там, где отношения между супругами отличные, не стоит вопрос, кому какую работу какому супругу выполнять. Распределение обязанностей мужа и жены там происходит естественно, как-бы "автоматически" и поэтому нет спора о том, кто какие обязанности в семье должен выполнять.
(слайд 8)
А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Я буду…».
(Для этой игры нужны несколько маленьких листочков бумаги с написанными на них обязанностями. Каждый кусочек бумаги свернут так, чтобы написанное не было заметно ни для кого. Дети должны по очереди брать с подноса и разворачивать кусочки бумаги, читая на нем, какая участь им уготована. При этом каждое разворачивание бумаги сопровождайте словами: «Я буду…», - а то, что написано, станет продолжением фразы. Обязанности могут быть следующими: мыть посуду, выносить мусор, зарабатывать деньги и т.д.)
(игра, обобщение по результатам игры)
Воспитатель: Давайте вспомним, о чем мы говорили на занятии? Что вам запомнилось? Я тоже надеюсь, что ваша семья будет дружной семьей и, как в хорошей семье, в ней будут царить уважение и взаимопонимание и взаимодействие. Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели». Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло и солнечно, уютно.

Разделы: Внеклассная работа

Цель : расширять представление воспитанников о нравственных основах семьи.

Задачи КРЗ:

  • Закреплять знания по теме «Семья», способствовать осознанию модели счастливой семьи.
  • Формировать коммуникативные умения, эмпатию, культуру взаимоотношения и взаимопонимания в семье.
  • Формировать уважительное отношение к русскому народному творчеству, художественному слову.
  • Развивать память, внимание, мышление через игровые упражнения.

Форма: этический тренинг.

Используемый реквизит : фломастеры, рисунки-«кирпичики», бейджи с указанием семейной роли, кроссворд, карточки с частями пословиц, фонограмма «Погода в доме», «Законы человечности», семейные фото, опорные тезисы «Типы семьи», пиктограммы, фотоаппарат.

Оформление доски : семейные фотографии.

Ход занятия

Вводная часть

1. «Мозговой штурм».

  1. Как в старину в России назывался свадебный обряд?
    а) «Щи»;
    б) «Каша»;
    в) «Окрошка»;
    г) «Кулебяка».
    (Может быть, отсюда берёт истоки русская пословица «С ним каши не сваришь»?)
  2. Кого засылают в дом невесты ?
    а) Разведчиков;
    б) Юристов;
    в) Сватов ;
    г) Казачков.
  3. Как звали бога славяно-русской мифологии, родоначальника жизни, покровителя семьи и дома ?
    а) Род;
    б) Число;
    в) Падеж;
    г) Склонение.
  4. На русских свадьбах существовал обычай: когда торжество заканчивалось, гостям раздавали маленькие пряники. Как они назывались?
    а) Разгуляи;
    б) Разгоняи;
    в) Распеваи;
    г) Распугаи.
    (Тем самым гостям прозрачно намекали, что пора расходиться по домам.)
  5. Какой математический термин часто использует супруг , говоря о своей жене ?
    а) Половина ;
    б) Четвертинка;
    в) Осьмушка;
    г) Десятина.
  6. В последнее воскресенье какого месяца в РФ отмечается День матери ?
    а) Февраль;
    б) Март;
    в) Сентябрь;
    г) Ноябрь.
  7. В каком месяце отмечается Международный День семьи ?
    а) В мае ;
    б) в июне;
    в) в августе;
    г) в сентябре.
    (Отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года.
    Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.)

Основная часть

1. Вступительное слово

2007 г. – Год Семьи (ЮНЕСКО)

2008 г. – Год Семьи (в России)

В Интернете был объявлен конкурс на самый интересный семейный портрет. Вы видите некоторые из них. На этих портретах лица веселые и серьезные…разные. Но что их объединяет?

Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношении в ней.

Как вы понимаете слово «семья»?

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.

2. Семейный кроссворд.

Как можно назвать одним словом всех членов семьи? (родственники)
О них наш кроссворд:

  1. Сын моей матери. (Брат )
  2. Мой родитель. (Отец )
  3. Брат отца или матери. (Дядя )
  4. Девочка, которая имеет родителей, как у меня. (Сестра )
  5. Та, что дала нам жизнь. (Мать )
  6. «Святая кровь» - мать мужа. (Свекровь )
  7. Мать жены. (Теща )
  8. Сын моего ребенка. (Внук )
  9. Мой наследник. (Сын )
  10. Сын моей сестры или брата. (Племянник )
  11. Отец мужа. (Свекр )

3. Моделирование ситуаций.

Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, традициями, атмосферой.

Какие основные типы семейных отношений вы уже знаете? Чем они отличаются друг от друга?

  • Диктат – подчинение, насилие, приказ.
  • Опека – ограждение от трудностей, излишняя, навязчивая забота.
  • «Невмешательство» - равнодушие, безразличие.
  • Сотрудничество – взаимопонимание, взаимопомощь, наличие общих целей и общих дел.

Как вы считаете, какой стиль семейных отношений наиболее предпочтительный? Почему?

Вспомните сказку «Репка». Назовите главного героя сказки. Перечислите членов его семьи. Как бы вы охарактеризовали семью этого героя? Хотели бы вы жить в этой семье? Почему? К какому типу относится семья из этой сказки?

Задание: распределив между собой роли, разыграть сказку, но с различными типами семейных отношений (диктат, опека, невмешательство).

Какая атмосфера, какой климат в таких семьях? (напряженный, неизбежны конфликты).

4. Игра «Строители».

Друзья, вы задумывались, почему так говорят: “Мой дом – моя крепость”?

Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место – твоя семья, твой дом.

Придумайте как можно больше слов, которые «приходят в голову» в связи с данным словом «Дом» (дом - это…моя крепость, семейный очаг; это здание, в котором живут люди; место, где меня всегда ждут; тихая пристань; территория для дружеских тусовок…)

Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.

А дом заставленный добром, - еще не дом.
И даже люстра над столом, - еще не дом.
И на окне с живым цветом - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.

О каком же тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?

А как создать Тепло нашего Дома? Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой Дом? С чего начать?

Предлагаю вам поиграть в «строителей». Мы всем коллективом будем “строить” наш дом, при этом приложим все усилия, чтобы в нашем доме было тепло, светло, уютно, комфортно.

Основа дома – это его фундамент. Что является фундаментом каждого дома, каждой семьи? С какого чувства начинается семья? Это чувство – любовь. Именно оно является основанием, фундаментом любой семьи.

Ребята, как вы понимаете слово Любовь?(примерные ответы детей… это когда понимаешь, прощаешь ошибки).

Любовь, понимание, взаимоприятие – залог семейного счастья.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!

На этот прочный фундамент мы возведем стены. Из какого материала? Перед вами на строительной площадке – кирпичи. Но это непростые кирпичи…(постепенно на макет дома прикрепляются кирпичи-слова).

Кирпич Дружбы”

Ребята, как вы понимаете слово Дружба? (примерные ответы детей…взаимопонимание, взаимопомощь, уважение). Вам предлагаются описания видов жилищ разных народов. Задача – определить их названия”.

  • Крестьянский дом в украинской или белорусской деревне. (хата )
  • Переносное жилище у кочевых народов. (кибитка )
  • Отдельная комната монаха в монастыре. (келья )
  • Кочевой шалаш у киргизского народа. (юрта )
  • Хижина из ветвей, кож, коры у индейцев Северной Америки. (вигвам )
  • Дворец и крепость феодала. (замок )
  • Постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой, и т.д. (шалаш )
  • Крытое углубление в земле, вырытое для жилья, укрытия. (землянка )
  • Отдельное жилое помещение в доме с кухней, комнатами. (квартира )
  • Временное помещение из натянутой на остов ткани. (палатка )

Кирпич Улыбки”

У нас в гостях – передача “Устами младенца”.

  • Это обычно бывает в сказке, а иногда в жизни.
  • Так называют всё удивительное, необычное, волшебное.
  • Когда оно свершается, мы всегда восхищаемся, радуемся (чудо).
  • Она должна быть у каждого человека, но некоторые про неё забыли.
  • Она помогает стать настоящим человеком.
  • Когда ты неправильно поступаешь или зря кого-то обидел, она тебя мучает (совесть).
  • Если его нет, то и нет радости, без него не жизнь, а существование.
  • Его всегда желают друг другу, особенно в письмах.
  • Его не купишь ни за какие деньги (здоровье)
  • Каждый человек о нем мечтает, хочет, чтобы в жизни все было хорошо.
  • Но никто не знает, где его искать.
  • Есть сказочные птицы, которые его приносят (счастье).
  • Человек все несет к себе в дом, нужно ему или нет.
  • Он не любит дарить подарки, делиться конфетами.
  • И лучше у него ничего не просить, потому что все равно не даст (жадность).
  • Человека заставляют нести ответственность за свой нехороший поступок.
  • Взрослые говорят, что это помогает воспитывать правильно.
  • Человека чего-то лишают, не пускают гулять из-за плохого поступка (наказание).

Кирпич Мудрости”

Ребята, как вы понимаете слово Мудрость?(примерные ответы детей… ум, знание, опыт…).Наш мудрый народ сложил немало пословиц. Соедините части пословиц в одно целое:

  • В гостях хорошо,… а дома лучше.
  • Не нужен клад,… коли в семье лад.
  • Дом вести … не бородой трясти.
  • Семья вся вместе - … душа на месте.
  • Семейные нелады… доведут до беды.
  • В родной семье… и каша гуще.
  • Дружная семья… гору сдвинет.
  • Семья сильна,…когда над ней крыша одна.
  • Семья в куче –… не страшна и туча.
  • В хорошей семье –… хорошие дети растут.
  • Вся семья вместе,… так и душа на месте.
  • Русский человек…без семьи не живет.

Кирпич Понимания”

Понимать – значит, с полуслова или вовсе без слов знать, что чувствует и хочет сказать собеседник. Способов проверить это качество много.

Задание: каждый из вас должен изобразить фрагмент работы по дому, а остальные отгадывают. (Побелка потолка, оклеивание обоями стен, покраска оконных рам, мытье полов, посуды, стирка, глажение белья… – задания раздаются на карточках)

Стены мы достроили. Из каких кирпичиков мы их выстроили? Почему мы выбрали именно эти кирпичики? (ребята дают свои ответы). А чего, как вы думаете, не хватает нашему дому? (варианты ответов детей) Правильно, нашему дому не хватает крыши. Именно крыша спасает нас от непогоды, плохого настроения, вселяет в нас надежду, объединяет нас…

В древности жила удивительная семья. Она состояла из ста человек. Царили в ней лад, любовь, уважение. Слава об этой семье дошла до самого императора. И он посетил ее. Убедившись, что молва ни­чего не преувеличила, император спросил у главы семьи, как им удается жить в мире и согласии, никогда не ссо­рясь и не обижая друг друга. Старейшина взял бумажку и стал писать ответ. Он написал сто слов. Император бы­стро пробежал написанное глазами и с удивлением обна­ружил: на листке сто раз было написано одно и то же сло­во «терпение».

Итак, крыша нашего дома, семьи – терпение.

Ну что ж, наш дом построен. В каждой семье, в каждом доме существуют свои законы, благодаря которым создается доброжелательная атмосфера, теплый климат и уют. Это законы человечности. Объясните, как вы их понимаете. Согласны вы с ними?

Законы человечности

Обсуждение «Законов…».

Заключение

1. Подведение итогов

Плохо человеку, когда он один.
Горе одному, один не воин.
(В.Маяковский)

Подавляющее большинство людей согласятся с В.В. Маяковским. Действительно, для преодоления одиночества люди вступают не в партии, а создают семьи. Испокон веков семья помогала человеку появиться на свет, вырасти и жить. На протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.

Мог ли человек в древние времена прожить один? Зачем ему была нужна семья?

И в сегодняшнем цивилизованном мире, хотя нет необходимости поддерживать огонь в очаге, защищаться от диких животных или вручную обрабатывать землю, люди все равно стремятся держаться вместе, уживаться с друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности. Человека без семьи трудно считать вполне счастливым. Что же такое семья? (семья – это малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве)

Проблемы уходят и приходят, меняются времена, меняются люди, меняются президенты, правительства, и даже цены. Неизменными остаются лишь – семья, взаимопонимание, чувства, любовь. Когда по-настоящему любишь, то хочется буквально все делать для любимых: достать с неба звезду, идти на край света, сочинять стихи. (Звучит фонограмма песни «Погода в доме»)

Семья - высшая ценность нашего общества. В ней формируются идеалы, обычаи, традиции общества, создаются моральные ценности: доброта, верность, любовь.

Все начинается с семьи.
Призывный крик ребенка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы...
Все начинается с семьи.
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность жизни видеть –
Все начинается с семьи.

2. Рефлексия

  • В чем секрет счастливой семьи?
  • От чего зависит благоприятный климат семьи?
  • Что вам показалось полезным для своего будущего?

3. Цветочная клумба. Семейный портрет

Вокруг любого дома, где живут дружные, любящие друг друга люди, растут цветы.

Давайте и мы посадим свою клумбу у стен нашего дома (цветы с пиктограммами эмоций)

После проделанной сообща работы принято фотографироваться, делать портрет всей семьи. Предлагаю и нам с вами последовать этой доброй, прекрасной традиции.

просмотров