Влияние психологического климата на семейные отношения. Неблагоприятный психологический климат в семье Моральный климат в семье

Влияние психологического климата на семейные отношения. Неблагоприятный психологический климат в семье Моральный климат в семье

Психологический климат в семье и стили семейного воспитания.

Цели: 1. Развитие у родителей потребности в приобретении психолого- педагогических знаний.

  1. Повышение педагогической культуры.
  2. Информационное обеспечение родителей.

Оборудование: доклад классного руководителя, презентация, тесты для родителей, анкета для учащихся, памятки родителям.

Ход собрания:

Добрый день, уважаемые родители и гости!

Наше сегодняшнее собрание посвящено семейным отношениям, повестка собрания, следующая:

  1. Лекция классного руководителя.
  1. Итоги 3 четверти.
  2. Разное.
  1. Эпиграфом к нашему сегодняшнему разговору я взяла слова Л. Н. Толстого:

« Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Чем вызван выбор данной темы?

Кто-то может сказать, что, наверное, поздно говорить о психологическом климате и стилях семейного воспитания в 7 классе. Во-первых, воспитывать никогда не поздно! Во-вторых, именно в 7-8 классах происходит снижение успеваемости учеников и во многом это зависит от психологического климата, как в школе, так и дома. В-третьих, у ребят сейчас достаточно сложный физиологический период, и кто как не родители и, разумеется, учителя должны быть предельно внимательными к детям и проявить максимум усилий в процессе воспитания. Обидеть и ранить ребёнка в таком возрасте легко, а вернуть доверие будет очень сложно.

Если воспользоваться приемом психологов, то можно представить себе, что ребенок – это чаша. И задача родителей её наполнить. Каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать?

Какими качествами вы бы хотели его наделить?

Наверное, каждый из вас мечтает, чтобы его ребенок вырос здоровым, сильным, умным, честным, справедливым, благородным, заботливым, любящим. И никто из родителей не пожелает ребенку стать лживым, лицемерным, подлым. Мало наполнить чашу, важно, чтобы она не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче. Семья, в которой живёт Ваш ребёнок, должна быть одним из немногих мест, где ребёнок может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семья даёт первые и главные уроки любви, понимания, доверия, веры.

Да, тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную. Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - еще и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, напряженность, отчуждение, и даже конфликтность межличностных отношений, им присуще чувство незащищенности в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций - психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Это негативно сказывается в первую очередь на детях, на их поведении, отношении к окружающим, успеваемости.

Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей.

Перед собранием я провела анонимное анкетирование с детьми нашего класса, по определению психологического климата в семьях. Результаты анкетирования Вы видите на доске (Приложение 1).

Как правильно дать то, чего ждут от нас дети? Как отличить неправильное воспитание от правильного? И может ли вообще воспитание быть неправильным?

Какими методами и стилями воспитания мы руководствуемся? Какой из них наиболее хорош? А может, все понемногу?

В классификации воспитательного стиля родителей чаще всего выделя-

ют три: демократический (авторитетный), либеральный (попустительский) и авторитарный , и, соответствующие им (ответные) детские характеристики. В самом общем виде это выглядит следующим образом.

Сейчас я попрошу Вас пройти тест на определение Вашего стиля воспитания. (Результаты останутся у Вас, и озвучивать их не нужно!) (Приложение 2.)

А теперь перейдём к характеристике стилей семейного воспитания, и Вы сможете определить достоинства и недостатки Вашего стиля.

Демократические родители - инициативные, добрые дети. Родители любят и понимают детей, часто хвалят, а за промахи, как правило, не наказывают, объясняют, почему так делать не следует. На капризы реагируют спокойно, твёрдо отказываются им подчиняться. В результате дети вырастают любознательными, уверенными в себе, контактными и обладающими чувством собственного достоинства.

Либеральные родители - импульсивные, агрессивные дети. Родители почти не контролируют детей, разрешая им делать всё, что захочется, в том числе, не обращая внимания на агрессивное поведение. В результате оно становится неуправляемым.

Родители устанавливают жёсткий контроль над поведением детей, считая, что они должны во всём подчиняться их воле. В качестве методов воспитания чаще всего используют наказание, а также запугивание, угрозы. Дети отличаются угрюмостью, тревожны, а потому несчастны.

Кроме стилей воспитания, психологами выделено огромное количество типов воспитания, но я хочу обратить ваше внимание, только на те типы, которые негативно влияют на психику ребёнка:

«Кумир семьи»

Наверное, любой из нас не прочь хоть для кого-то стать кумиром, пускай на миг... и, говоря об этом типе воспитания, невольно кажется - ребенку повезло: он обожаем, он действительно любим, любим не просто, а без предела. Любая прихоть ребенка - закон. Во всех поступках его мама с папой находят лишь незаурядность, и даже шалости «кумира» неповторимы. Такой ребенок, твердо веря в свою исключительность, растет капризным, своевольным эгоистом, лишь потребляя и не желая отдавать взамен.

Опережая своих сверстников в запросах, «кумир» семьи нередко отстает от них в элементарных навыках развития: он не способен сам умыться и одеться, родители освобождают ребенка от всех обязанностей. И это скажется впоследствии, когда настанет трудовая жизнь.

«Гиперопека».

Такой ребенок лишен самостоятельности и не стремится к ней. Ребенок привык повиноваться и следовать советам взрослых, которые продумали всю жизнь его до малейших мелочей «разработали», её маршрут, невольно превращаясь в диктаторов. Они, не сознавая этого, из самых благих побуждений диктуют каждый шаг ребёнку и контролируют его во всём, наверно, даже в мыслях. Вознося его до небес, они не только любуются ребенком, но и «готовят» вундеркинда. Он хочет оправдать надежды. И чтобы он их оправдал, его оберегают не только от превратностей судьбы, но и от дуновения любого ветерка. А раз оберегают, значит, он и вправду большая ценность и, веря в это, ребенок возносит свою персону, день ото дня лишь погружаясь в оранжерейный климат своей семьи: гиперопека ли-

шает творческого начала.

Жизнь по подсказкам - существование. Довольно часто гиперопека приводит к бурной реакции протеста

«Гипоопека».

Другая крайность наших воспитательных воздействий. Ребёнок предоставлен сам себе. Он ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым. Родители лишь временами вспоминают, что он есть, и уделяют ему минимум внимания. А он способен хоть за капельку внимания на все. Его потребности вообще никто не хочет удовлетворить. Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям

Всё это отражается на психике ребенка, и он со временем вдруг начинает ощущать себя неполноценным. И этот комплекс, комплекс собственной неполноценности ребенка, преследует его потом всю жизнь.

«Воспитание в культе болезни».

Такой тип воспитания обычно встречается тогда, когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием или когда родители, боясь, что ребенок вдруг внезапно, заболеет, трясутся в ужасе над ним, предупреждая все его желания, а он, воспринимая всякую болезнь как свою привилегию, дающую

ему особые права, невольно спекулирует создавшимся положением и

злоупотребляет им.

Он ждет от всех сочувствия и сострадания, И даже «борется» за это. Такие дети, вырастая, часто с трудом могут приспособиться к действительности.

Они, нередко выбирают путь приспособленцев или подхалимов. Их участь - участь слабовольных и изнеженных людей.

Кто из нас, родителей задумывался, какой из этих типов используется нами? Никогда не поздно задуматься и внести коррективы в свой стиль общения с ребёнком. Ведь если он сегодня всего лишь на всего росточек , который жаждет влаги и тепла, то завтра он даст Вам уже плоды, в которых могут появиться черви, уничтожающие их и Вас.

Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше. Достоинство человека в том, что он признает свои недостатки и пытается их исправить.

Нам следует научиться контролировать свои действия и поступки. Взвешивать каждое слово, научиться любить и понимать своих детей, и результаты не заставят себя долго ждать.

«Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!». Л.Н.Толстой.

А теперь, я предлагаю Вам несколько проблемных ситуаций, попробуем найти из них выход.

Проблемная ситуация 1.

Дочь прогуливает школу, объясняя учителю, что ухаживает за больной бабушкой. («Сегодня звонила Мария Ивановна по поводу твоей посещаемости. Мне было очень стыдно во время разговора, и я хотела бы избежать этих переживаний».

Проблемная ситуация 2.

Ваш ребёнок не сделал уборку в своей комнате, а к вам пришли гости. (« Мне становится неловко, когда гости видят такой твою комнату, гораздо лучше она смотрится прибранной».)

Проблемная ситуация 3.

Сын вернулся домой позже обычного. (На встречу выходит мама и говорит: «Когда в семье кто-то приходит позже чем мы договариваемся, я волнуюсь так, что не нахожу себе места»)

2. Итоги 3 четверти. Четверть закончили хорошо. Из 17 учащихся:

Отличник -1

С одной «4» - 1

Хорошистов -8

Уважаемые родители, а теперь попрошу высказать свои мнения о нашем собрании.

Если у Вас есть вопросы, пожалуйста, задавайте.

Закончить своё выступление я хочу словами знаменитого педагога В.А.Сухомлинского:

«Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет - вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства».

И хочу вручить Вам памятки, которые возможно, помогут Вам скорректировать свои отношения с детьми. (Приложение 3).

Спасибо всем участникам! И помните, пожалуйста, всегда!

Семья – это то, что мы делим на всех

Всем понемножку: и слёзы, и смех

Взлёт и паденье, радость, печаль

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда

Пусть мчаться минуты, секунды, года.

Но стены родные, отчий свой дом

Сердце навеки останется в нём.

Приложение 1. Анкета для детей.

Прочитайте следующие утверждения. Если Вы согласны с утверждением, поставьте "да", если не согласны - поставьте "нет".

1. Наша семья очень дружная.

2. По субботам и воскресеньям у нас принято завтракать, обедать и ужинать всем вместе.

3. В своем доме я чувствую себя очень уютно.

4. Лучше всего я отдыхаю в домашней обстановке.

5. Если в семье случаются раздоры, то о них все быстро забывают.

7. Визиты гостей обычно благотворно влияют на отношения в семье.

8. В семье хотя бы кто-нибудь меня всегда утешит, ободрит, вдохновит.

9. У нас в семье все хорошо понимают друг друга.

10. Когда я надолго уезжаю из дома, то очень скучаю по "родным стенам".

11. Знакомые, побывав у нас в гостях, обычно отмечают мир и спокойствие в нашей семье.

12. У нас принято отдыхать летом всей семьей.

13. Трудоемкие дела мы обычно выполняем коллективно - генеральная уборка, подготовка к празднику, работа на дачном участке и т. п.

14. В семье преобладает радостная, веселая атмосфера.

15. В семье принято извиняться друг перед другом за допущенные ошибки или причиненные неудобства.

16. Меня всегда радует порядок в нашей квартире.

17. К нам часто приходят гости.

18 . Присутствие некоторых членов семьи обычно выводит меня из равновесия.

19. В жизни нашей семьи есть обстоятельства, которые очень дестабилизируют отношения

20. Некоторые привычки кого-либо из членов семьи меня очень раздражают

21. В семье есть очень неуравновешенный человек.

22. Замечено: визиты гостей обычно сопровождаются мелкими или значительными конфликтами в семье.

23. Время от времени в нашем доме возникают сильные скандалы.

24. Домашняя атмосфера часто действует на меня угнетающе.

25. В семье я чувствую себя одиноким и никому не нужным.

26. Обстановка скорее тягостная, грустная или напряженная.

27. В семье меня раздражает то, что все или почти все говорят в доме на повышенных тонах.

28. В семье настолько дискомфортно, что часто идти домой не хочется.

29. Меня часто обижают дома.

30. Когда я прихожу домой, у меня часто бывает такое состояние: никого не хочется видеть и слышать.

31. Отношения в семье весьма натянутые.

32. Я знаю, что кое-кто в нашей семье чувствует себя неуютно.

Обработка данных.

За каждый ответ «да» в 1- 17 начисляется 1 балл.

За каждый ответ «нет» в 18-32 начисляется 1 балл.

Результаты:

Показатель "характеристика биополя семьи" может варьироваться от 0 до 35 баллов.

0-8 баллов. Устойчивый отрицательный психологический климат. В этих интервалах находятся семьи, признающих свою совместную жизнь "трудной", "невыносимой", "кошмарной".

9-15 баллов. Неустойчивый, переменный психологический климат.

16-22 балла. Неопределенный психологический климат. В нем отмечаются некоторые "возмущающие" факторы, хотя в целом преобладает позитивное настроение.

23-35 баллов. Устойчивый положительный психологический климат семьи.

Приложение 2. Тест для родителей.

  1. Чем, по вашему мнению, в большей степени определяется характер

человека – наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.

Б. Сочетанием врождённых задатков и условий среды.

В. Главным образом врождёнными задатками.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это утверждение не имеет отношения к действительности.

Б. Соглашусь с этим, при условии, что нельзя забывать о роли родителей как воспитателей своих детей.

В. Абсолютно с этим согласен.

3. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор об этом, а в школьном возрасте главное – позаботиться об ограждении их от безнравственности.

Б. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

В. Меня этому никто не учил, сама жизнь научит.

4. Следует ли родителям давать ребёнку деньги на карманные расходы?

А. Лучше регулярно выдавать определённую сумму и контролировать расходы.

Б. Целесообразно выдавать некоторую сумму, на определённы срок, чтобы ребёнок сам учился планировать расходы.

В. Если попросит, можно и дать.

5. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребёнка обидел одноклассник?

А. Отправлюсь выяснять отношения с обидчиком и его родителями.

Б. Посоветую ребёнку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

В. Пусть сам разбирается в своих отношения.

6. Как вы отнесётесь к сквернословию своего ребёнка?

А. Накажу и постараюсь оградить от общения с невоспитанными сверстниками.

Б. Постараюсь объяснить, что в нашей семье, да и вообще, среди порядочных людей это не принято.

В. Ребёнок вправе выражать свои чувства, Подумаешь, все мы знаем такие слова.

7. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребёнок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

В. Если повод не слишком серьёзный, не стану расстраиваться.

8. Считаете ли вы, что подаёте своему ребёнку достойный пример?

А. Безусловно.

Б. Стараюсь.

В. Надеюсь.

Обработка результатов.

Сосчитайте количество ответов, соответствующих каждой букве.

Преобладают ответы А - авторитарный стиль воспитания.

Большинство ответов Б - авторитетный(демократический) стиль воспитания.

Наибольшее количество ответов В - попустительский стиль воспитания.

Приложение3.

Памятка родителям.

Если ребенка постоянно критикуют , он учится….(ненавидеть)

Если ребенок живет во вражде , он учится… (быть агрессивным )

Если ребенок растет в упреках , он учится… (жить с чувством вины )

Если ребенок растет в терпимости , он учится… (понимать других )

Если ребенка хвалят , он учится… (быть благородным )

Если ребенок растет в честности , он учится… (быть справедливым )

Если ребенок растет в безопасности , он учится… (верить людям )

Если ребенка поддерживают , он учится… (ценить себя )

Если ребенка высмеивают, он учится… (быть замкнутым )

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии , он учится… (быть отзывчивым, находить любовь в этом мире. )

« Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет - вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства». В.А.Сухомлинский



Психологический климат - это совокупность психологических состояния, настроения, отношений людей в группе и коллективе. Выделяются две категории психологического климата: благоприятный и неблагоприятный. Климат определяется следующими основными характеристиками: взаимопониманием и устойчивостью, сплочённостью, эмоциональным состоянием и др.

На психологический климат семьи влияют также отношения супругов как к людям вообще, так и к членам семьи и друг к другу. Благополучие семьи определяется и такими качествами её членов, как доброжелательность друг к другу, стремление взять ответственность, умение отнестись к себе более критически.

Психологический климат благополучной семьи характеризуется общностью интересов супругов.

Наиболее ярко психологический климат проявляется в совместимости людей. Под этим обычно понимается определённая созвучность ценностей, интересов, эмоциональных установок, общего стиля жизни. Если в семье есть такого рода созвучность, то человека принимают таким, какой он есть. Совместимость проявляется в том, что у членов семьи происходит сближение мнений, оценочных суждений.

Что является показателем совместимости в семье? Факт сохранения семьи и ощущение у членов семьи психологического комфорта, надёжности, защищённости. В такой семье благоприятный психологический климат.

Антиподом совместимости является феномен несовместимости людей, когда происходит отчуждение людей. У супругов может возникнуть временное отчуждение, "психическое насыщение" от общения друг с другом. Учёные считают, что эти отношения могут быть прочными тогда, когда близкие признают друг за другом "право на одиночество", и после этого люди вновь стремятся к взаимному общению.

Совместимость - сложное явление и имеет несколько уровней. Это идейно-нравственная общность и социально-психологическая совместимость. Они проявляются при совпадении основных ценностных ориентаций, взглядов на окружающий мир и своё место в нём.

Другими вещами совместимости являются психологический и психофизиологический, которые зависят от особенностей личности, характера и темперамента супругов.

Совместимые партнёры имеют подобие одних качеств (уровень интеллекта, воспитания и т.д.) и в то же время могут иметь контраст других, связанных с особенностями темперамента. В повседневной жизни надо настраиваться на поиски совместимого человека. Но идеалов не бывает, и необходимо понимать друг друга, соразмерять собственные желания и потребности с устремлениями другого человека.

Семейное счастье - не подарок судьбы, это дело рук супругов, их ума, доброты, человечности и любви. Быть хорошим супругом - безусловно, сложное дело, требующее, как было сказано выше, большого уровня знаний и умений - например, умения проявлять свои чувства и в то же время не реагировать на мелочи; умения преодолевать себя; умения улавливать настроение любимого человека; стремления принять на себя ответственность за решение сложных вопросов; наконец, умения создать благоприятный психологический климат в своей семье.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак. Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - еще и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций - психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным. В зависимости от степени неурядиц различают семьи: - конфликтные, в которых возникают разногласия между интересами и желаниями членов семьи, которые порождают сильные и продолжительные отрицательные эмоции, кризисы, где нужды и интересы членов семьи сталкиваются особенно резко, поскольку касаются важнейших сфер жизнедеятельности семьи; - проблемные, которые нуждаются в помощи в конструктивном решении конфликтов, в преодолении объективных сложных жизненных ситуаций (например, отсутствие жилья и средств для существования) при сохранении общей положительной семейной мотивации.

Психологический климат можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Стоит отметить, что эмоциональная атмосфера семьи является важным фактором эффективности функций жизнедеятельности семьи, состояния ее здоровья в целом, она обуславливает стабильность брака.

Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным "психологическим убежищем". Отечественные ученые также подчеркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи.

Хотелось бы рассмотреть взгляд В.С. Торохтия на проблему социально-психологического климата и психологического здоровья семьи. Он говорит о психологическом здоровье семьи и о том, что этот "интегральный показатель динамики жизненно важных для нее функций, выражающий качественную сторону протекающих в ней социально-психологических процессов и, в частности, способность семьи противостоять нежелательным воздействиям социальной среды", не тождествен понятию "социально-психологический климат", которое в большей степени применимо для групп (в том числе малых) разнородного состава, чаще объединяющих своих членов на основе профессиональной деятельности и наличия у них широких возможностей выхода из группы и т.д. Для малой группы, имеющей родственные связи, обеспечивающие устойчивую и длительную психологическую взаимозависимость, где сохраняется близость межличностных интимных переживаний, где особо значимо сходство ценностных ориентации, где одновременно выделяется не одна, а ряд общесемейных целей, и сохраняется гибкость их приоритетности, адресности, где главным условием ее существования является целостность - более приемлем термин "психологическое здоровье семьи".

Психологическое здоровье - это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. К основным критериям психологического здоровья семьи B.C. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие. Эти критерии психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и прежде всего, характеризуют степень ее благополучия.

Неполные семьи - это семьи с одним родителем и детьми. В 1989 г. - 15,1%, 1994 - 18,6% неполных семей. В неполных семьях воспитывается каждый 7-ой ребенок в России. В городах неполных семей больше, чем в сельской местности.

  • 1. Развод родителей. Уровень разводимости возрастает - примерно 22% мужчин и женщин 1 раз в жизни разводились.
  • 2. Внебрачные рождения. В 60-70гг. доля внебрачных детей - 10-12%. В 1996 г - 23%. Каждый 5-ый ребенок - вне брака.
  • 40% детей, рожденных вне брака, признаются отцами и регистрируются органами ЗАГСа. Мужчины часто не считают себя обязанными связывать жизнь с женщинами и оказывают только материальную помощь ребенку.
  • 3. Смерть одного из родителей. По статистике больше неполных материнских семей, чем отцовских (смертность у мужчин).
  • 4. Расширенные неполные семьи. В результате потери родителей (смерть, потеря родительских прав, пьянство, в тюрьме) внуков воспитывают пенсионеры - бабушки и дедушки.

Неполная семья - это семья, где нет одного из родителей. Чаще всего встречаются ситуации, когда в семье нет отца. Обычно это становится некой проблемой в возрасте с 3 лет т. к. именно в этом возрасте дети начинают посещать детский сад, или активнее общаются со сверстниками и начинают замечать, что в других семьях есть папа. Рано или поздно матери задаётся вопрос: где наш папа или почему у нас нет папы. Нельзя точно дать рекомендации, когда нужно говорить ребёнку правду, это конечно зависит от всей ситуации в целом, одно можно сказать точно, что, отвечая на вопрос ребёнка нужно избегать сильного негатива или слишком резких или грубых замечаний в сторону отца ребёнка. Конечно, дети из неполной семьи могут вырасти немного более стеснительными, ранимыми, чем дети из полной семьи, но обычно это бывает в случае слишком сложном эмоциональном состоянии матери. Мать, которая уверена, что справится с задачей воспитания своего ребёнка, которая поддерживает и во всём старается понять своего малыша, и не теряет своего душевного равновесия, сможет вырастить замечательного сына или дочь.

Особенно актуальная проблема - это появление нового папы. Если ребёнок ещё очень маленький, то этот период не является чем-то сложным для малыша. Если папа появляется в более сознательном возрасте ребёнка, то он может отреагировать по-разному. В 3 года период знакомства с новым членом семьи может протекать более или менее спокойно, но в возрасте от 6 лет, когда ребёнок уже привык жить только с мамой вдвоем, он может начинать протестовать. Родители должны понимать, что малыш не относится негативно к конкретному человеку, хоть это и кажется так, а под его отрицательными эмоциями часто скрывается страх, что теперь всё будет иначе, а значит плохо. Ребёнок начинает бояться, что его мама начнёт любить его меньше, будет больше проводить времени с этим незнакомым человеком и т.д. В такой ситуации понимание и терпение следует проявить как матери, так и новому отцу. Проводите больше времени все вместе, говорите, как вы его любите, объясняйте, что в новой сложившейся ситуации нет ничего плохого и т.д.

Такая же сложная ситуация и у тех семей, где появляется новая мама. Многие женщины уверены в том, что всегда смогут найти общий язык с ребёнком своего мужчины, но часто сталкиваются с совсем противоположной ситуацией, оказываясь к этому совершенно не готовы. Тут стоит дать один совет, женщина, входящая в новый дом пытается как-то поменять то, что она считает теперь своим, в том числе и "правильно" воспитать теперь уже и её детей, но это является заблуждением. Попытки переделать тот уклад, который уже сформировался и без Вас может привести к печальным последствиям. В начале необходимо наладить хорошие и доверительные отношения с ребёнком, а уже потом осторожно направлять его. Женщина может столкнуться с особой сильной ревностью, если у мужчины есть дочь. Здесь важно особенно постепенно налаживать взаимопонимание. Не старайтесь давить, угрожать или ругать ребёнка, это ни к чему не приведёт и только усложнит ситуацию.

Если ребёнок столкнулся с разводом родителей, и хорошо помнит своего отца или мать, здесь могут возникнуть дополнительные проблемы, такие как сравнения нового члена семьи. Высказывания вслух сравнительных фраз, которые конечно всегда будут не в пользу нового отца или матери, могут вывести из равновесия, но этого никогда нельзя допускать. Наоборот, стоит подробнее расспросить ребёнка о тех хороших качествах, которые он помнит о своём родителе и возможно даже что-то воспроизвести.

Если отец (мать) ребёнка, не смотря на то, что он живёт не в семье, принимает активное участие в воспитании своего малыша, в этом случае ребёнку нужно объяснить, что у него всегда будет тот единственный настоящий отец (мать), а Вы не претендуете на это место, и лишь хотите быть рядом с ребёнком, помогать ему, общаться и т.д.

Только терпение и понимание чувств ребёнка поможет Вам создать настоящею счастливую семью!

Такой термин как психологический климат мало кому знаком, но, несмотря на это именно царящая психологическая атмосфера способна оказывать огромное влияние на каждого члена семьи.

Психологический климат – фактор роста

Психологический климат способен воздействовать не только на психологическое, но и на физическое состояние всех членов семьи. Создается, таким образом, некая эмоциональная атмосфера, которая во многом влияет на качество жизни и здоровье. Также она является одним из важнейших факторов при принятии каких-либо жизненно важных решений и личностного роста.

Виды психологического климата семьи

Существует два вида психологического климата в семье - это благоприятный и не благоприятный.

Для создания благоприятной психологической атмосферы в семье, каждый ее член должен любить, уважать и доверять друг другу. А также как можно проводить время вместе, помогать и поддерживать друг друга в сложную минуту. Это не только создаст гармонию внутри семьи, но и снизит остроту конфликтов и стрессового состояния.

У детей, растущих в неблагоприятной психологической атмосфере, чаще всего наблюдается нарушение психического здоровья. На это существует несколько причин: недостаточное с родителями, враждебное отношение родителей к детям и из-за условий проживания в семейном разладе.

Социально-психологический климат в семье

От социально психологического климата также зависят семейные отношения. Например, вступая в брак, создается новая ступень общества. Супруги вступают в новую семейную жизнь, и только от них зависит какую "погоду в доме" они сделают.

С появлением малыша вся любовь, теплота и будут направлены только на него. И уже с этого момента в новорожденном начнут формироваться и закладываться качества, присущие окружающие его семейному кругу.

Есть еще и другое понятие. Морально психологический климат в семье. Под этим термином подразумевается то, как у вас складываются отношения с людьми. Отношение к духовным и материальным ценностям, а также чувства долга и ответственности.

Исходя из этого, можно сделать вывод. Семья - это необходимый компонент социальной структуры общества, который выполняет множество социальных функций, и играет важную роль в развитии общества. Вот почему так важно поддерживать благоприятную обстановку в семье, которая способствует гармонии и идиллии. Это важно не только для психологического здоровья взрослых, но и детей.

Особое значение для успешного осуществления семейного воспитания имеет социально-психологический климат семьи, отражающий состояние ее психологии. Складываясь в процессе непосредственного общения и взаимоотношений членов семьи, являясь результатом взаимодействия их потребностей, интересов, установок, привычек, ценностных ориентаций, взглядов, убеждений, эмоций и чувств, социально-психологический климат представляет собой более или менее устойчивое образование нравственно-психологического порядка и выступает интегральным показателем уровня развития семьи как социально-психологической общности. Социально-психологический климат - одно из важнейших условий функционирования семьи. Он не только накладывает своеобразный отпечаток на семейную жизнь и на ее участников, но и образует духовную среду, в которой развертывается семейное воспитание.

Семейный климат складывается на базе нравственно-эмоционального контакта, а также духовной и социально-психо- логической совместимости супругов, родителей и детей. Их рассмотрение позволяет раскрыть воспитательное значение социально-психологического климата, исследовать механизмы его воздействия на выбор определенного стиля семейного воспитания.

Понятие «социально-психологический климат» появилось в научном языке сравнительно недавно наряду с такими интегральными понятиями, характеризующими групповые эффекты совместных форм жизнедеятельности людей, как «психологическая атмосфера», «психологический климат», «нравственная атмосфера», «морально-психологический климат» и др., которые получили широкое распространение в современной науке и практике.

Эмоциональный контакт - это двусторонний процесс взаимодействия, в котором каждый из индивидов чувствует себя объектом заинтересованности и имеет определенный эмоциональный настрой, созвучный настрою другого индивида. Характер эмоциональных связей (внимание, забота, уважение, ласка, любовь) определяет удовлетворение или неудовлетворение семейной жизнью, а следовательно, прочность и стабильность семьи. Эмоциональный контакт между членами семьи играет большую роль и в воспитании детей, в их становлении как личностей. Он может быть положительным или отрицательным. В основе положительных эмоциональных связей лежат благоприятные эмоции и чувства, отрицательные же - сопровождаются эмоциями и переживаниями негативного характера. Исходя из этого можно, например, говорить, что положительный эмоциональный контакт между родителями и детьми невозможен в семьях, где основным средством воспитания является наказание, приводящее к возникновению у подрастающего человека чувства страха, тревоги, постоянного испуга и отчужденности. Положительный эмоциональный контакт между супругами, родителями и детьми - залог успешного прохождения воспитательного процесса в семье, который, как известно, никогда не выступает в чистом виде, а лишь как результат многих тенденций и взаимоотношений, накладывающихся друг на друга. И потому в семейном воспитании важны как методы и приемы, так и чувства, проявляемые по отношению к детям, особенно в их ранние годы. Отсюда и вытекает неблагоприятное воспитательное воздействие на детей отрицательного эмоционального контакта, в основе которого раздражение, досада, озлобление, ревность и т.д. Наряду с этим в реальной жизни нередко имеет место и гипертрофия положительных эмоциональных контактов родителей и детей.

До сих пор в литературе состояние социально-психологического климата оценивается в двух крайних позициях - благоприятный и неблагоприятный, благополучный и неблагополучный.

Благоприятный (благополучный ) социально-психологический климат - это доверие, высокая требовательность друг к другу, доброжелательная (конструктивная) критика, стойкое удовлетворение потребностей супругов во всех областях супружеского взаимодействия, стабильность эмоциональных отношений, обеспечение условий для благополучия и личностного развития, что создает благоприятный социально-психо- логический уровень адаптированное™. Низкий уровень адаптированное™ определяется частичной удовлетворенностью отдельными сторонами и явлениями супружеской жизни, рассогласованностью при реализации некоторых функций в семье, частичным удовлетворением значимых потребностей супругов, но позитивным отношением к браку в целом.

Неблагоприятный социально-психологический климат оценивается по следующим параметрам: значительная неудовлетворенность партнеров одной из сторон супружеского взаимодействия, отсутствие психологической поддержки партнеров, высокий уровень конфликтности деструктивного характера, негативная установка одного из супругов на устранение семьи.

Ученые Самары провели исследование социально-психологического климата семьи и стилей семейного воспитания в семьях русских, башкир и татар, были использованы следующие методики: карта беседы, наблюдение, методы статистической обработки данных. Результаты следующие: у русских нет различий в стиле семейного воспитания у семей с благоприятным и неблагоприятным социально-психологическим климатом. В семьях с благоприятным социально-психологическим климатом у башкир в большей степени представлен сочувствующий стиль семейного воспитания, а у татар - рассудительный стиль. Гораздо больше различий получено при сопоставлении семей с благоприятным и неблагоприятным социально-психо- логическим климатом. В семьях с благоприятным социальнопсихологическим климатом в большей степени представлены рассудительный и предупредительный стили семейного воспитания, а в семьях с неблагоприятным социально-психологическим климатом - попустительский и контролирующий стили семейного воспитания. Из общей картины несколько выбивается предупредительный стиль, формирующий инфантильный тип личности. Попустительский и контролирующий стили по сути объединяет стремление лишить ребенка своего собственного мнения, приучить его к выполнению некоторых внешних требований, «правил» игры, что говорит об отсутствии настоящей заботы и любви к ребенку, о навязывании ему с помощью разных методов жестких стереотипов поведения и формирования его мышления в «правильном», с точки зрения родителей, направлении. Предупредительный и рассудительный стили по многим параметрам отличаются друг от друга, по-видимому, их объединяет только отсутствие такого метода воспитания, как наказание.

У башкир и татар в обоих случаях не используются методы воспитания - ни похвала, ни наказание, родители предоставляют ребенку полную свободу деятельности, с любовью относятся к ребенку и строят позитивные отношения с окружающими людьми. Однако в семьях у башкир ребенка приучают действовать на основе глубокой интериоризации нравственных ценностей, в то время как у татар главным является соблюдение принятых правил поведения. При подсчете отличия эмпирического распределения с теоретическим по критерию их оказалось, что среди русских семей с благоприятным климатом преобладает состязательный стиль, у башкир - сочувствующий стиль, у татар - рассудительный стиль семейного воспитания.

В научной литературе синонимами понятия «психологический климат семьи» являются «психологическая атмосфера семьи», «эмоциональный климат семьи», «социально-психологический климат семьи». Следует отметить, что строгого определения этих понятий нет. Например, О. А. Добрынина под социально-психологическим климатом семьи понимает её обобщённую, интегративную характеристику, которая отражает степень удовлетворённости супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем общения.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак. Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплочённость, возможность всестороннего развития личности каждого её члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - ещё и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций - психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Психологический климат можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Стоит отметить, что эмоциональная атмосфера семьи является важным фактором эффективности функций жизнедеятельности семьи, состояния её здоровья в целом, она обуславливает стабильность брака.

Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные учёные также подчёркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи.

В. С. Торохтий говорит о психологическом здоровье семьи и о том, что этот «интегральный показатель динамики жизненно важных для неё функций, выражающий качественную сторону протекающих в ней социально-психологических процессов и, в частности, способность семьи противостоять нежелательным воздействиям социальной среды», не тождествен понятию «социально-психологический климат», которое в большей степени применимо для групп (в том числе малых) разнородного состава, чаще объединяющих своих членов на основе профессиональной деятельности и наличия у них широких возможностей выхода из группы и т. д. Для малой группы, имеющей родственные связи, обеспечивающие устойчивую и длительную психологическую взаимозависимость, где сохраняется близость межличностных интимных переживаний, где особо значимо сходство ценностных ориентации, где одновременно выделяется не одна, а ряд общесемейных целей, и сохраняется гибкость их приоритетности, адресности, где главным условием её существования является целостность - более приемлем термин «психологическое здоровье семьи».

Психологическое здоровье - это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. К основным критериям психологического здоровья семьи B.C. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворённость, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремлённость на семейное долголетие. Эти критерии психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и прежде всего характеризуют степень её благополучия

просмотров