Пальчиковые игры на количество и счет. Пальчиковая гимнастика. Скачать полный конспект

Пальчиковые игры на количество и счет. Пальчиковая гимнастика. Скачать полный конспект

Пальчиковые игры.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. Сухомлинский
Зачем нужны пальчиковые игры
Пальчиковые игры – замечательный способ развеселить ребенка, отвлечь его от чего–либо, найти контакт с любым малышом, но это не главное их достоинство.
Развитие речи
Речевые рецепторы головного мозга интенсивно стимулируется двигательной активностью ребёнка. Речь, сопровождаемая подвижным образом, более выразительна и доступна пониманию малыша. Стихотворная форма подачи материала имеет соответствующий ритм, который помогать детям координировать речь и движение. Первое время малыш только повторяет движения, но на подсознательном уровне происходит пополнение его словарного запаса, появляются навыки построения предложения, употребления различных грамматических форм и т. д. позже ребёнок будет стремиться самостоятельно озвучивать свои действия.

Память
Нет необходимости разучивать с малышом стихотворения, играя с пальчиками, он легко запоминает их уже после нескольких прочтений. Ребёнок довольно быстро начинает связывать в сознании зрительные образы с соответствующим текстом. Стихотворения быстро запоминаются надолго и в несколько раз быстрее, чем при обычном чтении. Это своего рода мнемонический приём.

Подготовка руки к письму
Конечно, сильные, ловкие, гибкие умелые пальчики ребёнка – это залог его будущих успехов (письмо, рисование, рукоделие, конструирование и т. д.). А пальцы, как и другую часть тела, можно и нужно развивать и тренировать. Ручки ребёнка не слишком хорошо скоординированы, а умственное развитие малыша опережает его графические навыки. Пальчиковые игры – это универсальный тренинг мелкой моторики, гимнастика в игре.

Скачать полный конспект

Внимание
Важным способом обучения и развития ребёнка дошкольного возраста является подражание. Дети подражают всему, что видят, и хорошему и плохому, просто потому, что подражание является их врождённой способностью и ведущим видом деятельности. Необходимо отметить, что способность к подражанию у всех одинаково. Часто это зависит от умения удерживать внимание. Пальчиковые игры являются одним из способов развития внимания.

Воображение
Пальчики создают некие формы, благодаря речи складываются в образы. Нет нужды изображать на пальцах глазки, носики, их дорисует воображение ребенка. Фантазия малыша начинает активно работать, и вместо простых пальчиков появляется целая галерея образов.
Артистизм
Как правило, эмоциональная речь подкрепляется жестами, а жесты, в свою очередь, добавляют выразительности словам. Дети, прошедшие «школу» пальчиковых игр, легче овладевают динамикой жеста, более раскованы и коммуникабельны.

Первые математические представления
Пальчиковые игры – это замечательный материал для быстрого овладения простейшими математическими понятиями, начиная от счёта заканчивая такими категориями, как «вправо – влево», «выше – ниже», «дальше — ближе», «длиннее – короче», «больше — меньше» и т. д. эти понятия подкреплены сюжетом и жестами, поэтому наглядны и доступны малышу.
Пальчиковые игры не только развлекают малыша, а еще и помогают взрослым развивать у ребенка координацию движений, стимулировать развитие речевых навыков, активизировать память, мышление, развивать творческое мышление и внимание.
Прежде чем играть с ребенком в «пальчиковые игры», вы, уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки, должны сами хорошо знать каждую из игр. У ребенка во время игры должно быть ощущение эмоционального подъема от увиденного. Только тогда ваш ребенок с удовольствием будет выполнять ваши задания.
«Встретились двое»
действия с пальчиками
Встретились двое котят: «Мяу-мяу!» соединяем мизинцы обеих рук
И двое щенят: «Гав-гав», соединяем безымянные пальцы обеих рук
И две лошадки: «Бру-бру», соединяем средние пальцы обеих рук
И две коровки: «Му-му», соединяем указательные и большие пальцы обеих рук
А рогатые ж, ну и ну!!! показать рога, выпрямляя указательные пальцы и мизинцы

«Считалка для пальчиков» №1
действия с пальчиками
Давай-ка пальчики считать!
Один, два, три, четыре, пять. поочередно загибаем пальчики на одной руке
Один, два, три, четыре, пять — поочередно загибаем пальчики на другой руке
Десять пальцев, две руки, покрутить кистями рук, «как фонарики»
Все твои помощники! покрутить кистями рук, «как фонарики»

«Считалка для пальчиков» №2
действия с пальчиками
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик — гриб нашел, загибаем мизинец
Этот пальчик — чистит стол, загибаем безымянный палец
Этот резал, загибаем средний палец
Этот ел, загибаем указательный палец
Ну а этот лишь глядел! загибаем большой палец

«Считалка для пальчиков» №3
действия с пальчиками
Этот пальчик маленький, загибаем мизинец
Этот пальчик слабенький, загибаем безымянный палец
Этот пальчик длинный, загибаем средний палец
Этот пальчик сильный, загибаем указательный палец
Ну а это толстячок, загибаем большой палец
А все вместе — кулачок! покрутите кулачком

«Сорока-белобока»
действия с пальчиками
Сорока-сорока
Кашку варила, водим по ладошке ребенка пальчиком
Деток кормила: водим по ладошке ребенка пальчиком
Этому дала, загибаем мизинец
Этому дала, загибаем безымянный палец
Этому дала, загибаем средний палец
Этому дала, загибаем указательный палец
А этому не дала! потрясите большой пальчик
Ты дров не колол? Не колол. потрясите большой пальчик
Воды не носил? Не носил. потрясите большой пальчик
Здесь водичка — холодненькая, гладим малыша по запястью
Здесь водичка — тепленькая, гладим малыша по плечу
А здесь — кипяток, кипяток! щекочим малыша и смеемся!

«Зайчики-пальчики»
действия с пальчиками
Раз, два, три, четыре, пять, Сначала кулачок сжат. Потом пальчики по одному разжимаются, а в конце снова по одному прячутся в кулак.

Вышли зайчики гулять
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.

«Сорока-белобока»
действия с пальчиками
Этот пальчик хочет спать, загибаем поочередно пальчики
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура! раскрываем кулачок
В детский сад идти пора!

«Цыпленок»
действия с пальчиками
Бедный маленький цыпленок прижать кулачки друг к другу
Кушать захотел спросонок,
Пальчиком, как клювом бьёт, постучать указательными пальчиками по столу
Буд-то бы зерно клюёт.

«Замок»
действия с пальчиками
На двери висит замок, Пальчики переплести в замок, раскачивать «замок» при чтении стиха
Кто его открыть бы мог?
Постучали, постукивать основания ладоней обеих рук, не разрывая пальцы (не открывая замок)
Покрутили, не расцепляя пальцы, сдвигать ладони в разных направлениях (одну — вперед, другую — назад, так чередовать)
Потянули не расцепляя пальцы, развести основания ладоней в стороны, при этом пальчики выпрямляем
И открыли! резко отпускаете руки, раскрыв замок, и руки надо развести широко в стороны.

«Рыбки»
действия с пальчиками
Рыбки плавали, ныряли имитировать пальчиками плаванье рыбок
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, сильно сжать пальчики друг к другу (получается плотная ладошка)
Разожмутся, растопырить пальчики
То зароются в песке. снова сложить пальчики и делать движения, как будто роете песок ладошкой

(песенка-считалочка для пальчиковой гимнастики для индивидуальных и групповых занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста)

Ведущий говорит слова или поет песенку и показывает движения, а дети за ним повторяют.

У девочек и мальчиков

На ручках десять пальчиков.

А не веришь, не беда,

Сам пересчитай тогда!

Выставить вперед ладошки с растопыренными пальчиками и ритмично наклонять их то вправо, то влево.

Раз, два, три, четыре, пять,

Каждый пальчик бодр и весел.

И девочки и мальчики

Умеют прятать пальчики.

А не веришь, не беда,

Каждый пальчик спрячь тогда!

Несколько раз сжать пальцы в кулак и разжать.

Будут пальчики кивать:

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять!

Каждый пальчик бодр и весел.

Каждым пальцем по очереди сделать максимальный наклон к ладони и опять выпрямить.

И девочки и мальчики

Вращать умеют пальчики.

А не веришь, не беда,

Ими покрути тогда!

Делать вращательные движения кистями рук.

Будем пальчики вращать:

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять!

Каждый пальчик бодр и весел.

Каждым пальцем по очереди сделать вращательное движение.

И девочки и мальчики

Сгибать умеют пальчики.

А не веришь, не беда,

Каждый сам согни тогда!

Согнуть пальцы рук по средней фаланге, как когти у кошки, и снова выпрямить. Повторить несколько раз.

Будем пальчики сгибать:

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять!

Каждый пальчик бодр и весел.

Каждый палец по очереди согнуть по средней фаланге и снова выпрямить.

И девочки и мальчики

Умеют двигать пальчики.

А не веришь, не беда,

Двигай их туда-сюда!

Пальцы все вместе то прижать к ладони, то максимально отклонить в противоположную сторону. Повторить несколько раз.

Будут пальчики махать:

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять!

Каждый пальчик бодр и весел.

Каждым пальцем по очереди пошевелить туда-сюда с максимальным размахом в плоскости, перпендикулярной ладони.

У девочек и мальчиков

От игр устали пальчики.

Надо пальцам отдохнуть,

Крепко в кулачке уснуть.

Болтать в воздухе расслабленными кистями рук.

Будут пальцы наши спать:

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять!

Хватит с них сегодня песен.

Каждый палец по очереди спрятать в кулачок.


Смотрите также:

Инсценировка песенки «Десять пальчиков» . Сценка про то, как чапики Ума, Тёпа, Пузя и Няша учились делать пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Десять пальчиков» . Движения для этой песенки.

Скачай, распечатай и играй в настольную игру-водилочку «Школа Витрумишки: Прятки с цифрами» . Веселая детская игра-водилочка с пальчиковой гимнастикой и порядковым счетом от 1 до 10.

Арифметика для малышей в стихах и загадках . Стихи и загадки про цифры, числа и арифметические действия.

Сборник развивающих пальчиковых игр «Буквы и цифры» . Пальчиковая игра-водилочка про цифры с комплексом пальчиковых упражнений.

Обучающая настольная игра «Арифметический тренажер» . Настольная игра с кубиком и фишками для обучения детей счету.

Обучающая настольная игра лото-счет «Тачки» . Настольная игра для обучения цифрам и порядковому счету от 1 до 10.

Настольная игра «Степашкина арифметика» . Настольная обучающая игра про цифры, сложение и вычитание.

Маленький человечек, попадая в этот мир, учится всему: держать голову, сидеть, ходить, говорить. И очень естественно, что родители хотят максимально облегчить процесс освоения этих навыков. Но если в первые месяцы жизни достаточно простенькой зарядки, то в дальнейшем работа должна быть комплексной, то есть охватывать как можно больше областей не только физического, но и интеллектуального, эмоционального развития малыша. И одним из таких комплексных занятий является пальчиковая гимнастика для дошкольников.

Суть и формы

Это интересно. О значении простейших движений руками на мозговую деятельность первыми заговорили китайцы. И было это во II веке до нашей эры.

О том, что малышу важно развивать мелкую моторику слышали все мало-мальски осведомлённые в вопросах воспитания детей родители. Однако далеко не всем известно, что это такое и какая связь у этого навыка с будущим малыша. И дело тут не только в том, что развитая моторика пальцев - это залог красивого почерка, а ещё и в том, что движения пальцев рук и ног, скоординированные между собой и направленные на выполнение точных действий, взаимодействуют с высшими свойствами человеческого сознания, а именно с:

  • разными видами мышления (образным, критическим, логическим);
  • со всеми видами внимания;
  • восприятием оптико-пространственного характера;
  • детским воображением;
  • наблюдательностью;
  • двигательной, а также зрительной памятью;
  • речью.

С практической точки зрения, моторика пальцев позволяет с лёгкостью застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки и выводить буквы.

Самой продуктивной формой работы, направленной на развитие столь важной для полноценной жизни мелкой моторики, считается пальчиковая гимнастика. Это упражнение (чаще всего в форме игры, так что в литературе понятия «пальчиковые упражнения» и «пальчиковые игры» являются синонимичными и составляют собственно понятие «пальчиковая гимнастика»), которое за счёт чередования таких движений, как сжатие, растяжение и расслабление, стимулирует процессы мышления, укрепляет мышечную и костную ткани. К слову, в методической литературе упражнением иногда называется предварительная «расстановка мизансцены», которая с добавлением слов становится собственно игрой. Кроме того, пальчиковые игры - это:

  • прекрасный способ отвлечь карапуза от капризов или слёз;
  • полезное занятие, доступное всегда и везде (в метро, в автобусе, в очереди и т.д.);
  • тренировка переключения умственной активности с правого полушария мозга (креативного начала) на левое (рациональное).

Это интересно. Некоторые учёные, занимающиеся особенностями и стратегиями раннего развития детей, считают, что чем больше умеет рука, тем более интеллектуально развит её обладатель.

Формы пальчиковых игр

Разновидностей форм потешек для тренировки мелкой моторики существует очень много. Но для дошкольников наиболее актуальными являются:

  • игры или упражнения (движения пальцев регулируются сюжетом истории);
  • театральные зарисовки (выполняются с пальчиковыми куклами);
  • физические упражнения (могут быть с использованием атрибутики или предметов, к этой категории относится, например, раскатывание колбаски из пластилина по доске).

Эти формы позволяют развивать малыша не только физически (и, как мы уже выяснили выше, интеллектуально), но и творчески.

Цели и задачи

Целями выполнения гимнастики для мелкой моторики в дошкольном возрасте являются:

  • речевое развитие;
  • формирование правильного произношения звуков;
  • тренировка умения чётко и быстро говорить;
  • работа над совершенствованием координации движений;
  • развитие всех видов памяти, произвольного и непроизвольного внимания, умения согласованно выполнять действия с речью;
  • способствуют формированию вдумчивого отношения к словам взрослых.

Что касается задач, то они могут реализовываться в конкретном упражнении комплексно, а могут быть представлены частично. Основными позициями можно назвать такие задания:

  • развитие речи;
  • отработка математических навыков;
  • запоминание лексического или грамматического материала по иностранному языку;
  • заучивание рифмовок;
  • гимнастика с окружающими предметами.

Классификация пальчиковых упражнений для дошкольников

В зависимости от обозначенных целей и задач можно выделить такие комплексы упражнения, направленные на:

  • работу мышечного скелета рук в различных направлениях;
  • движения пальцев по телу или по столу;
  • построение небольших фигурок животных, а также предметов с помощью скоординированных движения пальцев и кистей обеих рук.

Отдельно можно выделить:

  • игры-забавы (например, «Идёт Коза-Рогатая», «Сорока-Белобока» и т.д.);
  • сказки в сопровождении жестикуляции (соединив в одно упражнение разные игры, например, «Мы купили в магазине», «Точим нож», «Мы капусту режем, режем», «Апельсин», можно придумать единый сюжет - сделали покупки, наточили нож и приступили к обработке овощей и фруктов);
  • стихотворные игры (форма проведения вышеперечисленных упражнений).

Как работать с упражнением-игрой?

Порядок работы над любой игрой одинаков:

  1. Взрослый показывает младшему участнику игры упражнение.
  2. Сначала 1–2 раза дети повторяют действия пальцев (ладошек, рук).
  3. Один раз вся мизансцена проигрывается медленно, с повтором сложных элементов, но без слов.
  4. К движениям добавляются слова.

Важно не перегружать малышей заданиями, поэтому рекомендуется не давать больше 1–2 пальчиковых игр в день.

Картотека упражнений для пальчиковой гимнастики - памятка родителям

Прежде чем говорить о конкретных примерах игр, нужно оговорить возраст ребят, с которыми они проводятся. Конечно, использование тех или иных упражнений обусловлено индивидуальными особенностями развития моторики (и мелкой в том числе) у ребёнка. И тем не менее наряду с универсальными играми-забавами, упражнениями под рифмовки и сказками с жестикуляцией, упражнения на работу мышечного скелета в разных направлениях (влево-вправо) особенно актуальна для 1-х - 3-х летних ребят. А вот построением фигурок можно заниматься с 3-х лет. В то время как движения по телу или по поверхностям с разной фактурой подойдут для малышей средней и старшей группы детского сада. И ещё: подбирая набор упражнений, стоит обращать внимание и на содержательную сторону задания (особенно стихотворных пальчиковых игр): ребёнок не сможет выполнить то или иное действие, если ему не знакомы какие-то слова.

Классические примеры пальчиковых упражнений

Дети с удовольствием демонстрируют свои артистические способности в игре «Чижик-Пыжик» В игре «Сидит ворон на дубу» дети не только работают ручками и пальчиками, но и приседают Эта игра может проводиться в качестве соревнования малышей на физкультминутке Детям очень нравятся игры с имитацией животных и насекомых «Сорока-Ворона» – это первая игра с малышом, когда взрослый выполняет движения маленькими пальчиками карапуза Для игры «Царёв двор» нужно задействовать и пальцы, и ладони

Игры на развитие мышечного скелета рук

Цели: сгибать и разгибать пальчики, выполнять действия на объединение пальцев обеих рук, производить простейшие движения пальцами (рисовать круги, сжимать кулаки и т.д).

Приступая к выполнению любого упражнения, прежде всего взрослому нужно проговорить и показать действие каждого пальчика и руки, а уже потом приступать к совмещению слов и движений.

Апельсин

Мы делили апельсин

(зажимаем левую руку в кулачок и обхватываем её другой рукой)
Много нас, а он - один,
Эта долька - для ежа

(на каждой дольке правая рука поочерёдно разжимает пальчики на левой руке),
Эта долька - для чижа,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура!

(встряхиваем обе кисти, показывая, что дольки кончились)

Это упражнение можно выполнять с мячиком.

Мы купили в магазине

(руки перед собой, сжимаем и разжимаем пальцы обеих рук)

Груши, персики и сливы

(правой рукой загибаем поочерёдно пальцы левой руки)

И бананы, и хурмы

И домой всё отнесли.

(левая рука сжата в кулак, а правой её накрываем).

Стих про дом

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – «бутончик тюльпана»)

Пальчиковая семья

Этот пальчик большой –

Это папа дорогой.

Рядом с папой - наша мама.

Рядом с мамой - брат старшой.

Вслед за ним сестрёнка –

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш –

Это славный наш малыш.

(поглаживать пальчики от основания к подушечкам поочерёдно)

Друзья - садоводы

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошёл.

(Ладошка собрана в «кулачок». Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний палец самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки.

(Отгибаем средний пальчик, «сгибаем-разгибаем» его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)

Безымянный подбирает,

(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)

А мизинчик-господинчик В землю косточки бросает!

(Отгибаем мизинчик)

Мы капусту рубим

Мы капусту рубим, рубим,

(машем руками, будто ножом)

Мы капусту жмём, жмём,

(кулачки сжимаем-разжимаем)
Мы капусту солим, солим,

(пальчики потираем друг о дружку – «солим»)

Мы морковку трём, трём.

(кулачком одной руки трём по ладони другой руки)

Эту игру можно также разнообразить предметом: мячиком или мешочком с песком (гречкой или мелкими камешками).

Точим нож!

Точим, точим,

Точим нож!

Будет очень он хорош.

(ребром ладони водим взад-вперёд по ладони свободной руки)

Будет резать он припасы:

(«режем» каждым пальчиком руки)

Помидоры, огурцы…

Угощайтесь, молодцы!

Приготовили обед

Сели как-то мы обедать

И позвали в дом соседей.

(руками зазываем гостей)

Скатерть белую накрыли,

(руки перед собой, развести их в стороны)

Вилки ложки разложили,

Хлеб нарезали и сыр,

Приготовили гарнир.

(резкими движениями потереть ладонь о ладонь)

(вращательные движения кистями рук)

А из фарша всем котлеты

Жарили мы без диеты.

(лепка котлет)

Посолили, поперчили,

Замесили (имитация движений)

Не забыли лук сердитый положить

И скорее все закрыть.

Наготовились, устали,

Печь пирожное не стали.

(вытереть лоб рукой)

Цветок

Вырос высокий цветок на поляне,

(запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(развести пальцы рук)

Всем лепесткам красоту и питанье

(ритмично двигать пальцами вместе-врозь)

Дружно дают под землёй корешки.

(ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).

Посуда

Раз, два, три, четыре,

(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(загибать пальчики по одному, начиная с большого)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали!

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Если подключить к упражнению элементарные математические знания, то игра приобретёт ещё и образовательное значение - малыш закрепит навык счёта до 10.

Кошка и котята

У кошечки нашей есть 10 котят

Сейчас все котята по парам стоят:

(ладошки смотрят друг на друга)

Два толстых,

(соединить большие пальцы обеих рук и постучать ими друг о дружку)

Два ловких,

(соединить указательные пальцы и постучать ими друг о дружку)

Два длинных,

(соединить средние пальцы и постучать ими друг о дружку)

Два хитрых,

(соединить безымянные пальцы и постучать ими друг о дружку)

Два маленьких самых

И самых красивых.

(соединить мизинцы и постучать ими друг о дружку)

Осенние листья

Будем листья собирать.

(загибаем поочерёдно пальчики)

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

(«шагаем» пальчиками по коленям)

Осенний букет

Пошли пальчики гулять,

(пробежать пальчиками по коленкам)

Стали листья собирать:

Красный листик, жёлтый листик,

(поочерёдно прикасаемся подушечками пальцев, начиная с указательного, к большому пальцу)

Один, два, три, четыре, пять!

(поочерёдно загибаем пальчики на руке)

Сколько листиков собрали?

(поднять руку вверх, раздвинуть пальцы)

С листьями осенними будем мы играть,

С листьями осенними будем танцевать.

Планеты

(считаем и загибаем пальчики)

На луне жил звездочёт –

Он планетам вёл учёт:

Меркурий - раз,

Венера - два,

Три - Земля,

четыре - Марс,

Пять Юпитер,

шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

Кто не видит - выйди вон!

Грибы

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца).

Одежда

Раз, два, три, четыре, пять –

(Последовательно соединяют пальцы одной руки с пальцами другой руки).

Будем вещи мы стирать:

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем.

(Кулачки имитируют стирку).

Видео: Пальчиковая гимнастика для детей от 1 до 3 лет

Игры на движение пальцев по столу

Цели: координировать действия пальцев при соприкосновении с твёрдой поверхностью стола. Эти упражнения активизируют тактильные ощущения детей.

Новые кроссовки

(загибаем пальцы на обеих руках по одному, начиная с больших)

Как у нашей кошки

На ногах сапожки,

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козлёнок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка -

Новые кроссовки.

(«Шагают» по столу указательным и средним пальцами).

Новые кроссовки.

Пирог

Падал снег на порог.

(Дети два раза медленно опускают ладони на стол).

Кот слепил себе пирог.

(Показывают, как лепят пирог.)

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утёк.

(«Бегут» пальчиками обеих рук по столу).

Пирожки себе пеки

(Опять показывают, как пекут пирог.)

Не из снега - из муки.

На ёлке

Мы на ёлке веселились,

(Ритмичные хлопки в ладоши).

И плясали, и резвились,

(Ритмичные удары кулачками).

После добрый Дед Мороз

(Дети «шагают» средним и указательными пальцами обеих рук по столу.

Нам подарки преподнёс

Дал большущие пакеты,

(«Рисуют» руками большой круг).

В них же - вкусные предметы:

(Делают ритмичные хлопки).

Конфеты в бумажках синих,

(Згибают на обеих руках пальчики, начиная с большого).

Орешки рядом с ними,

Яблоко, один

Золотистый мандарин.

Игры на построение небольших фигурок животных, предметов с помощью движения кистей рук и пальцев

Цели: разнообразить движения руками, задействовать мышцы кистей и рук.

Деревья

Всем в лесу на удивленье

(трут ладони друг о друга)

Разные растут деревья:

(открывают ладони и растопыривают пальцы)

Вот упёрлась в небеса

Вся смолистая сосна.

(соединяют локти – «ствол», раскрывают ладони – «крона»)

Распустила ветви-косы

Белоствольная берёза.

(«фонарики» с движением сверху вниз)

Как во полюшке былинка,

Тонкая растёт осинка.

(показывают указательный палец, остальные - сжаты в кулак)

Дуб раскинул свои ветви,

И не страшен ему ветер.

(вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы)

Липа цветом зацвела,

(собирают пальцы в щепотку – «бутон»)

Пчёлок в гости позвала.

(делают круговые вращения указательным пальцем - пчёлы летят)

Ель иголки распушила

(опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы)

И грибочки все закрыла.

(показывают гриб: указательный палец - ножка, ладонь сверху - шляпка)

Шелестят листвой деревья,

(трут ладони друг о друга – «шуршат»)

Словно разговор ведут,

(стряхивают ладони)

Руки-ветви распустили,

Птичек в гости к себе ждут.

(сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны - показывают птиц).

Птенчики в гнезде

Улетела птица-мать

Малышам жуков искать.

(Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями).

Ждут малютки-птенцы

Мамины гостинцы.

Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. «Гнездо».

(Шевеление пальцев правой руки создаёт впечатление живых птенцов в гнезде).

Скворечник

Скворец в скворечнике живёт

(Пальцы рук касаются друг друга, ладони параллельно).

И песню звонкую поёт.

(Пальцы сжаты в кулак, а большой и указательный пальцы вытянуты, соединяются и рассоединяются).

Видео: Пальчиковый цирк

Видео: 10 простых пальчиковых игр, или как развлечь малыша в пробке

Видео: Как извлечь ещё больше пользы из занятий

Упражнения с атрибутикой

Дополнительные элементы, используемые для игры, повышают интерес деток к занятиям. В качестве таких деталей можно использовать

  • вырезанные из журналов картинки (высотой не более 7–8 см), приклеенные на картон и зафиксированные на пальце резинкой;
  • кусочки ткани, наложенные на пальцы (например, кусочек белого фатина в качестве фаты и чёрного бархата для имитации мужского костюма);
  • разноцветные резиночки (для лумигуруми) для «идентификации» того или иного героя стихотворения.

Цели: развивать мелкую моторику, образное мышление, воображение.

«Зарядка»

Инструкция:

  1. Закрепляем фигурки на среднем и безымянном пальчиках – «ножках».
  2. Второй и пятый пальчики – «ручки».
  3. Большой палец прижимаем к ладошке.
  4. На столе шагаем ножками на месте, высоко поднимая «ноги».
  5. Выполняем шаги вперёд, периодически останавливаясь.
  6. Выполняем движения вверх-вниз «руками».

«Большая семья»

Инструкция:

  1. На каждый пальчик надеваем по резиночке.
  2. Определяем, кто есть кто (средний палец - папа, указательный мама, безымянный и мизинец - дети, большой - бабушка, к которой на лето отправляется всё дружное семейство).
  3. Каждый из членов семьи должен поцеловать бабушку, то есть прикоснуться к ней. Упражнение сопровождается называнием роли каждого пальчика.

Упражнения с предметами

Цели: стимулировать нервные окончания кончиков пальцев, отрабатывать точность и скорость выполнения движений пальцами, развивать воображение.

«Кружевница»

Инструкция:

  1. Складываем бумажную салфетку дважды вчетверо.
  2. Отрываем пальчиками небольшие кусочки.
  3. Раскрываем салфетку - дырочки создают эффект кружева.

«Радужный коврик»

Инструкция:

  1. Делаем на небольших бумажных прямоугольниках ряд дырочек, равномерно распределив их по горизонтали.
  2. Задача ребёнка продеть цветные ниточки в дырочки, имитируя ткацкий станок.
  • составление фигур (например, геометрических) из спичек;
  • выкладывание различных узоров маленькими камешками;
  • выполнение шнуровок и т.д.

Fingerplays на английском языке

Цели: отработать произношение английских звуков, выучить лексический материал по темам: «Цифры», «Животные», «Названия пальцев», развивать образное мышление, воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

(указательный и большой палец одной руки надо соединить в кольцо)
And there’s a ball

(теперь делаем то же самое движение на другой руке)
A great big ball I see

(поднимаем обе руки вверх, чтобы пальцы одной руки дотронулись до пальцев другой руки, изображая большой шар)
Now let’s count them -
One, Two, Three

(по очереди делаем каждое из движений, описанных выше)

Cat and Mice

Инструкция:

  1. Малыш сжимает левую ручку в кулачок.
  2. Затем разжимает каждый палец со словами: «I’m a mouse».
  3. Выполняет сгибание-разгибание как можно быстрее со словами: We are mice, mice, mice.We are very, very nice».
  4. Наконец, распрямив указательный пальчик правой руки, говорит: « I’m a cat».
  5. Взрослый говорит: «Cat, catch the mice!», малыш прячет пальчики в кулачок, а указательным пальцем пытается раскрыть ладошку.
  6. Меняем ручки (левая – «кошка», правая – «мышки»).

Ещё один вариант пальчиковой гимнастики на английском - переделка песенок на английском под иллюстрацию конкретных движений пальчиками.

Hickory, dickory, dock

Инструкция:

  1. Из солёного теста делаем циферблат часов.
  2. Повторяем: Hickory, dickory, dock,The mouse ran up the clock(быстро барабаним пальчиками по поверхности сделанных часов, как будто по ним бежит мышка)The clock struck one, (громко хлопаем в ладоши один раз)The mouse ran down (делаем пальчиками движения как будто мышка убегает прочь) Hickory, dickory, dock.

Видео: Пальчиковая гимнастика на английском «The Finger Family Song»

Пальчиковая гимнастика для дошкольников - это иллюстрация того, как полезное может быть интересным и даже забавным. Дети с удовольствием будут выполнять простейшие действия ручками, повторяя стихотворные строчки, которые легко и быстро запоминаются. Так, эти коротенькие физкультминутки не только выполняют свою основную цель - развитие мелкой моторики, но и станут отличным способом тренировки памяти, развития речи, а также создания непринуждённой и доброжелательной атмосферы в детском коллективе.

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики, которые могут быть

Использованы на занятиях математикой.

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять Пальцы в кулаке, поочередно показываем пальцы.

Вышли пальчики гулять . Сжимаем и разжимаем кулак.

Раз, два, три, четыре, пять. Сжимаем по - очереди пальцы в кулак.

В домик спрятались опять. Спрятать кулаки за спину.

Дружба.

Дружат в нашей группе Пальцы обеих рук ритмично

Девочки и мальчики. Соединить в замок .

Маленькие пальчики, Пошевелить пальчиками .

1, 2, 3, 4, 5. Пальцы обеих рук касаются друг друга.

1, 2, 3, 4, 5. Поочередное касание пальцев.

Игра "Часы "

Мышь полезла в первый раз Садимся на коврик на колени. Перебираем

Посмотреть, который час. пальчиками "бежим" от коленок до макушки .

Вдруг часы сказали: "Бом!", Один хлопок над головой . Мышь скатилась кувырком. Руки "скатываются" на пол.

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом, бом!" Два хлопка

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: Три хлопка .

"Бом, бом бом!»

Мышь скатилась кувырком .

Покупал баран баранки.

На базаре Выставляют кулак.

Спозаранок Ставят ладонь на ребро .

Накупил Показывают ладонь.

Баран Показать рога

Баранок Большой палец и указательный делают круг

Для барашков Пальцы левой руки «играют»

Для овечек Пальцы правой руки «играют »

Десять маковых колечек Показывают 10 пальцев

Девять сушек, Показывают соответствующее

Восемь плюшек Количество пальцев,

Семь лепешек,

Шесть ватрушек,

Пять коржей,

Четыре пышки,

Три пирожных,

Две коврижки

И один калач купил

Про себя не позабыл Руки к груди, отрицательное движение головой.

Червячки

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони .

Вдруг ворона подбегает, складываем пальцы щепоткой

Головой она кивает, качаем ими вверх и вниз.

Каркает: "Вот и обед!" Раскрываем ладонь, отводя большой

палец вниз, а остальные вверх .

Глядь - а червячков уж нет! Сжимаем кулачки, прижимая их к груди .

Котята.

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.

У кошечки нашей есть десять котят, покачиваем руками, не разъединяя их

Сейчас все котята по парам стоят.

Два толстых, два ловких, Постукиваем соответствующими

Два длинных, два хитрых , пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

Два маленьких самых

И самых красивых.

Игрушки.

На большом диване в ряд Попеременно хлопают в ладошки

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино Загибают поочередно все пальчики.

И веселый Чиполлино,

И котенок и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять. Разгибают поочередно пальчики.

Помогаем нашей Кате Попеременно хлопают в ладошки

Мы игрушки собирать. и стучат кулачками


Зоя Несвитайло

Тема : «Геометрические фигуры вокруг нас »

Аннотация : Конспект непосредственно образовательной деятельности - «Познание » , для детей средней группы (4-5 лет) . Дети закрепляют названия геометрических фигур , умение определять фигуры на ощупь , находить геометрические фигуры в предметах окружающего мира. В основном решаются задачи образовательной области «Познание » , а также представлены области «Социализация» , «Коммуникация» , «Здоровье» , «Физическая культура» , «Художественное творчество» .

Поставленная проблемная ситуация создает мотивационную готовность дошкольников к взаимодействию с воспитателем, а успешное сочетание разных видов деятельности (коммуникативная, познавательная , двигательная) позволяет сохранить у детей познавательную активность на протяжении всей деятельности.

Программное содержание :

Цель : обобщить и систематизировать знания воспитанников о геометрических фигурах .

Задачи :

1. Обучающие :

Учить устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов;

Продолжать учить действовать по словесной инструкции педагога;

Закрепить знание свойств геометрических фигур , умение соотносить сенсорный образец с предметами окружающего мира;

Повышать познавательную активность детей за счет привлекательности процесса обучения, его эмоциональной мотивированности, сюжетности;

Продолжать учить составлять рисунок из готовых форм;

Закреплять умение наклеивать готовые формы на картонную основу.

2. Развивающие :

Расширять представления детей о семье , как о людях, которые живут вместе; уточнить понятие «семья» , «родственники» ;

Развивать связную речь;

Развивать аналитическое, эстетическое восприятие, устойчивое внимание, память, воображение;

Развивать интерес к аппликации как виду деятельности.

3. Воспитательные :

Воспитывать познавательный интерес ;

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу во время совместной деятельности;

Воспитывать желание помогать другим, нуждающимся в нашей помощи.

Методы :

1. Игровые : мотивация, физкультминутка;

2. Словесные : беседа, рассказ, объяснение, проблемные вопросы;

3. Наглядные : рассматривание геометрических фигур , предметов ближайшего окружения, образца для аппликации;

4. Практические : выполнение творческого задания - аппликация «Самолет» .

Приемы : Погружение в игровую ситуацию, коллективная работа, беседа, голосовая и эмоциональная модуляция.

Предварительная работа : чтение художественной литературы, беседы о профессиях, наблюдение за предметами ближайшего окружения, знакомство с техникой работы по образцу.

Здоровье сберегающие технологии : гимнастика для глаз «Совушка» , физкультминутка, пальчиковая гимнастика.

Аппаратное обеспечение : магнитофон.

Программное обеспечение : аудиозапись (сл. Ю. Ким, музыка В. Дашкевич «В гостях у сказки» )

Реализация Федеральных государственных требований : интеграция полученных навыков и умений воспитанника через образовательные области «Познание » , «Социализация» , «Коммуникация» , «Здоровье» , «Художественное творчество» .

Образовательные ресурсы : программа «Детство» Бабаева Т. И., Ноткина Н. А. ; «Математика-это интересно. Игровые ситуации для детей » . Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н. ; «Логика и математика для дошкольников» Носова Е. А.

Ход НОД

I. -Ребята любите ли вы сказки? Сегодня мы с вами придумаем свою сказку. Согласны? (ответы детей ) . Сказка будет необычная, а математическая. (звучит аудиозапись «В гостях у сказки» )

В одном царстве-государстве геометрических фигур жил-был царь . Это был большой желтый квадрат (дети кладут перед собой фигуру ) . Царицей там был большой желтый круг (находят круг и кладут его рядом с квадратом) . Были еще царевич-маленький желтый квадрат и царевна-маленький желтый круг.

Посмотрите внимательно на фигуры , которые вы положили. Чем они похожи? (Цветом) .

Как одним словом назвать царя, царицу, царевича, царевну? (семья) .

Кем в этой семье является царь? (царица) .

Кем им приходится царевич и царевна?

Кто между собой царевич и царевна?

А у вас есть братья и сестры?

А еще, ребята, всех членов семьи называют родственниками. Слово «род» означает «одна большая семья» . Родственники - это люди, родные друг другу : братья, сестры, мамы, папы, бабушки и дедушки.

А как должны относиться люди друг к другу в семье? (уважать, защищать, дружить, ухаживать) .

А еще у царской семьи были слуги, они выполняли разную работу.

Как вы думаете, что делал лекарь? (лечил)

А как называется сейчас человек, который лечит людей?

(доктор, врач)

Где работают врачи? (в больнице, поликлинике)

Лекарем был маленький синий треугольник.

Большой зеленый прямоугольник был парикмахером.

Чем он занимался? (делал прически, стриг волосы) .

Как вы думаете, кто готовил обед? (повар) . Поваром был маленький красный овал.

II. - Жители этого государства жили дружно и счастливо, пока не случилась беда. Злой волшебник заточил всех жителей страны в темное подземелье. Вы хотите помочь геометрическим фигурам ? (Да)

Физкультминутка

Путь к подземелью долгий и трудный. Сначала нам придется идти по топкому болоту и, чтобы не провалиться в него, нужно наступать только на проложенные следы.

1. «Топкое болото» На полу выложена дорожка из синих следов правой ноги и зеленых следов левой. Дети идут по дорожке, называя ногу.

Вот и вход в подземелье. Чтобы добраться до двери, за которой спрятаны наши друзья, надо пройти по длинному коридору, у которого потолок становится все ниже и ниже.

2. «Вход в подземелье» Дети идут по группе , сначала нагибая голову, затем прогнувшись, на корточках, ползком.

III. – Дверь закрыта на хитрый замок. Чтобы открыть его,

следует выполнить одно задание.

Дид/игра «Найди пару»

Каждый ребенок получает карточку и находит ей пару. (Карточки парные : на одной из них – цифра, на другой - соответствующее ей количество точек).

IV. - Замок мы с вами открыли, можно заходить в подземелье и пытаться найти фигуры . Ребята в подземелье очень темно, чтобы наши глаза привыкли к темноте нужно сделать зрительную гимнастику.

Гимнастика для глаз «Совушка»

Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4.

Широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1-5. (Повторить 4-5 раз) .

Дид/игра «Найди на ощупь»

«Подземелье» - муфта, сшитая по принципу рукава. В муфте находятся геометрические фигуры по количеству детей . Каждый ребенок двумя руками ощупывает какую-либо фигуру и , не вынимая ее из муфты, называет ее.

Пальчиковая гимнастика

И фигуры называть

Вот квадрат, а вот кружок

Треугольничек и ромб,

А еще прямоугольник

Их по счету ровно пять.

Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца складывают пальчика обеих рук в виде геометрических фигур . Показывают раскрытую ладошку.

v. Дид. / игра. «Подбери по форме» .

Ребенок получает карточку, представляющую собой лист бумаги, разделенный, на пять квадратов. В среднем из них расположена какая-либо геометрическая фигура . Ребенок выбирает ту карту, на которой расположена фигура , которую он достал из муфты, и начинает подбирать картинки, напоминающие по форме эту фигуру .

Молодцы, ребята! Вы справились со всеми трудностями, которые подстерегали вас на вашем пути, освободили геометрические фигуры из заточения . Наши друзья благодарят вас за это. Им очень хочется быстрее попасть домой, но как это сделать? А давайте отправим их домой на большом, красивом самолете. Вы, конечно, спросите где его взять? Конечно, сделать!

Аппликация (коллективная работа) «Самолет»

Дети собирают из геометрических фигур самолет и приклеивают на большой лист картона.

Царская семья благодарит детей за подарок , за помощь.

Заключительная часть.

Молодцы, ребята! Я тоже хочу поблагодарить вас за то, что вы были смелыми, дружными, внимательными и старательными.

Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

Какое задание было самое интересное?

Какое задание самое трудное? (ответы детей ) .

Кому сегодня было интересно пусть возьмет себе улыбающийся смайлик, а кому было трудно, не интересно- грустный смайлик.

Приложение :



просмотров