Воспитание мальчика 5 6 лет психология. Психология ребенка пяти лет. Память по-прежнему является непроизвольной

Воспитание мальчика 5 6 лет психология. Психология ребенка пяти лет. Память по-прежнему является непроизвольной

В пять лет ребенок вступает в особый период своей жизни – старший дошкольный возраст. называют его базовым, так как в этот период закладываются 90 процентов черт личности взрослого человека. Он уже отходит от авторитета и полного принятия мнения взрослого, продолжаются активные процессы самоидентификации, начавшиеся . У малыша формируется свое мнение и свой взгляд на мир. Для взрослых в этот период важно найти подход к ребенку, чтобы сохранить с ним эмоциональную связь и помочь ему сделать первые шаги к взрослению.

Что умеет ребенок в 5–6 лет?

Здоровый малыш с пяти до шести лет:

    Хорошо развит физически: может менять скорость и направление ходьбы или бега, ходить на пятках и носках, приставными шагами, высоко поднимая колени. Может совершать различные манипуляции с мячом: ловить, забрасывать, подбрасывать, прыгать на двух ногах, в том числе через препятствия. Спрыгивать с небольшой высоты, играть в спортивные игры, соблюдая правила;

    Обладает навыками самообслуживания: сам чистит зубы, моет руки, раздевается и одевается, складывает свою одежду, спокойно сидит за столом;

    Владеет навыками общения: здоровается и прощается, благодарит и просит прощения, взаимодействует с людьми, активно включается в игровую и познавательную деятельность со сверстниками, понимает инструкции взрослого и действует в соответствии с ними;

    Развивается интеллектуально: знает геометрические формы, фигуры, цвета. Способен к целенаправленному запоминанию, прослеживает пространственно-временные и причинно-следственные связи, начинает анализировать, группировать, обобщать, считает минимум до десяти и знает цифры, решает простые задачи на сложение и вычитание, знаком с днями недели и месяцами;

    Развивает речь: оперирует всеми частями речи, знает синонимы и антонимы, умеет присоединять суффиксы к словам, образует прилагательные от существительных, подбирает слова с одинаковым корнем, делит слова на слоги, произносит все звуки, может придумать короткий рассказ.

10 принципов развития ребенка 5–6 лет

Я – Родитель предлагает вам десять принципов воспитания ребенка (http://www.сайт/parents/base/) в возрасте от пяти до шести лет, которые помогут ему успешно преодолеть сложности данного этапа развития.

С пяти лет ребенок может и хочет систематически учиться. Для того, чтобы в будущем малышу было легче , постарайтесь организовать регулярные обучающие занятия для ребенка. Это могут быть как развивающие занятия с педагогом с обучением грамоте и основам математики, так и домашние уроки вместе с родителями. Не стоит относиться к занятиям так же серьезно, как в школе, – обучение проводится в более легкой и игровой форме, однако оно способствует формированию привычки к регулярному получению и усвоению знаний.

2. Формируйте навык концентрации внимания

Пяти-шестилетка еще очень нуждается в игре, он не умеет в нужной мере контролировать свое внимание и отвлекается на внешние раздражители. Задача родителей – постепенно, в игровой форме, помочь ему сформировать навык удержания внимания на одной задаче с целью довести ее до завершения.

3. Расширяйте кругозор ребенка

Доказано, что в пять лет ребенок способен запомнить максимальный объем информации. Именно сейчас он начинает активно интересоваться окружающим миром. Взрослым стоит поощрять этот интерес: читайте с малышом энциклопедии об окружающем мире, посещайте музеи и выставки, рассказывайте о том, что знаете сами.

4. Тренируйте память

Пока у малыша в большей степени функционирует непроизвольная память, он хорошо запоминает только то, что ему интересно. Нужно тренировать и память произвольную: учить стихи, пересказывать рассказы, играть в игры на запоминание.

5. Следите за развитием речи

Родителям важно обратить внимание на то, насколько четко ребенок произносит звуки, связна ли его речь, может ли он четко выразить свои мысли. При появлении проблем стоит обратиться к логопеду: сейчас самое время для коррекции речевых нарушений. Лучше устранить все проблемы до школы, чтобы они не стали причиной трудностей в обучении и общении со сверстниками.

6. Начинайте учить чтению

Многие дети, с которыми часто занимались, уже сами проявляют интерес к грамоте. Необходимо больше читать ребенку, выбирая . Читая, посадите ребенка так, чтобы он видел текст: водите пальцем по строкам или используйте закладку для чтения. Так закладывается связь между звучанием слов и их написанием.

7. Играйте в сюжетно-ролевые игры

В пять-шесть лет ребенок начинает придавать значение правилам игры и соблюдать их. Также в этом возрасте начинает бурно развиваться фантазия. Поэтому важна осмысленная игровая деятельность. Если ребенок не ходит в детский сад, он обязательно должен регулярно проводить время вместе со сверстниками: сейчас он особенно нуждается в обществе детей того же возраста и совместных, так называемых, .

Старший дошкольный возраст – самый плодотворный возраст для занятий рисованием, музыкой, конструированием. Если вы не сделали этого раньше, то теперь самое время выбрать малышу кружок по . Хорошо, если родители найдут время и для домашних занятий: ребенок уже может вырезать ножницами, самостоятельно делать аппликации, рисовать, лепить.

9. Привлекайте ребенка к трудовой деятельности

С возраста пяти–шести лет ребенок уже готов к осмысленной трудовой деятельности. Нужно понемногу приучать его к домашнему труду, пусть у него будут свои обязанности по дому.

10. Подавайте детям хороший пример

Родители по-прежнему остаются для ребенка главным авторитетом. Одновременно он приобретает способность анализировать и оценивать их поведение, подмечать особенности взаимоотношений между взрослыми. Поэтому грамотное поведение родителей и позитивные отношения в семье станут залогом полноценного развития и душевного здоровья ребенка.

Насколько самостоятелен будущий школьник?
!

Екатерина Кушнир

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"

Возраст 5-6 л ет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я», половая идентификация. В этом возрасте дети имеют представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам. Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком. 90% всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
Ведущая потребность в этом возра сте – потребность в общении и творческая активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики). Творческая активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать условия для развития у детей творческого потенциала. Ведущая деятельность – игра, в игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью. С 5 лет ребёнок начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом начинает доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе. Ведущая функция – воображение, у детей бурно развивается фантазия. Воображение – важнейшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека. Детей необходимо обучать умению планировать предстоящую деятельность, использовать воображение для развития внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины. Дети называют не только основные цвета, но и их оттенки, знают формы. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.
Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих процессов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину. В логических играх ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.
В играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу». Необходимо прививать интерес к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых усилий и получаемого результата. Важно, чтобы детям сопутствовал успех.
Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй. У детей много неосознанной информации в голове, задача взрослых им в этом помочь.
ВНИМАНИЕ:
- выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут, наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию;
- находить 5-6 отличий между предметами, выполнять задания по предложенному образцу, находить пары одинаковых предметов – это концентрация внимания;
ПАМЯТЬ:
- запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;
- рассказывать наизусть несколько стихотворений;
- пересказать близко к тексту прочитанное произведение;
МЫШЛЕНИЕ :
- определять последовательность событий;
- складывать разрезанную картинку из 9 частей;
- находить и объяснять несоответствия на рисунках;
- находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
- находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.
МАТЕМАТИКА
Счет в пределах 10, знакомство с цифрами.
Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?». «Который по счету?»
Уравнивает неравные группы предметов двумя способами.
Сравнивает предметы (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определенным путем наложения или приложения.
Выражает местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам.
Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур.
Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток.
Называет текущий день недели.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Имеет достаточно богатый словарный запас.
Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение.
Составляет по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.
Определяет место звука в слове. Обучение чтению необходимо начинать с формирования фонематического анализа слова.
ПОЗНАНИЕ
Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.
Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны.
Знает название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес.
Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года.
Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений.
Бережно относится к природе.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Знает стихотворения, считалки, загадки.
Называет жанр произведения.
Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения.
Называет любимого детского автора, любимые сказки и рассказы.
В изобразительной деятельности 5 – 6 летний ребёнок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных предметов, дети любят рисовать, лепить. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы, умение вырезывать по контуру – один из показателей готовности к школе.
В развитии эмоциональной сферы необходимо формировать позитивное эмоциональное отношение к самому себе и своему имени, к членам своей семьи, к друзьям, учить детей сопереживать, помогать по мере возможности, заботиться о младших. Ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями.
Родители ДОЛЖНЫ быть оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.

У детей кризис 5 лет проходит по-разному, порой родители могут даже не заметить никаких изменений в поведении малыша. Но чаще всего случается наоборот - поведение кардинально меняется, ребенок становиться агрессивным и неуравновешенным. Родители в такой ситуации не знают, как правильно себя вести, наказывают его, но делать этого категорически нельзя.

Пять лет - очень сложный период в жизни, каким бы смешным ни казалось это утверждение. Ребенок начинает быстро развиваться, его интересует сразу все, появляются новые хобби и увлечения. Часто малыш просто не может справиться с такой нагрузкой, появляются раздражительность и агрессия. Родители должны набраться терпения и стараться помочь своему ребенку, а не наказывать его.

В пять лет происходит окончательное становление личности. Конечно, у некоторых деток этот процесс начинается раньше, у некоторых позже, но средний возраст - именно 5-6 лет. Малыш начинает усиленно подражать взрослым. Часто используются фразы: «Я взрослый», «Я сам». Очень важно убрать излишнюю родительскую опеку в этот период, если хотите, чтобы ваш малыш вырос самостоятельным.

Кризис 5 лет у детей - это интенсивный процесс формирования характера, мозг ребенка активно развивается. Родители должны обеспечить поддержку, а не пресекать попытки самостоятельности.

Симптомы и причины появления

Основные симптомы кризиса 5-ти лет у ребенка - проявление повышенной самостоятельности, интерес ко всему, фантазии. Малыш может придумать сам игры, друзей, события. Порой рассказы ребенка в таком возрасте настолько реалистичны, что ему верят взрослые, а когда выявляется обман - наказывают его.

Не нужно этого делать, просто помогите своему ребенку преодолеть этот кризисный возраст. Если заметили буйство фантазии, предложите малышу вместе сочинять сказки и рассказы - это интересно и увлекательно, а после, возможно, станет настоящим хобби.

Резкая смена поведения, агрессия на слова и действия взрослых - это также симптомы кризиса. Если малыш раньше был послушным и спокойным, то к пяти годам его поведение может кардинально поменяться, будьте к этому готовы. Скованность, закрытость, нежелание разговаривать - это тоже симптомы возрастного кризиса.

Малыш пробует что-то новое, хочет быстрее повзрослеть, но это не получается. Вследствие этого он закрывается в себе, становиться замкнутым, на все вопросы родителей отвечает агрессией. Взрослые должны спокойно реагировать, стараться разобраться в ситуации и помочь. Слишком агрессивное поведение родителей в сторону малыша может спровоцировать возникновение дополнительных проблем с психикой.

Можно выделить несколько основных симптомов, показывающих, что у вашего ребенка начался кризис пяти лет:

  • несвойственное ему поведение, например, повышенная агрессивность, нежелание подчиняться взрослым, непослушание;
  • демонстративное поведение - ребенок может манерничать, подражать взрослым, вызывать тем самым раздражение у родителей;
  • замкнутость, скованность - малыш может стать неуверенным в себе, бояться совсем простых и очевидных вещей;
  • повышенная активность и, как следствие, быстрая утомляемость.

Продолжительность

Стоит помнить о том, что кризис пяти лет наступает не строго в этом возрасте, каждый малыш индивидуален и родители должны помнить об этом и готовиться к возможным трудностям. Кризис пяти лет может начаться неожиданно и закончиться внезапно. Для некоторых процесс происходит незаметно, а некоторые отмечают сильные изменения. В общей сложности кризис пяти лет длиться неопределенное время - от нескольких недель до нескольких месяцев. В некоторых случаях он может продолжаться и год.
Просмотрите видео по обучению, проконсультируйтесь с психологом - и вы поймете, что возрастной кризис - это не такая большая проблема, как может показаться изначально.

Как должны вести себя родители?

Если родители замечают сильные изменения в поведении ребенка, то его либо начинают активно воспитывать, либо ситуация пускается на самотек. Оба пути неверны. Ведь родители должны понимать, что ребенок в пятилетнем возрасте просто не понимает, что с ним происходит, ему необходимо помочь преодолеть трудности, а не наказывать за все начинания.

Часто на ребенка кричат, иногда родители используют и . Не делайте этого, таким поведением вы можете настроить малыша против себя и в итоге воспитать жестокого и обидчивого человека. Подходите ко всем проблемам с пониманием и терпением, дайте ребенку свободу. При этом должна быть практика категорических запретов - малыш должен понимать все с первого раза. Агрессивное поведение и хамство сразу должно пресекаться, ребенок должен это понимать даже не по тону родителя, а по взгляду.

Родители должны постоянно разговаривать с ребенком, при этом важно дать ему понять, что к нему относятся серьезно. Давайте малышу проявить самостоятельность, не стоит этого бояться. Если появляются трудности, малыш может расстроиться и воспримет ситуацию как личную неудачу. Старайтесь не допускать подобных ситуаций, если вы видите, что у него что-то не получается — помогите.

При этом уберите из лексикона подобные фразы: «Отойди», «У тебя не получиться», «Я сам сделаю все за тебя». Необходимо именно помочь ребенку, скажите ему об этом примерно так: «Я знаю, что ты уже взрослый, но просто позволь мне помочь тебе, вместе мы обязательно справимся». Такой простой фразой вы сможете подчеркнуть самостоятельность и индивидуальность ребенка, при этом сможете контролировать любой процесс. Важно отметить, что если ребенок о помощи не просит, не стоит навязываться и поучать. Пусть малыш сам обратится к вам за помощью.

Очень важно в этот период начать приучать ребенка к домашнему труду и выполнению определенных обязанностей. Предложите ему ежедневно покупать хлеб или мыть чашки. Объясните, что свои обязанности в семье необходимо выполнять своевременно, что есть они у каждого и именно от небольших мелочей может зависеть слаженность жизни и семейного уюта.

Возраст 5–6 лет называют старшим дошкольным. То есть не только предшествующим, но и благоприятствующим дальнейшему обучению. Этому способствуют все психоэмоциональные и физиологические изменения, происходящие с маленьким человеком. Это базовый период для закладки основных черт характера и манеры поведения. Знание основных возрастных особенностей развития детей 5 – 6 лет поможет родителям оценить и скорректировать многие значимые аспекты.

С чем подходим к школе?

Самое важное изменение, которое происходит с ребенком в этот период, – замена непроизвольности произвольностью. Что это значит? Теперь ребенок может заставить себя целенаправленно думать, запоминать, быть усидчивым, внимательным, концентрироваться на задании взрослых, управлять своим поведением. Раньше эти процессы у него регулировались степенью эмоциональной заинтересованности. Поэтому сейчас наступает самый благоприятный период для развития познавательных способностей и формирования мотивации к обучению.

Большую часть возрастных особенностей детей этого возраста составляют психологические аспекты.

  • Формируется образ «я». Теперь это не просто самоутверждение. Ребенок начинает оценивать себя с позиции сверстников (стремится быть успешным, популярным), родителей (ему важно быть для них умным, правильным, хорошим), и – внимание! – самого себя. То есть он не только может критично оценить свои действия или их результат, не только понимать, насколько он умный или добрый, но и представлять, каким он хочет стать в будущем. При этом оценка его родителями рассматривается критически, сравнивается с собственной оценкой своего «я». Сейчас как никогда важно дать ребенку ощущение «я могу». Через мелкие успехи он охотнее будет стремиться к большим. Тем более что соревновательная успешность в среде ровесников становится крайне важной. Малыша нужно учить побеждать и проигрывать достойно.Формирование такого отношения к своей личности – залог развития мотивации к обучению. Ребенок будет стремиться к знаниям, чтобы вырасти грамотным, образованным, успешным.
  • Все большую значимость приобретает общение в детском коллективе, отношение к малышу его сверстников, возможность строить отношения, основанные на мотиве личной привязанности. Хотя дружба сейчас в основном однополая, дети уже в состоянии охарактеризовать свои предпочтения в выборе друзей (она – добрая, веселая, не жадная, он – не кричит, не отбирает игрушки, соглашается со мной). Среди детей начинается разделение на более и менее популярных, дружелюбных, авторитетных.
  • Воображение, которое по праву можно назвать основой успеха в любой творческой деятельности, у ребенка в 5 лет развивается с особой активностью. Это период бурной фантазии, когда дети могут сочинять замысловатые сюжеты, представлять картины читаемого им произведения.Особенно широко воображение проявляется в игровой и творческой деятельности. Дошкольники могут разрабатывать для себя самые невероятные сценарии игр, а в творчестве появляется замысел, и ребенок работает на его воплощение.Кроме того, развивается продуктивное воображение, когда ребенок на основе услышанного (например, во время чтения ему книги) может представить неизвестные ему образы волшебников, далеких миров или планет, космос вообще, жителей других галактик.
  • Дети начинают понимать социальные отношения, субординацию в разных сферах деятельности взрослых. Они переносят эти роли в игры. Поэтому у них зачастую возникают споры о том, кому играть менее значимую с этой точки зрения роль – кому быть подчиненным.

Подбирайте для ребенка такие игры, которые заставят его думать, размышлять, искать решение, строить логическую цепочку действий, действовать последовательно, выявлять закономерность (найти выход из лабиринта, построить пирамиду по образцу, собрать головоломку, кубик Рубика, по схеме).

Недетский кругозор

Главное для родителей — развивать у ребенка 5 – 6 лет познавательный интерес, расширять кругозор. Накопленный ранее багаж знаний об окружающей действительности нужно постоянно пополнять, расширять горизонты известных понятий, при этом подталкивая малыша к рассуждениям. Ответ взрослого на любой вопрос ребенка этого возраста должен быть не только полным, но и побуждающим его самого к логическим размышлениям. В таком диалоге важно задавать ему вопросы с формулировкой «обоснуй», «докажи», «объясни», «как ты думаешь, почему» (почему сейчас холодно, почему в доме нельзя жечь костер, почему нельзя бить животных, есть ядовитые грибы, ходить на лед в оттепель). Все это должно выстраиваться в цепочку ненавязчивых речевых и умственных упражнений, готовящих дошкольника стать школьником.

Уже сейчас дошкольник может:

  • называть и различать виды транспорта, их назначение (общественный, грузовой, специальный, сельскохозяйственный, наземный, водный, воздушный);
  • называть и различать не только основные цвета, но и по несколько их оттенков;
  • объединять предметы на классы по тем или иным признакам, определять, из каких материалов они изготовлены;
  • рассказать о явлениях природы и действиях людей в разные времена года;
  • объяснить, для чего нужны воздух, вода и солнце растениям, животным, человеку;
  • назвать свой точный адрес, город, в котором живет, свою Родину, ее столицу;
  • относиться к природе с рациональностью, бережливостью, заботой.

С чувством времени пока еще существуют проблемы (ребенок может путаться во времени года либо днях недели).

Но родительское внимание и мудрость помогут ребенку еще больше расширить свой кругозор.

Лучший источник достоверной научной информации для старшего дошкольника – детские энциклопедии. Из них он может в доступной для себя форме извлечь полную информацию о животных, растениях, строении человека, космосе, странах и многом другом.

Внимание, логика, мышление, счет

Характеристика возрастных особенностей старшего дошкольника в плане развития интеллекта тоже довольно объемна. Как уже было сказано, предшкольный возраст – самый благоприятный для развития всех сфер жизни ребенка, и интеллекта – в первую очередь. Благодаря зарождению произвольности малыш уже в состоянии принять, что запомнить или выполнить что-то ему нужно, полезно, а не просто интересно.

Сейчас он уже в состоянии удивить родителей своими интеллектуальными познаниями и достижениями:

  • может запомнить за пару минут до 8 картинок;
  • помнит и рассказывает наизусть несколько стихотворений с выражением;
  • может найти до 6 различий между картинками;
  • пересказать прочитанное близко к тексту;
  • выполнять задания, не переключаясь и не отвлекаясь, от 10 до 20 минут;
  • находить логическую закономерность в цепи событий;
  • объяснить разницу между предметами и явлениями;
  • обнаружить и объяснить на рисунках несоответствие действительности;
  • находить из 4-5 предметов лишний по какому-то признаку, объясняя этот признак;
  • складывать разрезанный рисунок или пазл минимум из 9 частей;
  • правильно употреблять количественные и порядковые числительные;
  • уравнивать группы предметов;
  • объяснять положение предмета относительно себя, других людей или других предметов (сзади тебя, слева от стула).

Всегда подавайте ребенку достойный пример, ведь в этом возрасте дети все еще учатся на нем. Ребенок будет более успешным, если ему спокойно, комфортно, нет обиды, страха, вины, тревоги.

Речь, эмоции, творчество

Психология ребенка 5–6 лет отличается всплеском воображения – это тоже можно назвать основной возрастной особенностью детей этого возраста. А развитие фантазии неизбежно влечет за собой расширение эмоциональной палитры и бурное развитие речевых навыков. Старшему дошкольнику доступен весь спектр человеческих эмоций, которые он активно проявляет в игре, общении со сверстниками, взрослыми, при пересказе, чтении стихов. Речь ребенка сейчас богата интонациями, сменами темпа и громкости. Она активно дополняется мимикой, жестами.

Сейчас у ребенка закладываются и развиваются такие качества, как любознательность и любовь к близким, очень ярко проявляется удивление.

А также формируются моральные, эстетические качества, интеллектуальные чувства:

  • чувство гордости;
  • юмора;
  • стыда;
  • прекрасного, героического;
  • дружбы.

Речь становится еще более богатой. Старший дошкольник может высказывать свое мнение, играть роль в стихотворении, небольшой сценке. Может составить рассказ по одной сюжетной картинке или нескольким последовательным картинкам. Может назвать жанры прочитанных произведений (рассказ, сказка, стихотворение), а также любимого детского автора, любимое произведение.

К этому моменту в нормальных условиях ребенок способен чисто выговаривать практически все звуки (иногда – за исключением [р]). Сейчас он вполне готов к чтению по слогам (или уже умеет это делать).

Произведения юных художников на этом этапе – это зачастую предметы, изображенные схематично. Но вместе с тем старший дошкольник способен изобразить и сюжетную композицию.

Самообслуживание и помощь взрослым

К наступлению старшего дошкольного возраста большинство детей уже практически полностью себя обслуживают: могут уверенно обходиться со всеми видами застежек на одежде и обуви, со столовыми приборами, знают необходимые им правила гигиены, этикета, дорожного движения.

Им можно доверить довольно большой перечень домашних дел:

  • помыть посуду;
  • убрать со стола;
  • аккуратно сложить одежду в своем шкафу;
  • убрать в письменном столе, на книжной полке (разложить или расставить книги по размеру, толщине, прочности переплета – своего рода полезная логическая головоломка);
  • полить цветы;
  • покормить домашних питомцев,
  • выгулять собаку (если она не крупная);
  • подмести пол (дорожку во дворе);
  • протереть пыль;
  • вымыть обувь;
  • понести покупки;
  • некоторые дети уже могут сами делать небольшие покупки в близлежащем магазине, пользоваться микроволновкой или кухонной плитой для разогрева еды.

У ребенка в этом возрасте должны быть свои «должностные обязанности» по дому. Постарайтесь сделать так, чтобы выполнение повседневных дел стало его хорошей привычкой, а не «обязаловкой». Найдите для него правильные положительные стимулы, подайте домашнюю работу в виде игры, а еще лучше – состязания, в котором ваше чадо будет вас непременно превосходить.

Распознаем сигналы SOS

Каждый родитель понимает, что совсем скоро ребенок пойдет в школу. А раз сейчас самое подходящее время для подготовки к ней, то эта подготовка и начинается. К сожалению, довольно часто мы, взрослые, так активно начинаем готовить ребенка к школе, впихивая в него все положенные и даже «сверхположенные» знания (чтобы он превзошел нас самих, чтобы мы им гордились), что детская психика не справляется: ребенок становится очень нервным, агрессивным. Мы требуем, давим, обязываем, ограничиваем ребенка, «вдалбливаем» ему, как нам кажется, все необходимое, чтобы он нам потом «спасибо сказал». А вместо этого получаем бесконечные капризы, слезы, протесты, истерики, упрямство – все то, чего за ребенком раньше не замечалось (по крайней мере, уже давно).

Конечно, нами движут самые благородные намерения, мы хотим для своего чада только лучшего. Но ребенок упорно не хочет заниматься, ищет любой повод уклониться от занятия, может сказаться больным или предъявить родителям ультиматум… Не ожидали? Наверняка. Почему так происходит?

Причин такого поведения немало.

  • Слишком большая загруженность (кружки рисования, иностранного языка, танцев, гимнастики, лепки и бог знает чего еще) лишает ребенка нормального детства. Он истощается и морально, и физически. Такое расписание обязательно нужно урезать до состояния, когда ребенку станет комфортно. А возможно, среди этих занятий есть такие, которые ребенку не нравятся (либо нет общего языка с педагогом).
  • Попытки наверстать упущенное. Это стремление родителей впихнуть в ребенка все, до чего он недотягивает, исходя из ориентировочных требований к будущим первоклассникам. А ведь они сами ему не додавали это систематически – в течение предыдущих 4 — 5 лет его жизни. Почему нежная детская психика теперь должна отвечать за промашки взрослых?
  • Недостаток внимания, общения. Возможно, протесты против обучения – это попытка ребенка привлечь к себе внимание родителей, которого ему так не хватает. Дети часто действуют по принципу: «даже если будут орать или наказывать – это все равно внимание ко мне».
  • Не хочу, а надо! Это ситуация, при которой ребенок всю жизнь живет в жестких рамках (режима дня, правил приличия, ответственности перед родителями), постоянно подчиняя свои потребности их желаниям и требованиям. Маленькая личность рано или поздно встанет перед проблемой выхода из ситуации. И тогда дошкольник либо начнет сам себя максимально ограничивать во всем, либо объявит войну любым правилам и канонам, установленным взрослыми.
  • Гиперактивность. Явление сегодня нередкое. При этом дошкольник протестует против любых занятий, потому что во время них его заставляют спокойно сидеть, не отвлекаться довольно продолжительное время. А это при такой особенности психики для него сущий кошмар.
  • Отставание в развитии. Если дошкольник имеет неврологические или психические отклонения, он может просто отставать в развитии от сверстников. Прежде чем «доталкивать» его до одногодок, нужно пройти обследование для выявления возможных причин и их коррекции.


Избежать проблем с подготовкой ребенка к школе помогут советы психолога.

  • Выбирайте оптимальное для занятий время. Возможно, ребенку лучше запоминать с утра, а думать, к примеру, после прогулки. Нужно немного поэкспериментировать с этим. Если время выбрано неверно, мозг маленького человека не будет работать эффективно.
  • Сделайте познавательные занятия таким же повседневным ритуалом, как умывание или чистка зубов. Ведь это – правильно и полезно.
  • Усложняйте последовательно. Начав с самых простых развивающих задач, постепенно их усложняйте. Иначе, не осилив один раз заданное, ребенок не захочет делать даже простого задания, потеряет веру в себя. А это уже утрата мотивации. Без нее никакого обучения не получится.
  • Избегайте жесткой критики, выговоров, наказаний за неуспех. Это не только отвратит от учебы, но и лишит уверенности.
  • Доверьте ребенку самому выбрать при покупке игрушки, игры, пособия среди тех, которые ему сейчас нужны (по цвету, форме или еще какому-то признаку). Ему должно быть интересно в это играть и это изучать. Хотя бы потому, что его мнение было учтено.
  • Подавайте ребенку пример. Показывайте, что сами постоянно чему-то учитесь, развиваетесь: читаете, разгадываете кроссворды, играете в шашки, домино.
  • Полный позитив. Любое обучение должно быть наполнено положительными эмоциями. Только тогда оно принесет ребенку и радость, и – что немаловажно – пользу. Да и к самим занятиям у него будет больше интереса.

Таким образом, если на пороге первого класса отбить (или не развить) у ребенка мотивацию к обучению, неверно рассчитать его возможности, перегрузить нервную систему дошкольника, можно обеспечить ему неуспех не только в обучении, но и в дальнейшей социализации. Поэтому работа родителям предстоит большая. А главное – последовательная.

просмотров