Горилла, которая любит говорить. Освобождение труда

Горилла, которая любит говорить. Освобождение труда

Западная равнинная горилла Коко появилась на свет в зоопарке Сан-Франциско в День независимости США в 1971 году. Вероятно, именно поэтому ей дали столь необычную для животного кличку. В переводе с японского Коко означает «дитя фейерверков», а, как известно, в День независимости фейерверки запускает почти каждый житель Америки.

Однако, прежде всего, Коко удивительна не своей кличкой, а способностью общаться при помощи американского языка жестов - амслена. Жестами обезьяна сообщает смотрителям зоопарка о том, как она себя чувствует и хорошее ли у неё настроение, о своих желаниях и мыслях.

Так, например, когда горилла увидела лошадь с удилами во рту, она показала жестами: «Лошадь печальна», пояснив - «Зубы».

Доктор Франсин Паттерсон, наблюдавшая за Коко, рассказывает, что горилла научилась хорошо передавать самые разные чувства. Коко не любит мыться в ванне, и когда ей показали снимок с изображением другой обезьяны, которую собирались искупать, она сигнализировала: «Я там плакать».

Горилла Коко умеет шутить. Её наиболее известная шутка, когда она назвала себя «хорошей птичкой», утверждая, что умеет летать, а потом призналась, что пошутила. Кроме того, по словам специалистов, Коко понимает некоторые абстрактные понятия, а также что такое прошлое, настоящее и будущее.

Интересен случай, когда Коко решила завести себе питомца. Так, на свой день рождения в 1984 году она попросила смотрителей подарить ей кошку. Смотрители принесли ей несколько бездомных котят на выбор. Внимательно рассмотрев каждого, она решила оставить себе серого котенка без хвоста и назвала его Олл Болл. Коко ухаживала за ним, как за собственным детенышем, катала на спине и обнимала. Но, к несчастью, в этом же году котенок убежал из клетки гориллы, и его сбила машина.

Коко очень расстроилась и долгое время рассказывала всем о своих переживаниях. Когда её спросили, что произошло с котенком, она сигнализировала: «Кот спать». А увидев фотографию котенка, похожего на её питомца, она ответила: «Плакать, грустно, хмуриться».

Уже долгое время и по сей день Коко живет в благотворительной организации Gorilla Foundation, одной из главных целей которой является сохранение западных равнинных горилл, подвида, находящегося на грани исчезновения.

Человекообразные обезьяны: обучение знаковым системам языка человека

Для антропологов интерес к опытам по обучению языку обезьян состоит в том, что они позволяют оценить качественный уровень их познавательных способностей и таким образом определить степень развития их орудийной деятельности, коммуникации и других сложных форм поведения.

Отсутствие членораздельной речи у обезьян связано с особенностями строения голосового аппарата, а не с низким уровнем психического развития. Показано, что у них имеется способность к языку на основе формирования довербальных понятий и обобщений.

Одними из первых, кто добился положительного результата в обучении обезьян языку, были супруги Гарднеры. В июне 1966 г. они приобрели молодую самку шимпанзе и предприняли попытку научить ее "говорить". В качестве средства обучения они избрали американский язык жестов (амслен), которым пользуются многие глухонемые люди. Первым словом шимпанзе, названной Уошо, было "еще". К этому знаку Уошо прибегала тогда, когда просила, чтобы ее пощекотали, обняли или угостили, а также и тогда, когда у нее возникало желание пополнить свой словарь. Через 5 лет Уошо знала уже 160 слов, которые умела использовать в различных разговорных ситуациях как по отдельности, так и в сочетаниях друг с другом.

Примерно в это же время в штате Калифорния доктором Дэвидом Примаком обучается языку еще одна шимпанзе по имени Сара. Элементами языка Сары служили разноцветные пластиковые жетоны различной, произвольной формы, именуемые Примаком "образцами" языка. Примак и Сара общались между собой, составляя сообщения на магнитной доске. Сара научилась складывать из жетонов целые предложения типа: "Сара положить яблоко корзинка банан блюдо". Завершая описание достижений Сары, Д.Примак цитирует утверждение Ж.Пиаже, что обучение животных языку состоит, главным образом, в упорядочении тех знаний, которые уже накоплены индивидом.

Понгиды успешно осваивают человеческий язык, что говорит об их исключительно высоких когнитивных способностях. Коко - горилла, обучавшаяся языку глухонемых, за 13 лет сумела освоить словарь из 500 знаков и спорадически использовала 1000 знаков. Самец гориллы Михаэль, присоединившийся к самке Коко через четыре года после начала эксперимента, четко освоил 250 словарных знаков и 400 использовал спорадически.

Исследовательница Ф.Паттерсон, ведущая программу обучения горилл отмечает, что они способны общаться предложениями, содержащими 3-6 слов. Гориллы общались при помощи амслена не только с людьми, но и между собой; помнили разговорную английскую речь и могли читать печатные слова. На вопросы исследователя, что больше всего любят гориллы, Коко ответила: "Гориллы любят хорошо поесть". Когда же ее спросили, понравился ли ей день рождения, то Коко сказала: "Горилла Коко любит гостей".

Созидательным актом языка гориллы является юмор. Коко и Михаэль использовали метафоры, что совершенно очевидно требует у них наличия способностей к абстрагированию. В качестве примера приведем одну из бесед экспериментатора с Коко.

Коко: Это я (показывает на птицу).
Э: Я думала, ты горилла.
К: Коко птица.
Э: Ты можешь летать?
К: Да.
Э: Покажи.
К: Птица понарошку. Я дурачусь (смеется).
Э: Ты меня разыгрываешь. А кто же ты на самом деле?
К: (Вновь смеется). Горилла Коко.

Как отмечает Паттерсон, у горилл прослеживается значительное сходство с детьми 3-6-летнего возраста по типу игры, когда они хорошо знают названия вещей, но называют все другими именами или утверждают, что данные вещи обладают совершенно несвойственными им качествами (вербальная игривость).

Интересный эксперимент был проведен группой американских исследователей. При помощи компьютера шимпанзе общались друг с другом. Сначала их обучили лексикограммам (геометрическим фигурам), обозначавшим 11 пищевых продуктов, затем рассадили в разные комнаты с соединенными пультами и табло. Одной из обезьян показывают пищевой продукт в контейнере, увидев его, она набирает на пульте соответствующую лексикограмму. Эта же лексикограмма высвечивается на пульте у шимпанзе в другой комнате. Если вторая обезьяна с помощью лексикограммы просит этот пищевой продукт, содержащийся в контейнере, его дают. Таким образом, один шимпанзе сообщал другому о пище через компьютер.

Человекообразные обезьяны понимают значение порядка слов. Могут комбинировать слова, создавая новые фразы. И даже могут обучать друг друга языку жестов. Так Уошо обучала своего приемного сына разговаривать на языке амслен. Один из исследователей поведения обезьян воскликнул: "Нам необходимо пересмотреть либо понятие "язык", либо понятие "человек". Однако опыты с шимпанзе демонстрируют не столько речевые способности, сколько их психический потенциал.

Делая выводы из этих опытов, начатых Гарднерами с шимпанзе Уошо, можно сказать, что они продемонстрировали следующее:
- понгиды обладают психическими способностями, выходящими за пределы способностей использования орудий;
- они обладают зачатками ассоциативного мышления и могут обозначать знаками предметы окружающей среды и действия;
- они могут комбинировать эти знаки;
- они используют руки в общении;
- способны использовать знаки не только как символы, но и как инструментальные реакции на предметы и сигналы.



Коко (сокращение от яп. Hanabi-Ko — «дитя фейерверка») — самка гориллы, которая в результате исследовательской программы учёных Стенфордского университета, под руководством Франсин Паттерсон, овладела более чем одной тысячей знаков амслена и способна воспринимать на слух и понимать около двух тысяч английских слов. Решая тесты, Коко показывает коэффициент интеллекта, соответствующий норме для взрослого американца. Она умеет шутить и описывать свои чувства — грусть, недовольство. Самая известная шутка Коко: она кокетливо называла себя «хорошей птичкой», заявляя, что умеет летать, но потом призналась, что это понарошку. Когда её партнёр, горилла Майкл, оторвал ногу у её тряпичной куклы, Коко разразилась страшным ругательством: «Ты грязный плохой туалет!». Коко прекрасно понимает, что такое прошлое и будущее. Когда она потеряла любимого котёнка, то сказала, что он ушёл туда, откуда не возвращаются. Коко родилась 4 июля 1971 года в Сан-Франциско и большую часть своей жизни провела в местечке Вудсайд в Калифорнии, однако сейчас планируется её переселение в приют для животных на острове Мауи, расположенном на Гавайском архипелаге.

Видео о ее друге котенке:


Истории о Коко:

«Кто она, личность или животное?» - спросил репортер, в течение нескольких дней наблюдавший гориллу. «А давайте у нее спросим!» - решили исследователи и перевели этот вопрос Коко:
- Кто ты?
- Я отличное животное - горилла! - ни на секунду не задумавшись, ответила Коко…

Где-то в конце своего курса обучения Коко получила компаньона Майкла, с которым, по замыслу исследователей, они должны были составить счастливую пару.
Когда Коко хотела, чтобы Майкл зашел к ней в гости, она начинала звать его знаками, которым ее научили люди: «Приходи, Майкл, быстро. Коко хорошо объятия».

Заметив однажды лошадь, взнузданную и с уздечкой во рту, горилла пришла в сильное волнение и стала быстро складывать на пальцах знаки:
- Лошадь печальна.
- Лошадь печальна почему? - спросили ее.
- Зубы болят, - сложила ответ Коко…

Коко показали фото другой гориллы, которая вырывалась, когда ее пытались купать в ванной. Коко тут же вспомнила, что она и сама терпеть не может этой процедуры, и прокомментировала фотографию:
- Там я тоже плачу.

Через три дня после того, как Коко укусила как-то свою воспитательницу, та показала ей синяк на руке и спросила жестами:
- Что ты сделала мне?
- Укусила, жалею, - ответила Коко.
- Почему укусила?
- Рассердилась.
- На что?
- Не помню…

Никто не учил ее составлять новые слова, когда оказывалось, что ей не хватает запаса… Коко не знала, как называется странное полосатое существо, которое она увидела в зоопарке. Но сразу сработала ассоциативная связь, и Коко сложила знаки: «белый тигр». Так она окрестила зебру, Коко не знала слово «маска», но, увидев ее, тут же составила: «шляпа на глаза».

И уж конечно, никто не учил гориллу ругаться. Невероятно, но какие-то уничижительные, оскорбительные понятия сущестовали в ее сознании до и помимо человека… Когда воспитательница показала Коко плакат, на котором была изображена горилла, то по каким-то ей одной понятным причинам Коко пришла в негодование.
- Ты птица! - показала она жестами экспериментаторше.
- Я не птица, - несколько ошарашенно возразила воспитательница.
- Нет, ты птица, птица, птица!
Как выяснилось потом, в понимании гориллы «птица» была существом низшего порядка. Назвать человека птицей, очевидно, все равно, что в человеческом понимании обозвать его «собакой».
В другом случае, когда воспитательница отчитывала Коко за разорванную куклу (как оказалось потом, не вполне справедливо), горилла ответила ей прямым ругательством:
- Ты - грязный плохой туалет!


Небольшое видео о Майкле, друге Коко. К сожалению, он умер в 2000 году. Ученые надеялись, что Коко родит от него детей и они сами научат их языку знаков. Они бы могли дать начало роду говорящих горилл. Сейчас Коко единственная говорящая горилла на Земле и возможно последняя.

Некоторые птицы и звери, способные подражать звукам человеческой речи и к осознанному общению с человеком.

Несмотря на многочисленные попытки обучения животных языку, животные оказались способными общаться на уровне сопоставимым с уровнем трёхлетнего ребёнка. В 1916 году Уильяму Ферниссу удалось ценой большого терпения научить орангутана произносить и правильно употреблять слова «папа» (dad) и «чашка» (cup). Фернисс отметил, что обезьяны, издавая привычные для них звуки, не пользуются языком и губами, а выученные орангутаном слова не требуют точного управления движениями языка и губ.

Горилла Коко

Когда исследовательница Пенни Паттерсон стала учить гориллу Коко языку глухонемых, она и представить себе не могла, что же расскажет ее воспитанница? Пенни записывала все разговоры с Коко на видеокамеру, а потом переписывала на бумагу.

Однажды горилла Коко, увидев на пальце у Пенни колечко, «сказала»: «ожерелье-палец».

В четырехлетнем возрасте Коко много играла с игрушками. Однажды Коко посадила двух игрушечных горилл - розовую и голубую - перед собой. Она показала: «ПЛОХОЙ, ПЛОХОЙ» розовой горилле, а затем «ПОЦЕЛУЙ» - голубой. Потом Коко сделала руками жесты «ГОНЯТЬСЯ ЩЕКОТАТЬ» и ударила игрушки друг о друга; затем соединила их, изобразила, будто гориллы борются друг с другом. Когда схватка игрушек завершилась, Коко показала «ХОРОШИЙ, ГОРИЛЛА-ХОРОШИЙ, ХОРОШИЙ».
Коко 5 лет. Она укусила Пенни, но сказала, что этого не делала и что это не укус, а царапина. Спустя три дня на вопрос Пенни Коко неожиданно вспомнила о том событии:
Пенни:- Что ты делала?
Коко: ПЛОХО, ПЛОХО.
Пенни: Что плохо?
Коко: КУСАТЬСЯ.
Пенни: Что ты сделала с Пенни?
Коко: УКУС.
Пенни Так ты признаешься?
Коко: ИЗВИНИ УКУС ЦАРАПИНА (теперь след от укуса был действительно похож на царапину)
Коко: ПЛОХО УКУС.
Пенни: Почему укусила?
Коко: ПОТОМУ ЧТО РАССЕРДИЛАСЬ.
Пенни только через несколько минут догадалась спросить: Почему рассердилась?
Коко: НЕ ЗНАЮ.

А в другой день Коко сказала:
Коко: ЭТО Я (показывает на птицу).
Ученый: Я думала, ты горилла.
Коко: КОКО ПТИЦА.
Ученый: Ты можешь летать?
Коко: ДА.
Ученый: Покажи.
Коко: ПТИЦА ПОНАРОШКУ. Я ДУРАЧУСЬ (смеется).
Ученый: Ты меня разыгрываешь. А кто же ты на самом деле?
Коко: (Вновь смеется). ГОРИЛЛА КОКО.
К тринадцатилетней Коко часто приходили журналисты. Иногда ей нравилось с ними общаться, а иногда она отказывалась выходить из своего домика.
Ученый: Какие гости тебе нравятся?
Коко: КОКО ЛЮБИТ ТАЙЛЕР (один из воспитателей гориллы)
Ученый: Какие гости тебе не нравятся?
Коко: ГОСТИ ГРЯЗНЫЕ ЛЮБОПЫТНО.
Ученый: Не нравится гости, которые задают много вопросов?
Коко: ХМУРО ПЛОХО.
Ученый: Им интересно, они хотят узнать о тебе.
Коко: ЖЕНЩИНА ОСКОРБЛЕНИЕ.
Ученый: Лучше, если они не задают много вопросов?
Коко: ГОРИЛЛА ЛЮБИТ.
А на видео 39-летняя Коко, наоборот, рада приходу гостей и новым темным очкам, которые ей подарили:

Человеком считала себя и Коко. Когда предложили отделить фото животных от фото людей, она уверенно поместила свое изображение к изображениям людей. А вот фотография ее волосатого и голого отца была ею пристроена к стопочке слонов, лошадей и собак.

Горилла Коко умела и ругаться. Она обозвала своего жениха Михаэля «грязным туалетом» за то, что тот поломал ее куклу.

Более того, жених Коко горилла Михаэл, усвоивший язык жестов в весьма позднем возрасте, проявлял чудеса смекалки! Он апеллировал абстрактными понятиями, такими как прошлое, настоящее и будущее. Однажды он рассказал о том, что когда он был маленький и жил в джунглях, охотники убили его маму.

Шимпанзе-бонобо Канзи

Канзи (англ. Kanzi; род. 28 октября 1980 года) — самец карликового шимпанзе (бонобо), задействованный в нескольких исследованиях по обучению обезьян языку. По словам Сью Сэведж-Рамбо, приматолога, изучавшего бонобо на протяжении всей своей жизни, Канзи демонстрирует передовые языковые способности. Будучи младенцем, Канзи сопровождал взрослую самку Матату на занятиях, где учёные обучали её языку с клавиатуры лексиграмм, но она не проявляла большого интереса к урокам.

Большой неожиданностью для исследователей стало то, что однажды, когда Мататы не было рядом, Канзи начал самостоятельно и при этом грамотно использовать лексиграммы, став не только первой наблюдаемой обезьяной, научившейся аспектам языка естественным путём, а не через прямое обучение, но и первым наблюдаемым бонобо, который стал использовать какие-либо элементы языка вообще. В течение короткого времени Канзи освоил десять слов, которым учёные изо всех сил пытались научить его приёмную мать, и с тех пор он выучил их более двух сотен. Когда он слышит произнесённое слово (через наушники, чтобы отфильтровать невербальные звуки), он указывает на правильную лексиграмму.

Вместо жестов Канзи обучили пользоваться специальной компьютерной клавиатурой с условными клавишами-значками, которые и обозначали слова. При нажатии клавиши слово отображалось на мониторе в виде картинки. Таким образом, удобно вести диалог, исправлять или дополнять реплики. Но Канзи кроме этого без специального обучения распознавал около 150 слов.

Его опекун доктор Сью Сэвидж-Рамбо просто так с ним разговаривал. По мнению ученого, обезьяны часто догадываются о намерениях говорящего, даже не понимая значения слов. Как если бы человек следил за «мыльной оперой» с выключенным звуком телевизора. Ведь смысл все равно будет понятен. Рамбо подтвердил это наблюдение, проведя эксперимент, сравнив понимание предложений у 8-летнего Канзи и у девочки Али 2-х лет.

Тестирования продолжалось с мая 1988 до февраля 1989 года. Из 600 устных заданий и Канзи выполнял 80%, и Али — 60%. Например, «поставь тарелку в микроволновку», «вынеси ведро на улицу», «налей лимонад в кока-колу», «набери сосновых иголок в сумку» и т.д.

Шимпанзе Вики

В 50-х годах было проведено широкое сравнительное изучение способностей к решению различных логических задач у шимпанзе по кличке Вики, которая с трудом научилась уверенно произносить четыре слова. Каждое своё слово она сопровождает выразительным жестом, так, что её можно было понять, отключив звук.

Шимпанзе Уошо

В 1966 году Гарднеры приобрели молодую самку шимпанзе по кличке Уошо с целью научить её говорить на американском языке глухонемых — амслене. Амслен был выбран потому, что является хорошо изученным языком, кроме того, возникала возможность сравнивать развитие шимпанзе и глухонемых детей.

Уошо показывали какой-либо предмет или действие, а затем складывали её пальцы в соответствующий жест, вызывая в её сознании ассоциативную связь. Уже выучив восемь знаков, Уошо начала их комбинировать. Известно, что шимпанзе Уошо называла лебедя «птица-вода». Ещё в начале обучения она продемонстрировала понимание знаков: она узнавала изображение на картинке не хуже самого предмета, отличала маленькое изображение взрослого человека от изображения ребёнка и т. п. Уошо активно использовала знаки для общения с людьми и достижении своих целей. Через пять лет она знала уже 160 слов. К месту употребляла слова, составляла их в предложения, изобретала собственные знаки, и даже шутила и ругалась.
Если Уошо ошибалась, то сама себя поправляла. Она точно различала знак своего имени и местоимения от 1-го лица — «я», «мне», «ты» и местоимения притяжательные — «твой», «мой». Обращаясь с просьбой, ставила «ты» перед «мне» Если ей говорили знаками «я тебя щекотать», она ждала, когда ее будут щекотать. А если говорили «ты меня щекотать», она щекотала собеседника.
Со временем Уошо обобщила знак «открой» и перенесла его на большое количество объектов, в том числе коробок, ящиков, портфелей, кастрюль, бутылок, водопроводный кран! Она бранилась на служителя, долго не дававшего ей пить, назвав его «грязный джек».

Шимпанзе Чимпски

Шимпанзе получил своё имя в качестве каламбура на имя Ноама Хомского, выдающегося лингвиста, утверждавшего, что язык присущ только человеку. «Проект „Ним“» возглавил Герберт Террес, он постоянно вёл видео регистрацию, за 4 года с Нимом работали свыше 60 учителей жестового языка, он овладел более чем 125 жестами.

Проект не был успешен: Ним усвоил гораздо меньше слов, чем даже объект другого подобного проекта — шимпанзе Уошо.

Так Уошо, изначально воспитываемая «по-человечески», проводила 24 часа в сутки с человеческой семьёй, постоянно общавшейся с ней, тогда как Ним в возрасте 2-х недель был отдан на лабораторные исследования (и провёл в лаборатории большую часть жизни), где не имел таких же возможностей для общения, как Уошо.

Шимпанзе Лана

В Книге Гиннеса отмечена в 1972 году шимпанзе по имени Лана, интеллектуалка и любительница кофе. Больше того, она оказалась самой читающей обезьяной в мире.

Американская семья приматологов, Рамбо (Rambauhs), учила шимпанзе Лану (Lana the computer chimp) простому искусственному языку, названному ими «еркиш» (Yerkish). В эксперименте использовались фигуры, представлявшие собой комбинации из девяти различных геометрических форм семи разных цветов, обозначающих объекты и действия. Лана должна была нажимать определённые клавиши на клавиатуре компьютера, чтобы создать нужное предложение. Лана порождала сотни подобных предложений, и это позволило учёным утверждать, что животные всё же обладают ограниченными способностями к языку.

В научном центре Атланты ее научили распознавать язык символов на специальной клавиатуре, и, спустя несколько лет, словарный запас Ланы включал уже сто двадцать слов. С их помощью обезьяна могла попросить чашечку кофе двадцатью тремя способами.

Обезьяна Лана, изучившая около 60 лексиграмм на ЭВМ, могла составить фразы с просьбой включить кинопроектор, чтобы посмотреть фильм из жизни обезьян, включить магнитофон и так далее.

Шимпанзе Сара

В 1971 г. американский учёный Дэвид Премак (Premack) обучал обезьяну по имени Сара (Sarah) общению с помощью 130 магнитных карточек, среди которых были обозначения цвета (красный, синий), фруктов (банан, персик), действий (мыть, резать, брать) и некоторых функций (например, вопрос). Типичной фразой могло быть несколько искусственное сочетание слов, на что Сара отвечала отрицательно. Обезьяна смогла овладеть такого рода примитивным синтаксисом за достаточно короткий срок.

Шимпанзе Сара выкладывала предложения из пластиковых фигур-слов «по-китайски» — сверху вниз

Дельфин Элвар

В 1964 г. американская исследовательница Лилли (Lilly) предприняла попытку научить дельфина выдыхать воздух так, чтобы получаемые звуки имитировали звуки человеческого языка. Молодой самец-дельфин Элвар (Elvar the whistling dolphin) научился производить звуки, напоминавшие слово «скуирт» (по-англ. squirt — струйка).

Дельфины, по-видимому, вполне способны перенимать звуки, издаваемые человеком, но они произносят их быстрее. Мы обнаружили, что большая часть звуков, воспроизводимых дельфином, лучше воспринимается и их легче разобрать, если увеличить их продолжительность и уменьшить высоту, замедляя движение магнитофонной ленты.

Дельфины Феникс и Акекамаи

В 1979 г. Луисом Херманом (Herman) из Гавайского университета была разработана специальная программа для двух дельфинов. Феникса (Phoenix) учили пониманию звукового языка, Акекамаи (Akeaka-mai) — жестовому. Их научили 30 словам — именам объектов, действий и даже прилагательным. Дельфины научились приносить отдельные предметы, а также выполнять некоторые действия с ними. Это позволило утверждать, что дельфины могут усвоить порядок слов естественного языка.

Тюлень Гувер



Тюлень Гувер (1971? — 25 июля, 1985) — тюлень из аквариума «Нью Ингланд», (Бостон, США), обученный имитировать человеческую речь, первое в мире говорящее млекопитающее.

На первом этапе жизни её кормил рыбак в Бостоне. Когда она был доставлена в аквариум, тюлень Гувера могла говорить с тяжелым акцентом Новый Англии, составляя определенные фразы (включая своё собственное имя).

Тюлень встречал посетителей словами: «Как поживаешь?». Словарный запас животного был ограничен, однако слова тюлень произносил очень отчетливо и басом, а если хорошо себя чувствовал, просил приблизиться к нему и назвать свое имя. Также мог окрикнуть посетителей грубым "Смывайся отсюда!". Исследователи установили, что он говорит лучше попугаев. При этом пики "разговорчивости" были отмечены у Гувера в период спаривания: это позволяет предположить, что собственное умение он использовал в "рекламных" целях.

Попытки подражать человеческой речи были обнаружеы у Гувера на седьмом году жизни и достигли совершенства на десятом.

Ни один из шести детей Гувера так и не научился говорить, однако его внук Чаки подаёт надежды в обучении подражанию речи, которое всё ещё продолжается.

Белуха



Воспитанник американского Национального фонда морских млекопитающих, белуха по имени Нокс, начал имитировать слова дайверов и биологов. Нокс мог повторять несколько различных слов, пытаясь получить некоторый ответ от людей, но на протяжении многих лет никто, похоже, этого не замечал. Только когда учёные просматривали старые ленты, они были удивлены услышать говорящего Нокса, который к тому времени уже умер, пять лет тому назад.

Слон Кошик



Азиатский слон Кошик, проживающий в южнокорейском зоопарке, научился имитировать пять различных корейских слов. В первые пять лет своей жизни, он был единственным слоном в зоопарке. Хотя Кошик в состоянии произносить эти слова, похоже, он сам не знает, что он говорит. Это просто говорит то, что люди хотят услышать.

Самка гориллы по кличке Коко известна во всём мире благодаря тому, что она умеет говорить на языке жестов и способна воспринимать на слух и понимать около двух тысяч английских слов. К 44-летию уникальной гориллы смотрители преподнесли Коко подарок в виде коробки с котятами и позволили ей выбрать себе понравившихся.

Дело в том, что Коко слишком много лет для того, чтобы стать матерью, но всю свою жизнь она питала самые нежные чувства к детям. Смотрители с сочувствием смотрели на то, как горилла играет с куклами и заботится о них

Из предложенных котят Коко выбрала только двоих и жестом попросила смотрителей посадить одного из них себе на голову



Работники отмечают, что горилла относится к своим «детям» очень бережно, проявляя к ним особую ласку и заботу


Коко родилась в 1971 году и большую часть своей жизни провела в местечке Вудсайд в Калифорнии и, по мнению работающего с ней специалиста Франсин Паттерсон коэффициент интеллекта гориллы соответствует интеллекту нормального человека


Она также умеет шутить и описывать свои чувства. Самая известная шутка Коко: она называла себя «хорошей птичкой», заявляя, что умеет летать, но потом призналась, что это шутка


Коко сообщает, когда ей плохо, и даже может выразить на шкале силу боли


Также Коко очень не любит мыться в ванне и на фотографию другой обезьяны, ведомой в ванну, отреагировала: «Я там плакать» (на американском языке жестов нет форм слова)



Коко жестами показывает слово "кот"


И слово "ребёнок"


ВИДЕО:

Горилла, которая умеет говорить

37 лет назад сотрудница Стэнфордского университета (США) Пенни Паттерсон начала эксперимент по обучению малолетней самки гориллы по кличке Коко (род. В 1971 году в зоопарке Сан-Франциско) языку жестов, которым пользуются в США глухонемые. Эксперимент увенчался успехом: уже в три года Коко безошибочно пользовалась ста семьюдесятью словами, а спустя еще четыре года употребляла уже 350 знаков (понимала около 600), чего ей вполне хватало для выражение всех своих желаний. На шестом году обучения Коко научили использовать электронный прибор, позволяющий озвучивать сложные слова, которые она понимала, но не могла воспроизвести посредством жестов - определенным словам соответствовали клавиши, нажимая которые, обезьяна приводила в действие синтезатор.

Многочисленные факты указывали на то, что горилла пользовалась языком не механически, а вполне осмысленно. Например, она могла выстраивать целые предложения из жестов: если она просила «Коко хочет банан Пенни», но ей подавали апельсин, ответ, выраженный жестами, следовал незамедлительно: «Нет. Пенни дать Коко банан, быстро, быстро»; выражать печаль, радость или угрызения совести: «Коко злая. Сейчас Коко умная. Пенни щекотать Коко»; прибегать к хитростям, чтобы избежать наказания за проступки; и даже придумывать своеобразные неологизмы, если не знала названия какого-либо предмета - соединяя для этого два знакомых ей слова. Так мексиканские сладости, которые было трудно раскусить, стали «пирожным-камнем», а новый перстень Пенни подучил название «ожерельепалец». Коко употребляла эти обозначения до тех пор, пока не выучила точные знаки, соответствующие этим предметам.



История с говорящей гориллой и доктором Паттерсон продолжается до сих пор. На сегодняшний день Коко знает более 1000 слов американского языка глухонемых и понимает более 2000 слов устного английского, а кроме того владеет различными навыками, делающими ее похожей на человека.

Коко любит рисовать. Причем, не только абстрактную мазню, но что-то похожее на натюрморты и пейзажи «с натуры»:


Писать она тоже немного умеет:


И даже может вести несложную «отчетность», ежедневно проставляя галочки в специальных таблицах:


Соблюдает гигиену по американским стандартам. В данном случае использует зубную нить.


Любит животных, особенно кошек, и вошла в историю, как одна из двух обезьян (наряду с гориллой Тото), самостоятельно содержащих собственных домашних питомцев - а именно кошек. На протяжении жизни у Коко было несколько кошек. Первый котенок про прозвищу All Ball, редкой бесхвостой породы, появился у нее в 87 году - это была часть эксперимента. Она заботилась о нем, как о собственном детеныше. Но, к сожалению, первый ее опыт кошководства был не особо удачным. Котенку не понравилось общество гориллы, он сбежал, попал под машину и погиб. Коко тяжело переживала эту утрату, выражая свои чувства жестами (см. видео ниже) и говоря о том, что «котенок ушел туда, откуда не возвращаются». Из ее клетки доносились всхлипывания, похожие на человеческие.

Видео про Коко и All Ball’а:



В разные периоды к Коко подселяли и других горилл, которых тоже обучали языку жестов. В частности, ученых интересовало, будут ли гориллы, обученные языку жестов и активно им пользующиеся, самостоятельно обучать ему своего детеныша. Коко (на заднем плане) на свидании с "бойфрендом":


Еще Коко любит музицировать (видео):

Рассматривать книжки с картинками (особенно с едой, которую она любит, и кошками):


И смотреть телевизор. У нее даже есть свои телевизионные любимчики, некоторые из которых навещали ее в разное время. На видео моменты встречи Коко с актером Уильямом Шетнером.

просмотров