Исследовательская работа в номинации «Моя родословная. Исследовательская работа иванцовой анастасии "моя родословная"

Исследовательская работа в номинации «Моя родословная. Исследовательская работа иванцовой анастасии "моя родословная"

Муниципальное образование «Родионово-Несветайский район»

С. Плато-Ивановка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Родионово-Несветайского района

«Платово-Ивановская основная общеобразовательная школа»

(МБОУ «Платово-Ивановская ООШ»)

НОМИНАЦИЯ "РОДОСЛОВИЕ"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

"МОЯ РОДОСЛОВНАЯ"

Работу

выполнил

Крайненко Андрей

ученик 8 класса

МБОУ "Платово - Ивановская ООШ"

Руководитель работы:

Учитель истории

Мамаева Лариса Сергеевна

Консультант : Крайненко Елена Петровна

2016 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.

1. Почему я заинтересовался данным проектом?

2. Традиции в моей семье.

3. История моей семьи.

4. История рода из глубины веков.

5. Заключение.

6. Литература

Введение «Человеку важно знать свои корни - отдельному

человеку, семье, народу - тогда и воздух, которым

мы дышим, будет целебен и вкусен,

дороже будет взрастившая нас земля и

легче будет почувствовать назначение

и смысл человеческой жизни". Василий Песков

Актуальность темы

Каждому ребенку необходима семья. Так что же такое семья? Семья есть у каждого: это мама, папа, дедушки и бабушки, а также мы, дети! Родителям полагается растить детей. Семья – это доброта, труд, заботы и любовь, это радости и печали. Это привычки и традиции… В семье все идет своим чередом: рождаются дети, которые, повзрослев, сами становятся сначала родителями, а потом стариками: дедушками, бабушками, прадедушками и прабабушками. Когда они были маленькими, то о них заботились их родители, а когда они сами стали родителями, то стали заботиться о своих детях и о своих пожилых родителях. И так повторяется из поколения в поколение на протяжении всей истории человечества. Цель проекта : изучение истории своей семьи через более глубокое и прочное освоение темы «Моя родословная», через умение работать с архивными данными, семейными фотоальбомами, дополнительной литературой, правильным выбором источников дополнительной информации.

Задачи проекта:

    Способствовать объединению членов семьи посредством общего интереса к истории своей семьи;

    Провести историческое исследование и составить схему родословной моей семьи;

Объектом моей работы является составление родословной.

Предметом – родословная моей семьи.

База исследования – это документы, рассказы и воспоминания живых родственников, сохранившиеся письма, дневники, фотографии, архивные данные о моей семье.

Научная новизна работы в том, чтобы продолжить эту кропотливую работу - составление родословной моей семьи.

Практическая значимость данного исследования в том, что я стану хранителем истории своего рода и всем родственникам смогу рассказать о наших предках, о тех людях с кого мы можем брать пример, на кого мы можем равняться.

Я думаю, что знать свои корни должен каждый, ибо без этого не может развиваться история, не может успешно развиваться наша цивилизация.

Я живу в дружной и трудолюбивой семье, которая с большим почтением относится к старшим поколениям, хорошо знает свой род. Ценными помощниками в этой работе стали для меня и мои бабушки и дедушки, которые с интересом занимались и занимаются изучением нашей родословной.

Исследования.

Чтобы выяснить, историю своего рода провел поисковую работу: это беседы, опросы родителей и родных, анкетирование среди жителей, чтение семейного дневника, просмотр семейных фотографий.

Глава № 1. Почему я заинтересовался проектом?

Когда в школе объявили конкурс «Моя родословная», мне захотелось в нём принять участие. Я тогда еще не понимал , что такое родосл овная и генеалогия.

На уроках истории я узнал , что: Генеалогия – наука о родственных связях. А чтобы проще было запомнить, можно использовать слово-синоним – родословная.

Оказывается, весь наш род можно представить в виде дерева: глубокие корни – самые дальние предки, мощный ствол растения – прабабушки и прадедушки, крепкие ветви – бабушки и дедушки, родители, а юные зеленые листочки – мы, дети. Но я в своей работе изобразил родословную в виде схемы (см. Приложение № 1).

Весь вечер мы с мамой, папой и сестрой составляли схему родословной. Мне понравилось вместе работать, но главное – я узнал много нового и интересного про своих родственников.

Глава № 2. Традиции в моей семье

Наша семья очень дружная и очень крепкая, мы во всем помогаем друг другу, и очень счастливы вместе. У нас есть свои устоявшиеся традиции.

А) Дни рождения .

Дни рождения мы встречаем с конкурсами, играми, призами. Подарки готовим с вечера, или за неделю вперед, чт обы именинник, открыв глаза, сразу увидел желаемое…

Б) Новый год.

В новогоднюю ночь, как только часы пробьют 12, на пороге обнаруживается огромный мешок с подарками для всех. Новый г од мы отмечаем вместе с нашими родственниками у нас дома. Бывает всегда шумно и весело, особенно, когда начинается просмотр подарков.

В) Пасха . В четверг перед Пасхой моя мама обязательно печет куличи. Как мне и моей сестре нравится запах испеченного свежего хлеба! Мы с сестрой украшаем куличи вкусной присыпкой, варили яйца и украшаем их разными христианскими наклейками, а утром в субботу освящаем куличи. Из уроков истории я узнал, что обычай окрашивать яйца к Пасхе в красный цвет уходит корнями в языческие времена. Тогда красное яйцо считалось символом солнца, которое будит природу после долгой зимы. Известно также, что расписные яйца находят и в древнем Египте, и в скифских курганах, и при раскопках легендарной Трои было найдено каменное яйцо с нанесёнными на него символическими знаками. И обычай биться яйцами. проверяя, чье яйцо крепче, также уходит корнями в далекое прошлое, как напоминание о древней катастрофе, которая упоминается в древнерусских летописях. Крашеные и расписные яйца также имели обрядовое значение. Наносились на них сотни различных символов оберега, клались они в колыбель к младенцу, дарили молодоженам на свадьбу, поминали ими предков.

Моя семья – это моё богатство, это частичка большого рода, и счастье в том, что я знаю, откуда я и кто я. Прадедушка и прабабушка нарисовали нам изначальную схему родословной нашей семьи. Далее продолжали дедушки и бабушки, мама и папа и т. д.

Глава № 3. История моей семьи

Семья играет для людей важную роль. Самой природой заложены в человеке зависимость, необходимость, трепетное отношение и преданность кругу людей, в котором он рос и постигал суть своего существования. В былые времена человек был неотделим от своего рода, а знание его родословной уходило в древность. Каждая частица этого знания бережно передавалась из поколения в поколение. Но сейчас мало кто может доподлинно рассказать, откуда берёт начало его род, и перечислить имена предков больше, чем до третьего колена. Почему? Неужели сменились ценности или сам человек? К счастью, моя семья бережно сохранила пусть не всю, но обширную историю своего рода. И, как и в прежние времена, передавалось это наследие с рассказами мамы, бабушек, дедушек. И пусть не все сегодня с нами, история и сам род продолжают движение в жизненном цикле.

По национальности я - русский , в нашем роду были все русские . Мои предки и по маминой линии и по папиной линии были людьми бедными , но были уважаемыми, добрыми и отзывчивыми людьми. В ходе создания проекта я понял, сто из историй отдельных простых судеб, жизней и складывается история страны.

В нашей семье четыре человека. Меня зовут Андрей , мне 14 лет. Я учусь в 8 классе МБОУ "Платово - Ивановская ООШ", Моя сестра - Юлия учится в МБОУ "Аграфеновская СОШ" Родионово - Несветайского района Ростовской области. Моя мама работает учителем начальной школы в МБОУ "Платово - Ивановская ООШ". Папа работает в г. Ростова - на - Дону. Наша семья дружная и крепкая, мы помогаем друг другу, и очень счастливы вместе.

Глава № 4. История рода из глубины веков

Я изучил историю своей семьи, и понял, что наши предки по папиной линии - выходцы из крепостных крестьян. При крепостном праве предки жили в Украине в Таврической губернии, и фамилия их была Тимошенко. До отмены крепостного права семья деда Ефрема была продана помещику в Курскую губернию. Купивший помещик перевёз в своё богатейшее поместье несколько семей недалеко от деревни Варваровка. Наделил каждую семью земельным участком и дал новую фамилию. Дедушке Ефрему достался крайний участок. Помещик так и сказал: "Вот, Ефрем, твоя крайняя усадьба для строительства жилья и отныне твоя фамилия- Крайненко."

После отмены крепостного права семья деда Ефрема переехала под г. Таганрог и купили две десятины земли в деревне Нарцево. Занимались огородничеством и возили всё продавать в г. Таганрог. Иван- внук Ефрема, разбогател и решил купить земли. В селе Аграфеновка помещик Сайковский продавал землю. Раскупили люди 40 участков под застройку. Вскоре дом был построен и семья переехала в хутор Сайковский Аграфеновской волости. Здесь занимались земледелием, пчеловодством и садоводством, а также кузнечным ремеслом. Семья была дружная и трудолюбивая. С тех пор предки живут в селе Аграфеновка. Мой отец- Крайненко Виктор Анатольевич, тоже жил в этом селе со своей мамой, с моей бабушкой - Крайненко Марией Николаевной, прабабкой, ныне покойной, -Крайненко Александрой Ивановной, со своим братом- Сергеем и сестрой Ириной. Прабабушка замуж выходила за Шульга Захара Филипповича. Он при заключении брака взял фамилию жены - Крайненко. Моя бабушка - Крайненко Мария Николаевна работала долгое время в магазине продавцом, а потом почтальоном. Отец закончил среднюю школу с. Аграфеновка, потом закончил институт НИМИ г. Новочеркасска и работал инженером в колхозе. В1998 г. женился на моей маме - Куликовой Елене Петровне, и они стали жить в селе Плато- Ивановка в доме моего дедушки по маминой линии -Куликова Петра Ивановича и бабушки -Куликовой Зинаиды Тимофеевны. В 1999г. родилась моя старшая сестра Юлия, а в 2002 г. на свет появился и я -Крайненко Андрей Викторович.

Мой дед всю свою жизнь работал шофёром в колхозе, возил людей на колхозном автобусе колхоза имени Ленина. Его все уважали и знали, был очень добрым и отзывчивым человеком. Дедушка Петя построил своими руками дом, в котором я и сейчас живу. Бабушка Зина работала дояркой, а затем работала поваром в колхозе. Она готовила для механизаторов обеды. Проработала в колхозе 40 лет. Была награждена медалью "За доблестный труд". За эту медаль ей присвоено звание "Ветеран труда". Мама и её брат- Куликов Сергей Петрович, учились в школе. После окончания 10 классов мой дядя учился на автомеханика в г. Новочеркасске, потом пришёл работать завгаром в "Сельхозтехнику" сл. Родионовка. Сейчас живёт по настоящее время в этой слободе. У него есть дочь и моя сестра - Куликова Елизавета Сергеевна. Он очень заботливый и добрый дядя. Моя мама закончила Азовское педагогическое училище. После окончания училища мама пошла работать в Аграфеновскую СОШ учителем, а затем перевелась а Платово - Ивановскую ООШ, где и работает по настоящее время. Наш дом находится на улице Комарова д.1. Я и моя сестра - это пятое поколение, которое живёт в этом дворе. За всё время сменились дома, а вот земля досталась от наших предков. Прапрабабушка -Куликова Алёна обосновала этот двор. Она со своей невесткой Куликовой Анной Ивановной (1911 г.) и её четырьмя детьми- Марией, Владимиром, Петром,Николаем, переехали в деревню Плато- Ивановка с хутора, который находился в 5 километрах от деревни. Сын Куликовой Алёны и отец детей погиб на войне 5 мая 1945г.в Берлине. Там и покоится его прах. Прабабушка была очень сильной и трудолюбивой женщиной. Она - то и не дала умереть с голоду моему деду и его братьям и сестре в голодные годы. Как могла добывала еду. Однажды даже дети начали пухнуть от голода, а бабушка Алёна притащила мёртвую лошадь, засолила её и кормила семью. Таким образом и спасла детей от голодной смерти.

У бабушки Зины родители были колхозниками. Прадед Шапошников Тимофей Михайлович воевал и был ранен. В результате ранения потерял глаз. Он освобождал реку Миус и был в плену у немцев. Из плена сумел бежать. Все мои предки прожили достойную жизнь, а ныне живущие чтят их традиции, и стараются быть достойными людьми. Я очень горжусь своей семьёй.

Вывод: объединив членов своей семьи, я провел историческое исследование и составил схему своей родословной.

Заключение. В ходе работы по составлению родословной мне удалось достичь поставленных целей и решить намеченные задачи. Большая поисковая деятельность по сбору информации позволила установить родственные связи нескольких поколений, выявить близких родственников, увидеть кровные и некровные связи между ними. Проделанная работа обогатила мои знания о личной жизни членов семьи, а также их общественных достижениях. Она помогла понять устройство социума в целом, познать взаимосвязь членов семьи внутри рода и, наконец, значительно расширила мои представления о генеалогии. Во многом мне помогли рассказы мамы, дневник моего прадеда, фотографии.

Однако останавливаться на достигнутом я не собираюсь. Уже в ближайшее время планирую продолжить начатую работу по изучению участия моих дедов в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.

Мне понравилось изучать свою родословную, в скором будущем, я буду рассказывать о предках своим детям. Нельзя равнодушно относиться к своей семейной истории. Когда знаешь, какие достойные люди стоят за тобой, и сам будешь стараться жить достойно и не совершать плохих поступков. Давно уже нет многих моих старших родственников. Но я знаю, что когда-нибудь через много-много лет они встретят меня в том, другом мире. И я скажу, что история нашей семьи и ее традиции хранятся у моих детей и внуков. Я верю, что эта связующая нас нить не оборвется никогда.

Литература

    «Воспитание школьников» 1992г. №5-6 «Как составить свою родословную» Н. Макаров

    Медушевская С. М. «Историческая наука и генеалогия»

    Сайты сети Интернет.

    Архивные данные семьи Тимошенко.

«По страницам семейного альбома»

Исследовательская работа

в номинации «Моя родословная»

Фокеева Надежда Юрьевна

ученица 8 класса

Новошешминского района

Республики Татарстан

Домашний адрес: с.п. Красный Октябрь, ул. Центральная, д.3

Научный руководитель: Нестерова Н.В.

учитель русского языка и литературы

Краснооктябрьской средней общеобразовательной школы

2008


  1. Введение

  2. Основная часть

    1. Краткая история появления фамилий и имен.

    2. Бабушка и дедушка

    3. Мама и папа

    4. Братья и сестры

  1. Заключение

  1. Список литературы

Приложение

ЦЕЛЬ работы: исследовать различные материалы и источники истории моей родословной

ЗАДАЧИ , которые необходимо было решить для реализации цели:


  • Систематизировать источники и материалы для составления моей родословной.

  • Составить представление о бытовой и общественной жизни моих родственников.

  • Определить, что означают имена и фамилии моего рода.
ПРЕДМЕТОМ исследования стала родословная моей семьи.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ:


  • Поисковый

  • Описательный

  • Метод анализа и обобщения
Прогнозируемые результаты:

  1. Приобщение к истории своей семьи, школы, поселка.

  2. Воспитание чувства гордости к своим истокам.

  3. Повышение интереса к исследовательской деятельности.

  4. Расширение кругозора.

Введение

На протяжении столетий семья являлась самым прочным звеном общества и наиболее эффективным средством сохранения культуры народа. Именно в семейном быту, в закрепленном обычаем порядке повседневной жизни хранится и передается из поколения в поколение та социальная наследственность, которая в нашей жизни играет не меньшую роль, чем биологическая.

Национальные традиции, менталитет передается ребенку. С самых первых дней своей жизни, еще до того, когда он начинает ясно осознавать свои поступки, ребенок усваивает язык и веру, способы и нормы поведения, образ мышления, мировоззрения, социальные установки, системы ценностей.

Сегодня, как ни печально отметить, мы теряем родовые корни. А ведь было время, когда люди знали всех своих предков, род до последнего колена, очень гордились.

А что же сейчас? Порой, мы не помним, как зовут наших прабабушек.

Жизнь человека, не знающего истории своей семьи, вряд ли можно назвать полноценной. Именно стремление к самопознанию и заставило меня обратиться к своим истокам. Способствовал этому и интерес к родным местам.

Конечно же, произошло много существенных перемен, но тем интереснее и занимательнее было узнавать в дне сегодняшнем черты семейного быта, продолжающиеся традиции.

Любопытно было узнать, что среди них наше родовое, а что – общее, свойственное времени? Кроме того, оказалось, что, выясняя те или иные факты, практически всегда обнаруживаешь еще более интересные события, которые не касаются моей темы, и поневоле себе задаешь вопрос, правильно ли выбрана тема?

Слушая многочисленные рассказы моих родителей, я ощущаю себя полноценным собеседником, для которого имена бабушек и дедушек не пустой звук, а что-то родное и близкое, которое во мне пробуждается, как бы происходит сближение времен.

В ходе исследования мною были изучены следующие документы и источники:

1. Официальные документы: паспорта, трудовые книжки, свидетельства о рождении и т.д. Они дают возможность уточнить биографические данные, некоторые даты. Очень интересны разделы трудовых книжек, которые посвящены поощрениям и взысканиям.

2. Анкеты. Это вид источника – близок к официальным документам. Характер ответов на вопросы, может стать основой для исследования биографии и личности.

3. Личные архивы. Это материалы неофициального характера: дневник, переписка, письменные воспоминания, хозяйственные записи. Они отражают личное отношение к тем или иным событиям.

4. Устные воспоминания. Некоторые события я записывала на бумагу по ходу рассказа родителей. Есть такие, которые восстанавливались по памяти немного позже. Некоторые принадлежат третьим лицам.

5. Вещественные источники. Сюда входят личные вещи, утварь, фотографии, они позволяют узнать о материальном положении хозяев, об их личных вкусах, моде того периода времени.

Материалы из семейного архива предоставляют возможность проследить общественную жизнь моих родственников, которую невозможно отделить от деятельности профессиональной.

II. Основная часть

В этом году я начала сбор материалов о моей семье. В моём распоряжении маленький семейный архив, который охватывает период XX века. Но я очень надеюсь, что мне удастся добраться до архивных данных, из которых я узнаю о своих предках, которые жили в XIX веке.

Также, меня всегда интересовало происхождение фамилий, и моей в частности. Всегда ли они были? Слово фамилия на латинском языке – «семья». В этом смысле оно и употреблялось когда-то. Теперь фамилия – это имя собственное, оно дается человеку и переходит от родителей к детям. Фамилии появились не сразу. Происхождение их растянулось на несколько веков. Вначале они появились у знатных людей – родовые прозвания, например, князья Галицкие, Шуйские, Ростовские, Волынские. Это не фамилии, а указания на места откуда они. Затем фамилии стали указывать на то, чей он ребенок. Так, русский книгопечатник Иван Федоров, т.е. он сын Федора.

Только потом, спустя много лет, фамилии стали закрепляться за родами. Происхождение моей фамилии точно мне неизвестно, но, по-видимому, она произошла от крестильного имени Фока - тюлень (греч.) - и разговорных Фокан, Фокей, произошли также фамилии: Фоканов, Фокинов.

Имя – то, что сопровождает человека с момента рождения до самой смерти. С именем маленький человек приходит в этот мир. «Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных. В первый же миг по рождении каждый убогий и знатный, имя, как сладостный дар от родимых своих получает…». Так писал когда-то об именах Гомер, и сказанное им по сей день остается правдой. У каждого человека есть имя. Оно хранит в себе огромное количество информации. Ведь «просто так» человека никто не называет, его «нарекают», исходя из тех или иных соображений. Известно, что в XIX в. были распространенны имена «царские». В нашей семье также: Александр, Алексей.

К сожалению, немногие из нас интересуются значением своего имени. И уж совсем неизвестным для большинства людей оказались особенности имен. А ведь недаром наши предки верили, что имя определяет судьбу человека.

Мое имя – Надежда - заимствовано из старославянского языка. Моего папу зовут Юрий. Это имя представляет собой славянскую форму греческого имени Георгий, означающего `земледелец`. Мою маму зовут Александра (греч.) - защитница людей.

Бабушка и дедушка.

На мое воспитание большое влияние оказали папины родители, к сожалению, родители мамы умерли до моего рождения: бабушка - Осипова Татьяна Ивановна в 1989 году, а дедушка – Осипов Петр Максимович в 1983 году. Поэтому мне хочется посвятить эту главу моей бабушке Клавдии Михайловне и дедушке Василию Ивановичу Фокеевым.

В двадцатые годы прошлого столетия встретились Денисов Михаил Павлович и Прасковья Ивановна (?). В совместном браке у них в 1921 году в селе Корогуж Куйбышевской области родилась девочка, которую назвали Клавдией. Вскоре по семейным обстоятельствам им пришлось переехать в ТАССР, где в 1933 году образовался совхоз Красный Октябрь, и они остались там работать. Семья была очень трудолюбивая. Отец работал трактористом, а мать – поваром.

Когда Клавдия подросла, стала работать на сельскохозяйственных работах, а потом перешла работать в детский сад.

В 16 лет она встретила Фокеева Василия Ивановича, моего будущего дедушку. Он родился 4 июля 1913 года в деревне Аверьянове. Отец дедушки работал ветеринаром, а мать была домохозяйкой. В 10 лет он остался сиротой, а вместе с ним осиротели 4 его братьев и сестер. Он был старшим ребенком в семье, поэтому забота о младших братьях и сестрах легла на его плечи. Он рано начал работать. В 1937 году пришел из армии и переехал в совхоз Красный Октябрь, где стал работать шофером. Именно здесь он и познакомился со своей будущей женой Клавдией. В 1937 они создали семью.

Дедушка участвовал в войне с белофиннами, а когда началась Великая Отечественная война, сразу ушел на фронт. Воевал он на Калининском фронте. В 1941 году шли тяжелые бои под Москвой, дедушка был шофером и возил на своей полуторке на передовую боеприпасы. В тяжелые дни блокады возил по Ладожскому озеру продукты в Ленинград. Дедушка участвовал в освобождении Смоленска, Великих Лук. В бою под городом Ржевом был тяжело ранен, и после лечения в госпитале демобилизован. В 1943 году вернулся домой инвалидом 2 группы. Дедушка награжден юбилейными медалями: «25 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»,

После войны стал работать шофером в совхозе. Вместе с моей бабушкой они воспитали 7 детей: 3 сына и 4 дочери. Прожили они вместе 53 года. Бабушка 15 лет охраняла склады с зерном, а дедушка ездил в дальние рейсы.

Умер дедушка в 1990 году в возрасте 77 лет, а бабушка сейчас на заслуженном отдыхе. Ей 86 лет, за ней ухаживают ее дети и внуки.

Судьбы бабушки и дедушки очень похожи и тесно переплетаются. И это неудивительно, ведь они люди одного поколения. Их детство прошло в суровые военные годы. Их семьи приложили все силы для победы над фашизмом.

Глава II.

Мама и папа.

Семья наша образовалась от слияния двух фамилий: Осиповых и Фокеевых. Большая и дружная наша семья состоит из 12 человек: папа – Фокеев Юрий Васильевич, мама – Фокеева (Осипова) Александра Петровна, братья – Алексей, Сергей, Александр, Петр, Андрей, сестры – Марина, Наталья, Татьяна, Светлана и я, самая младшая, Надежда. Когда семья состоит и семи «я» - радость, а из 12 – радость, куда большая. Нашу семью называют «кузницей животноводов», наверное, потому что родители всю жизнь трудились в животноводстве ОПХ «Красный Октябрь» и шестеро моих братьев и сестер также трудятся в этой сфере сельскохозяйственного производства.

Мой папа родился 24 ноября 1948 в совхозе Красный Октябрь. Детство его прошло в суровые послевоенные годы. В 1966 году он окончил среднюю школу и в 1967 пошел служить в армию. Отслужив, он поехал учиться в Елабугу на ветеринара. В 1970 году, получив диплом, он вернулся в село и стал трудиться в животноводстве.

Мама моя родилась 31 июля 1952 года с селе Урганча. После окончания школы, в 1969 году, она уехала в г. Чистополь и работала на часовом заводе «Восток» сборщицей часов. Осенью 1973 года она с подругами приехала на уборку урожая в совхоз «Красный Октябрь», где познакомилась со своим будущим мужем – Фокеевым Юрием Васильевичем. В феврале 1974 года они поженились и образовали новую ветвь на родословном древе семьи Фокеевых. Мама стала работать учетчицей на МТФ.

Наш папа трудолюбивый, уравновешенный, спокойный и любящий человек. Он 23 года проработал «ветеринарным доктором» на ферме, где лечил маленьких поросят и телят, следил за тем, чтобы за ними был хороший уход и было достаточно корма, ведь от этого зависит их прибавка в весе. Свою работу папа любил и относился к ней добросовестно, за что его уважают в нашем селе. Но с 1990 года папа на инвалидности с диагнозом «полиартрит», передвигается он только на инвалидной коляске. Тем не менее он не утратил чувство умора, любит общаться с людьми, стремиться быть в гуще событий.

Меня с самого маленького возраста удивляет, как наша мама успевает всех накормить, приголубить, ведь всем детям нужна ее доброта и внимание, а детей у мамы 10 человек, за что она награждена медалями «Материнская слава» I, II и III степени. С раннего утра уходила мама на работу на ферму, а затем спешила домой, чтобы со своим хозяйством управиться, ребят накормить и проводить кого в школу, кого на работу. Сейчас мама на заслуженном отдыхе, но не любит сидеть сложа руки: варит, стирает, убирает, вяжет, а также ухаживает за папой.

Материнская любовь греет нас всегда, и нет дороже и роднее человека, чем мама. Я очень люблю свою маму. После школы спешу домой, чтобы помочь ей по хозяйству, выполняю все ее просьбы и поручения и прислушиваюсь к ее советам и наставлениям. Я благодарна ей за все, чему она меня научила. У нее спокойный и доброжелательный характер, в ее сердце есть место всем детям: пятерым сыновьям и пятерым дочерям.

Глава III.

Братья и сестры.

Самая старшая моя сестра Марина родилась 1 декабря 1974 года. Будучи школьницей, в возрасте 12-14 лет, она стала ходить с мамой на ферму, а в 16 лет уже самостоятельно обслуживала группу из 25 коров. Марину не раз награждали почетными грамотами и ценными подарками. В 2002 году она принимала участие в конкурсе «Лучшая доярка района», а в 2004 на 8 марта была приглашена на встречу с Шаймиевым.

Брат Алексей 1977 года рождения с малых лет вместе с родителями ходил на ферму. Его тянуло к животным, он старался помочь отцу в уходе и лечении животных, поэтому после окончания 9 классов без раздумий пошел работать на ферму. Ему поручили ухаживать за молодняком. Работа была для него удовольствием. В 1995 году Алексей ушел в армию. Служил в пограничных войсках на Дальнем Востоке в городе Забайкальске. Отслужив, он снова пошел работать на ферму. К своей работе Алексей относится очень добросовестно. Любовь к работе и животным приносит свои плоды. За добросовестный труд его неоднократно награждали ценными подарками. Его считают одним из лучших животноводов в хозяйстве частного предпринимателя Зубова. Животные у него всегда ухожены, в помещении МТФ чистота и порядок. Осенью 2007 года за хороший суточный привес (864гр) Алексея наградили именными часами.

Сестра Наталья 1979 года рождения окончила школу и поступила учиться на повара-кондитера в Нижнекамское училище. После учебы она устроилась на работу в столовую, но проработала там всего один год. Пошла работать Наташа на МТФ дояркой. Кропотливый труд, чуткое отношение к животным отличают ее в работе. К каждой своей питомице она относится с душевной теплотой и животные отвечают ей высокой продуктивностью. За хорошие показатели и добросовестный труд в марте 2003 года Наталья ездила в Казань на встречу с президентом РТ М.Ш.Шаймиевым. У нее много почетных грамот и ценных подарков за хорошую работу.

14 марта 1980 года родилась моя сестра Татьяна. В отличие от своих братьев и сестер она семейную традицию продолжить не захотела. Окончив среднюю школу, Таня поступила учиться на продавца в Нижнекамское училище, а после окончания учебы осталась там работать. В 2002 году она вышла замуж на Макарова Сергея Петровича и через год у них родилась дочь Дарья. В настоящее время Татьяна вместе с мужем работает на Нижнекамском химкомбинате: она продавцом, он слесарем.

Брат Сергей 1982 года рождения очень подвижный, шустрый, заводной с молоком матери впитал в себя любовь к труду, к животным, к родной земле. Еще в школьном возрасте в летнее время он работал в совхозе: пас скот. А 1 сентября на линейке его постоянно награждали ценными подарками за хорошую работу. В 1999 году окончив среднюю школу, пошел работать на СТФ. Работал Сергей не покладая рук, добиваясь высоких показателей: получал по 450-500 гр. привеса ежедневно. Небольшого роста, проворный, он успевал делать все дела на рабочем месте и помочь родителям по хозяйству. После реорганизации совхоза Сергей трудится в животноводстве у ч/п Зубова.

Брат Александр также пошел по стопам родителей. В 1999 году после окончания 9 классов пошел работать в животноводство. Саша трудолюбивый человек и очень ответственно относится к своей работе. Еще в детстве он ухаживал за домашними животными на своем подворье, во время летних каникул работал пастухом. Руководство совхоза неоднократно отличало добросовестный труд Александра благодарностями и ценными подарками. Ведь он добивался высоких показателей, ежедневный привес составлял 450 гр. Труд приносит ему моральное удовлетворение и возможность материально обеспечить себя и свою семью. Сашу уважают на работе. Сейчас он работает у ч/п Зубова на МТФ скотником. Зимой подвозит корма на ферму, а в весенне-осенний период пасет скот на пастбище, добиваясь хорошей упитанности и высоких надоев. В свободное время любит рыбачить, собирать грибы, ягоды.

Брат Петр, как мне кажется, у нас самый серьезный и ответственный человек. По словам мамы, не было такого дня, чтобы он не выучил уроки или пропустил учебу без уважительной причины. По всем предметам он успевал на «4» и «5». Во внеурочное время Петя занимался спортом, принимал активное участие в районных спортивных соревнованиях. Каждое лето во время школьных каникул он работал в совхозе. Аккуратно и добросовестно выполнял все поручения. Среди друзей и товарищей пользовался уважением. В 2003 году после окончания школы Петя поехал в Нижнекамск и выучился на газоэлектросварщика. В 2005 году ушел в армию, служил в ракетных войсках стратегического назначения. Вернувшись домой в 2007 году, пошел учиться в школу милиции в городе Набережные Челны. Сейчас Петр работает в Новошешминском ОВД в звании младшего сержанта.

Сестра Светлана родилась в 1988 году, росла спокойным прилежным ребенком. В детстве она ходила вместе с мамой на ферму, помогала ей в уходе за животными. В 2005 году света окончила школу и поступила учиться в Чистопольский сельскохозяйственный техникум на бухгалтера-экономиста. Получив диплом об окончании в 200г году она вернулась домой и пошла работать лаборантом в ООО «Кулон».

Брат Андрей 1990 года рождения оказался самым неспособным к учебным наукам, зато трудолюбия у него хватит на десятерых. Андрюша любит лошадей, он с детства дневал и ночевал на ферме, помогая старшим братьям и сестрам. В 2005 году, закончив основную школу, он не раздумывая пошел работать к ч/п Зубову В.С. на МТФ. Андрюша трудится в родильном отделении фермы и ухаживает за новорожденными телятами. Он очень любит животных и говорит, что маленькие телята как дети доверчивы и благодарны за уход и ласку. С малых лет приученный к труду Андрей старательно выполняет свою работу и добивается полной сохранности молодняка. Огромное трудолюбие, чувство ответственности за жизни маленьких питомцев, отзывчивый характер – все черты нашего младшего брата Андрея.

Заключение

Изучив краткую историю своей семьи, я узнала историю моего поселка. Работая над данным материалом, у меня возник ряд проблем :

Нет архивных данных о моих предках XIX века;

Мало сохранилось семейных документов, отражающих события середины XX века;

Совершенно не осталось материала о родословной моего деда по папиной линии.

Несмотря на существующие проблемы, я хотела бы еще раз обратиться к словам историка О.В. Ключевского « Изучаем дедов, узнаем внуков, то есть узнаем себя». На мой взгляд, каждый уважающий себя человек обязан узнать историю соей семьи, свою родословную. Это очень интересно и познавательно. Ведь у каждого в доме хранятся памятные семейные реликвии, о которых вам могут рассказать бабушки и дедушки.

Опираясь на проведенные исследования, я сделал следующий вывод: только тот может себя считать гражданином и патриотом соей страны, то знает свои корни, свои истоки.

Список литературы


    1. Официальные документы (Аттестаты, дипломы, военный билет, удостоверения, памятный знак, охотничий билет).

    2. Большая Советская Энциклопедия.

    3. Гончаров Ю.М. Историческое развитие семьи в России в XVIII – нач. XX века. Преподавание истории в школе №7 2001год с.27 – 30.

    4. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XX век. СССР в годы Великой Отечественной войны.

    5. Зима Д. И. Тайна имени. М., 2003 год

    6. Карнович Е. П. Родовые прозвания и титулы России. М., 1991 год

    7. Миронов Б.Н. Социальная история России. Т.1. с.341.

    8. Семенова Л.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России. Л, 1982. с.12.

Приложение №1

Брат Петр


Наша дружная семья.


Сестра Марина





Бабушка и дедушка


Брат Петр


Сестра Светлана


Сестра Марина

Приложение №2

Имена нашей семьи.

Что они означают?

Наталья - имя происходит от латинского слова `наталис` - родной.

Марина - имя происходит от латинского слова `маринус` - морской.

Татьяна - имя по одной из версий имеет древнегреческое происхождение и означает `устроительница, учредительница`.

Сергей - имя происходит от римского родового имени Сергиус, что означает `высокий, высокочтимый`.

Александр - имя происходит от греческих слов, `алекс` - защитник и `андрос` - мужчина.

Алексей - имя происходит от древнегреческого слова `алекс`, означающего `защищать

Светлана - имя славянского происхождения, от слова `светлая`.

Андрей - в основе имени лежит греческое слово `андрос`, означающее `мужчина`.

Петр - имя происходит от древнегреческого слова `Петра`, означающего `утес, каменная глыба`.


Министерство образования и науки Республики Калмыкия
МБОУ «Красномихайловская СОШ имени Т.Т.Шерета»
Районный конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Бичкн Торксм»

Номинация: «Поиск»

Тема работы: «Моя родословная»
Подготовил: Куликов Владислав Романович,
учащийся одиннадцатого класса
МБОУ «Красномихайловская СОШ имени Т.Т. Шерета»
Домашний адрес: 359023 Республика Калмыкия Яшалтинский район с. Матросово ул. Пионерская, 4
Контактный телефон участника:89618430420
Руководитель: Фоменко Лариса Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
Адрес ОУ: 359023 Республика Калмыкия Яшалтинский район с.Красномихайловское ул. Школьная,7
Контактный телефон: т. 89061765491
Жизнь человека - только миг
В безбрежном времени Вселенной,
И только в памяти живых
Она становится нетленной.
Всё это так. Да вот беда,
Что забываем иногда,
Откуда мы, кто наши предки?
Такие случаи нередки…
И дух наш, продолжая жить,
Во внуков, правнуков вольётся,
И никогда не оборвётся
Веков связующая нить.
Г.И. Кабаев
В этих строках очень просто толкуется понятие «человеческая память, счастье». Оно – в семье. «Где одному не справиться, там род поддержит», - гласит народная мудрость. И на самом деле так. В самые трудные минуты жизни именно близкие, родные люди становятся надежной опорой и защитой. Человек же, любой человек, - лишь звено в цепочке поколений.… Одно поколение сменяется другим, передается какой-то опыт. А ведь передать своим детям, внукам можно не только какие-то материальные ценности, но и бесценный духовный опыт. Я уверен, что, учитывая ошибки прошлого, легче познать себя, определить своё предназначение и место в жизни, познать свою собственную ответственность перед семьей. Почитать и уважать предков, хранить память о них – раньше это было едва ли не священной обязанностью каждого. Сейчас мало кто знает о своих дальних родственниках. Но, думаю, каждый мыслящий человек хотя бы раз задавался вопросом: «А какова моя родословная? Как выглядит моё семейное, фамильное генеалогическое древо?». Попытался и я сделать первые, робкие, даже неумелые шаги по составлению родословной: «Я – семья – род». Оказывается, это очень интересно – изучать свои корни. Большая информация, в некотором смысле историческая, хранится в домашнем архиве. Самая большая архивная ценность моей семьи – это старые, уже пожелтевшие фотографии. Рассматривая, на первый взгляд, какие-то чужие лица, пришёл к выводу: я даже не подозревал, что у меня столько родных.
Семейную линию папы я не знаю, так как папа с нами не живёт. А семейную линию по линии мамы я изучил рода Хамутовских - Мозговых. Из семейных преданий известно, что родоначальником нашего рода был в молодой поляк знатного происхождения Хамутовский, который относился к польской шляхте и в конце 17 века любился в белорусскую крестьянку. И так как отец не согласился на брак, то он отказался от наследства, женился на крестьянке, и стал жить с ней на территории Белоруссии. Это первые упоминания о моих предках, которые дошли к нам. Для своего времени он был образованным человеком, поэтому все последующие поколения старались дать детям хорошее образование. Моего прапрадеда по линии Хамутовских звали Афанасий Васильевич (1898-1942) , а прапрабабушку Анастасия Петровна (1899-1948). У прапрабабушки Анастасии Петровны девичья фамилия была тоже Хамутовская, с мужем они были однофамильцами. Семья была большая, состоявшая из 11 детей: Григорий (20.02.1920- 03.03.2001г), Бронислав (1922-1943- подорвался на мине во время оккупации Белоруссии немцами), Винцент (1923-1947 умер от болезни), Юзя (1925), Михась (1927-1928), Ганна (1929), Петро (1931- 1933), Виктор (1936-1943 получил смертельное осколочное ранение в живот), Ева (15.07.1941). Мой прадедушка Хамутовский Григорий Афанасьевич родился 20 февраля 1920 года в Гомельской области Белоруссии.
Прадедушка был старшим ребёнком в семье, ему пришлось рано идти работать в леспромхоз, заготавливать лес. В 1940 году был призван в армию в пограничные войска Карело-Финской ССР.
Когда началась война, то на третий день попал в окружение. Из 80 человек осталось 24. Выходя из окружения, они спасли знамя части. Потом прадедушку Гришу определили в 368 стрелковый полк 7-й армии. Под Выборгом снайпер ранил его в руку. Мой прадедушка освобождал блокадный Ленинград, Карелию, форсировал Шую, где был ранен осколочным снарядом в ногу, а также был контужен. Три месяца пролежал в госпитале города Шарья. В Смоленске был ранен в спину. Летом 1944 года был демобилизован домой. У моего прадеда очень много орденов и медалей.
До войны прадедушка Гриша женился, у него родилась дочь Галина в 1940 году. Когда он вернулся, то ему сообщили, что его жена и дочь погибли во время бомбёжки. Прадедушка женился через некоторое время на моей прабабушке Сугак Надежде Лукьяновне (1922-11.04.1981г). У них родилось 5 детей: три сына – Пётр (09.10.1946), Григорий (03.09. 1948), Леонид (06.03.1952-16.07.2007, мой дедушка), две дочери – Александра (29.07.1956), Галина (09.01.1964). В 1962 году переехали из Белоруссии в Калмыкию, где прадедушка прожил до самой смерти. Вместе с дедушкой в Калмыкию из Белоруссии переехали и его родные сёстры: Юзя с семьёй, а Ганна и Ева создали семьи уже на гостеприимной калмыцкой земле. В Белоруссии в этот период было очень тяжело, так как народное хозяйство было разрушено, так как в течение почти четырёх лет Белоруссия была оккупирована немцами. Люди работали за трудодни. А в калмыки в это время за работу давали деньги. Жить стало намного легче большой многодетной семье, в которой уже было четыре ребёнка. И уже спустя два года у них родилась последняя дочь Галина уже в Калмыкии. А в 1967 году нашлась его первая дочь Галина. И у дедушки стало две дочери Галины: Галина большая и Галина маленькая, как он их называл. Прадедушка до выхода на заслуженный отдых работал животноводом. За свой труд имел много грамот.
В 1981 году не стало супруги, она умерла после продолжительной болезни. Но прадедушка стойко перенёс это горе, которое с ним разделили 5 детей, 11 внуков.
Прадедушка Гриша прожил долгую и счастливую жизнь, умер он 3 марта 2003 года.
Ближе и роднее всех мне бабушка Валентина Васильевна. Её муж, мой дедушка Леонид Григорьевич, к несчастью, уже умер. Очень жаль. Он любил свою семью, свой дом. С любовью ухаживал за всем этим и нас учил быть ответственными хозяевами. Братья дедушки Пётр и Григорий живут в селе Матросово, а сёстры: Александра в г.Ипатово, Галина в г.Гаврилов Ям Ярославской области. У них есть дети. У их детей – свои дети. Так что у меня много – много братьев и сестер, двоюродных, троюродных. Я живу в дружной семье Хамутовских-Мозговых, в которой каждый заботится о своих родных, готов прийти на помощь. Моя мама Куликова Светлана Леонидовна работает Заведующей складом в Матросовском детском доме. Старшая сестренка Оля, ей 20 лет, учится в Московском Гуманитарном Университете на 4 курсе по специальности «Таможенное дело». Мы с сестрой, как и все наши родные, любим свою семью, наш дом. Любим создавать в нем уют. Любим семьей просто отдыхать на природе. Это очень здорово, когда все собираются вместе, приходят дяди, тети, любимая бабушка. У меня есть ещё две родные тёти: Снежана Леонидовна Олиферович, она семьёй проживает в г.Элиста, и тётя Лариса Леонидовна Фоменко с семьёй проживает в с.Красномихайловское. Мои тёти работают учителями русского языка и литературы: тетя Снежана в СОШ№4 г.Элиста, а тётя Лариса –мой учитель русского языка и литературы. У тёти Снежаны двое детей: Ирина, ей 20 лет, учится в РГТУ г. Москвы на 3 курсе, и Дмитрий, ему 17 лет, он ученик 11 класса СОШ№17 г.Элисты- это мои двоюродные брат и сестра, которых я очень люблю.
У моей бабушки Валентины Васильевны девичья фамилия Мозговая, она родом из села Солёное. Такая фамилия даётся людям умным. Моя бабушка училась, только на «5». Закончила школу с медалью. Во время учёбы в школе, она как отличница, активистка побывала во Всесоюзном лагере «Артек» в 1964 году, у нас сохранилось много фотографий про артековские будни бабушки. Тётя Снежана закончила школу с серебряной медалью, она была в пионерском лагере «Орлёнок». Моя родная сестра Оля окончила школу тоже с серебряной медалью, поэтому мне немножко стыдно, что у меня появилось много четвёрок. Моя прабабушка – Мозговая Мария Кондратьевна- родилась 29 сентября 1918 года в селе Яшалта Яшалтинского улуса Ставропольской губернии. Помимо прабабушки в семье было ещё двое детей - брат Григорий, 30 .01.1921 года рождения и сестра Ульяна, 1924 года рождения. Её отец, мой прапрадедушка, Мозговой Кондрат Петрович, был командиром Красной Армии во время Гражданской войны. Прапрадедушка во время Гражданской войны воевал в Закарпатье, освобождал Дон.
В 1933 году во время страшного голода, прапрабабушка Надежда Егоровна сильно заболела и 18 суток находилась в состоянии летаргического сна. Доктор села Букоткин Елисей приходил каждый день наблюдал за её состоянием, колол какие-то уколы, наверное витамины. На 17 день у прапрабабушки Нади перестал прощупываться пульс, не слышно было никакого сердцебиения (хотя до этого было слышно очень медленное). Доктор сказал, что нужно похоронить. Приготовились к похоронам, на следующий день дети чего-то испугались и начали кричать, так её разбудили. После долгого восстановления, прапрабабушка осталась жива. Через год прапрадедушка Кондрат Петрович стал болеть, так как боевые ранения давали о себя знать. В 1934 году после непродолжительной болезни прапрадедушка Кондрат умер. Он похоронен на площади возле Дома Культуры в селе Солёное. На могиле прапрадедушки и ёщё четырёх героев Гражданской войны установлены каменные плиты без каких-нибудь надписей.
Рано осиротев, прабабушке пришлось очень тяжело, так как основная тяжесть домашнего труда легла на её плечи, как на старшую в семье.
Настало ещё более тяжёлое время для всего советского народа. Началась война. Тыл был как передовая. Все, кто остался в тылу, взваливали на себя тяготы жизни: работали по 16-18 часов. И с тревогой ждали вестей с фронта. И все с надеждой слушали репродуктор. Во время войны, в 1941 году, прабабушка начала работать почтовым агентом. Она работала на коммутаторе, при помощи азбуки Морзе передавала сообщения.
Брат Григорий 14 декабря 1940 года ушёл на действительную службу. А через полгода началась война. Он был зенитчиком. Приходили долгожданные письма с фронта. Они шли не в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольниками. В письмах домой он писал, что сбили несколько вражеских самолётов. И каждое его письмо заканчивалось строками: «Враг будет развит, победа будет за нами!» Он свято верил в это, как и миллионы советских граждан. В одном из боёв 1941 года прадедушка Григорий был ранен в ногу, ему оторвало пятку. Он был отправлен в госпиталь. В последнем письме домой он писал, что раны его ещё не зажили, а их гонят на передовую. Больше никаких известей от него не было. И только в 1947 году на официальные запросы родственников пришло уведомление, что Мозговой Григорий Кондратьевич без вести пропал.
Младшая сестра прабабушка Ульяна тоже работала на почте. Она возила заказные (секретные) письма. По этому случаю ей было выдано оружие- пистолет.
Когда немцы стали приближаться к району, то прапрабабушка Надежда Егоровна боялась, что их могут выдать немцам, как семью командира Красной Армии. Поэтому в спешном порядке были сожжены все документы.
Из Эсто-Хагинки пришёл приказ уничтожить коммуникатор, чтобы связь не досталась немцам. И начальник Степновской конторы связи Адольф Петрович (фамилию не помнят), зашёл с топором и стал перерубывать кабели связи. Но перед этим по рации работники почты района прощались друг с другом, плакали, ведь каждый знал, что могут больше никогда не встретиться.
Когда в село Яшалта (Солёное) вошли немцы, то они согнали работников почты и некоторых жителей в здание бывшего маслозавода, заперли их там. И на следующее утро должны были расстрелять. Но в 4 утра их освободили красноармейцы. Поэтому не произошла такая трагедия, как в соседнем селе Красномихайловское.
Многое для меня было тайной. Я смог добраться в своем исследовании до пятого колена. По мере исследования, я узнавал, кем были и чем занимались мои родные, также составил семейное древо и герб.
Изучение родословной – это настоящее исследование. Изучая историю своего рода, своей семьи, я узнал много нового, интересного о жизни и исторических событиях, соответствующих каждому поколению, значит, и об истории родной страны.
Я совершил увлекательное путешествие, как мне показалось, в далекое прошлое. В эти минуты я понимаю, что моё фамильное древо очень крепкое и сильное. Изучая его, я узнал, кто такие тесть и теща, свёкор и свекровь, деверь и золовка, зять и невестка, шурин и свояченица. Уверен, что познание своего рода просто необходимо продолжить, чтобы подарить уже своим потомкам бесценную реликвию в виде генеалогического древа, семейного альбома… Воспитание патриотизма начинается в семье, со знания истории своего рода. Как говорил известный российский историк В.О.Ключевский, «…изучая предков, мы изучаем себя». «Чтобы любить родину, - писал академик Д.С. Лихачев, - надо знать, за что её любить, надо знать ее историю, знать героев и их великие подвиги».
Я думаю, чтобы любить свою семью, своих предков, надо знать историю рода, ее радостные и трагические страницы.
Я горжусь своей семьёй, своими предками, своей родиной.
Я вырасту, и родословная, составленная мной, будет передаваться из поколения в поколение моими детьми, внуками и т.д., значит, память о нашем роде останется бессмертной.
Хамутовский Афанасий Васильевич и Хамутовская Анастасия Петровна:
Хамутовский Григорий Афанасьевич(20.02.1920- 03.03.2001г)- мой прадедушка:
Хамутовский Пётр Григорьевич (09.10.1946г)- сын прадедушки; родной брат моего дедушки, проживет в селе Матросово
Хамутовская Инна Петровна (17.04.1971)- двоюродная тётя, работает в Яшалтинской ЦРБ медсестрой в детском отделении;
Хамутовская Юлия Александровна (26.09.1992)- троюродная сестра, студенка, проживает в Таганроге
Хамутовская (Пономарёва) Жанна Петровна (27.11.1973)- двоюродная тётя, проживает с семьёй в г. Таганрог, парикмахер
Пономарёв Денис Михайлович (27.07.1993)-троюродный брат, студент Гаврского университета, Франция
Пономарёва Диана Михайловна (2001)-троюродная сестра, школьница
Хамутовский Григорий Григорьевич (03.09.1948)- сын прадедушки, родной брат моего дедушки, проживает в селе Матросово
Хамутовская (Фоменко) Ирина Григорьевна (24.09.1971)- проживает в с. Троицкое Целинного района Республики Калмыкия со своей семьёй:
Фоменко Юрий Анатольевич (1989)-троюродный брат, проживает в с, Троицкое
Фоменко Александр Анатольевич (1991)- троюродный брат, проживает в с. Троицкое
Хамутовский Эдуард Григорьевич (27.01.1973)- двоюродный дядя, проживает с семьёй в с. Матросово
Хамутовская Юлия Эдуардовна (12.03.2004)-троюродная сестра, студентка Ростовского техникума путей сообщения
Хамутовская Елизавета Эдуардовна (10.11.2001)- троюродная сестра, ученица 5 класса МБОУ «Красномихайловская СОШ»
Хамутовская Анна Григорьевна (14.09.1975)- двоюродная тётя, проживает в г.ЭлистаГрицина Евгений Андреевич (27.08.1991)- троюродный брат, проживает в с. Красный Партизан
Грицина Андрей Андреевич (18.04.1993)- троюродный брат, проходит службу в рядах Российской А рмииХамутовская алина Андреевна (21.01.2001)- троюродная сестра, ученица 7 класса СОШ№2 г.ЭлистаХамутовский Леонид Григорьевич (06.03.1952-16.07.2007)- мой дедушка
Хамутовская (Олиферович) Снежана Леонидовна (14.12.1970)- родная тётя, проживает в г.Элиста, работает учителем русского языка и литературы СОШ№ 4
Олиферович Ирина Викторовна (10.01.1993)- двоюродная сестра, студентка 3 курса РГТУ г. Москва по специальности «Ресторатор»
Олиферович Дмитрий Викторович (08.12.1995)- двоюродный брат, ученик 11 класса СОШ№17 г.ЭлистыХамутовская (Фоменко) Лариса Леонидовна (13.08.1972)- родная тётя, проживает в с. Красномихайловское, работает учителем русского языка и литературы
Хамутовская (Куликова) Светлана Леонидовна (24.06.1974)- моя мама, работает завскладом в Матросовском детском доме
Ахматханова Ольга Усмановна (26.06.1992)- моя родная сестра, студентка 4 курса МГЭУ г. Москвы по специальности «Таможенное дело»
Ахматханов Владислав Усманович (06.06.1999)- это я, ученик 8 класса МБОУ «Красномихайловская СОШ»
Хамутовская (Стрельцова) Александра Григорьевна (29.07.1956)-дочь прадедушки, родная сестра моего дедушки, проживает в г.Ипатово Ставропольского края, работает ЧП
Стрельцов Эдуард Владимирович (03.08.1973)- двоюродный дядя, пограничник, находится в длительной командировке
Стрельцова Татьяна Эдуардовна (1997)- троюродная сестра, ученица 10 класса СОШ№12 г. Ипатово
Стрельцова Ольга Эдуардовна (2001)- троюродная сестра, ученица 5 класса СОШ№12 г. Ипатово
Стрельцов Александр Владимирович (15.07.977)- двоюродный дядя, проживает в г. Калининград, работает дальнобойщиком
Стрельцов Артём Александрович (2000г) – троюродный брат, ученик 6 класса в г. Калининград
Стрельцов Олег Александрович (2004)- троюродный брат, ученик 2 класса г. Калининград
Хамутовская (Леванова) Галина Григорьевна (09.01.1964)- дочь прадедушки, родная сестра дедушки, проживает в г.Гаврилов Ям Ярославской области, работает воспитателем детского сада
Леванов Анатолий Викторович (19.12.1984)- двоюродный дядя, проживает в г. Гаврилов Ям, работает дальнобойщиком
Леванова Диана Анатольевна (05.03.2008)- троюродная сестра
Леванов Александр Викторович (04.08.1990-28.08.1995)- двоюродный дядя
Хамутовский Бронислав Афанасьевич (1922-1943- подорвался на мине во время оккупации Белоруссии немцами)
Хамутовский Винцент Афанасьевич (1923-1947 умер от болезни)
Хамутовская (Капустинская) Юзя Афанасьевна(1925-1994), её дети, внуки, правнуки, праправнуки:
Капустинский Сергей Григорьевич (27.07.1948г)- двоюродный брат моего дедушки, его дети, внуки,правнуки:
Капустинская (Маковецкая) Алёна Сергеевна (16.03.1971)- троюродная тётя, воспитатель в Матросовском детском доме, её дети и внуки
Маковецкая Ирина Сергеевна (15.09.1989)- четырёхюродная сестра, не работает, недавно закончила СГУ по специальности «Учитель географии»- проживает в с. Матросово
Менкедыков Артём Антонович (25.12.2008)
Менкедыкова Антоновна
Маковецкая Светлана Сергеевна (21.04.1991)- четырёхюродная сестра
Касимов
Капустинский Анатолий Григорьевич (06.09.1951)- двоюродный брат моего дедушки, проживает в с. Матросово
Капустинский Алексей Григорьевич (17.07.1954- 01.09.2007)- двоюродный брат моего дедушки, его дети:
Капустинская Наталья Алексеевна (1980г)- проживает в Ростовской области Сальском районе п. Целина - имеет троих дочерей: Светлану, Галину и Татьяну
Капустинская Татьяна Алексеевна (1984)- проживает в Ростовской области Сальском районе п. Целина - имеет дочь Ольгу
Капустинская Миланья Григорьевна (06.07.1956- 06.12.1993)- двоюродная сестра моего дедушки, её дети и внуки:
Иваненко (Овчинникова) Лариса Ивановна (12.11.1971) - троюродная тётя, проживает с семьёй в с Солёное
Иваненко Елена Николаенва (14.04.1991)- проживает в с. Солёное
Овчинников Алексей Владимирович - ученик МБОУ «Солёновская СОШ»
Овчинников Андрей Владимирович- ученик МБОУ «Солёновская СОШ»
Иваненко (Шульга) Светлана Ивановна (26.09.1974)- троюродная тётя, проживает с семьёй в с. Солёное
Шульга Галина Геннадьевна- ученица МБОУ «Солёновская СОШ»
Шульга Сергей Геннадьевич- ученик МБОУ «Солёновская СОШ»
Хамутовский Михась Афанасьевич(1927-1928),
Хамутовская Ганна Афанасьевна (1929)- дочь прадедушки, сестра дедушки проживает в с. Матросово
Хамутовский Анатолий Владимирович (01.05.1957)- двоюродный брат моего дедушки, проживает в с. Матросово
Хамутовская (Масыч) Марина Анатольевна (06.07.1981)- троюродная тётя, проживает с семьёй в г. Таганрог, кандидат наук, преподаёт в университете
Масыч Елизавета Викторовна (2007)- четрёхюродная сестра
Хамутовский Александр Анатольевич (05.03.1986.)- троюродный дядя, проживет с семьёй в г. Самара, работает программистом
Хамутовская Кира Александровна (17.09.2012)-его дочь
Хамутовский Дмитрий Анатольевич (11.06.1987)- троюродный дядя, проживает с семьёй в г. Новочеркасск, военный
Хамутовский Даниил Дмитриевич (17.1.2011)
Хамутовский Петро Афанасьевич(1931- 1933),
Хамутовский Виктор Афанасьевич(1936-1943 получил смертельное осколочное ранение в живот),
Хамутовская (Волошина) Ева Афанасьевна (15.07.1941).


Кем были наши предки, какой след они оставили на земле, как они жили, что за судьба была у них? Всё это не просто очень интересно, познавательно – всё это поучительно, заставляет нас посмотреть с новой точки зрения на прошлое, настоящее, будущее. Кем были наши предки, какой след они оставили на земле, как они жили, что за судьба была у них? Всё это не просто очень интересно, познавательно – всё это поучительно, заставляет нас посмотреть с новой точки зрения на прошлое, настоящее, будущее. Никто из нас не свалился с луны. Все мы – ветви и листья огромного и переплетенного общечеловеческого дерева. Б. Агатов





Генеалогия – (с греческого – родословная) это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая происхождение и родственные связи исторических лиц, родов, фамилий. Сегодня генеалогией может заниматься каждый, кому интересна история семьи. Генеалогия, как знание родства, появилась вместе с человеческим обществом и живет на всех этапах его развития.


Существует два вида родословий: Существует два вида родословий: - восходящее (от потомка к предкам) - восходящее (от потомка к предкам) - нисходящее (от предка к потомкам) - нисходящее (от предка к потомкам) Родословия могут быть смешанными, мужскими и женскими. Родословия могут быть смешанными, мужскими и женскими. Изображаться могут в виде вертикальных, горизонтальных и круговых схем. Изображаться могут в виде вертикальных, горизонтальных и круговых схем.


Мужским нисходящим родословием называется такое родословие, которое указывает все потомство данного родоначальника, но происшедшее лишь от мужчин, относительно женских представительниц рода оно ограничивается указанием имени их супругов. Смешанным нисходящим называется такое родословие, которое указывает решительно на все потомство данного родоначальника, как происшедшее от мужчин, так и от женщин. Подобное родословие не является, конечно, родословием одной фамилии. Оно охватывает огромное количество родов, происшедших от одного родоначальника по женским линиям. Смешанное нисходящее родословие фигурирует чаще всего в процессах о наследствах. В восходящем родословии объектом исследования является лицо, о предках которого собираются сведения. С него начинают, затем уже идут по восходящим ступеням или коленам, то есть к отцу, деду, прадеду и так далее. Это первоначальный вид родословия, когда у исследователя еще мало сведений, когда он последовательно идет от известного к неизвестному. Смешанным восходящим родословием называется родословие, которое указывает всех предков данного лица, как по мужской, так и по женской линии.





Различают несколько степеней кровного родства: 1 степень родства – родители и дети; отец и мать по отношению к своим детям – сыну или дочери. 2 степень родства – дед, бабка и внуки. Дед – отец, бабушка – мать твоих матери или отца. Внук – сын, внучка, дочь сына или дочери. 3 степень родства – дядя и тетя и их племянники. Дядя – брат, тетя – сестра отца или матери по отношению к их детям. Племянник, племянница – сын и дочь брата или сестры. 4 степень родства – двоюродные братья и сестры – дети твоих дяди или тети – по отношению к тебе, ты им тоже двоюродный брат или сестра. А также двоюродные дед или бабка и внучатые племянники. Двоюродные дед и бабка – брат или сестра твоих дедушки или бабушки по отношению к тебе. Ты по отношению к ним – внучатый племянник или племянница. 5 степень родства – троюродные сестры и братья – дети двоюродных братьев или сестер по отношению друг к другу.










Кяхтинское районное управление образованием

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Наушкинская средняя общеобразовательная школа

671820, п.Наушки Кяхтинского района РБ, ул.Железнодорожная,2

тел. (8-301-42) 94-7-34, gmail.com >

Конкурс «Моё родовое древо»



Выполнила: Февралева Виктория

Класс: 6А

Адрес: Бурятия, Кяхтинский р-н,

пос. Наушки,

ул.Железнодорожная 8 кв.8

Руководитель:

Посохова Наталья Дмитриевна

Исследовательская работа "Моя родословная"

Февралёва Виктория, ученица 6А класса

План:

1.Введение. Цель и задачи работы

2.Родословная нашей семьи:

б) биография Веры Федоровны Февралевой

в) потомки Февралевых

г) семья Февралевых сегодня

3. Заключение

4. Список литературы

Введение

Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Наша семья – это тот островок, где тебя всегда примут, выслушают, успокоят. Все члены моей семьи имеют свою историю, которая передается от старшего поколения младшему. Мне было очень интересно узнать о своей родословной. Это и стало целью моей работы. Для того чтобы это узнать я определила для себя следующие задачи:

1) выяснить, откуда произошла наша фамилия;

2) узнать о родоначальнике нашей семьи;

3) отыскать литературу, в которой написано о нашей родословной;

4) расспросить у деда и бабушки о предках нашей семьи;

5) выстроить генеалогическое древо своего рода

Во время написания работы я побывала в краеведческом музее имени академика В. А. Обручева города Кяхта (Приложение 1). Так же в работе я использовала рассказы моей бабушки - Любовь Ивановны Февралевой, моего деда – Михаила Михайловича Февралева.

Все сведения, которые я получала от бабушки и деда, а так же в музее были записаны мною в Дневник поиска (Приложение 2), который был заведен мною в сентябре 2008 года.

В основной части моей работы дан анализ ряда литературных источников, редких книг, в которых говориться о предках по линии отца, раскрывается история возникновения фамилии, показана тесная взаимосвязь Февралевых с декабристами.

Ожидаемые результаты:

Восстановление ветвей генеалогического древа Февралёвых,

Осуществление взаимосвязи между поколениями семьи,

Создание семейного архива Февралёвых.

Родословная нашей семьи

а) история возникновения фамилии Февралевых

От своего деда Февралева Михаила Михайловича я узнала о том, что наша семья родом из села Поворот Селенгинского района. Так же дед рассказал мне о том, что его прабабушка была по национальности чистокровная бурятка. Она была одной из первых учителей в одной из школ города Троицкосавска – ныне город Кяхта. Дед сказал, что об этом написано в книге «Кяхта», которая имеется в краеведческом музее в Кяхте. Это и подтолкнуло нас с мамой поехать в краеведческий музей в Кяхту.

В музее нам удалось приобрести эту книгу. Она называется «Кяхта. Памятники, истории и культуры» (Приложение 3). В этой книге, действительно, упоминается о том, что некая В. Ф. Февралева была преподавателем одного из училищ города Троицкосавска. Написано об этом и в другой книге – «Календарь по Забайкалью на 1901 год». Для того чтобы узнать подробнее о В. Ф. Февралевой мы обратились в музее к заведующей отделом редких книг Любовь Андреевне Филлиповой. Любовь Андреевна дала нам «Памятную книжку Забайкальской области на 1897 год», из которой я узнала, что Вера Федоровна Февралева была учительницей во 2-ом Троицкосавском приходском училище (Никольское), где обучалось 62 мальчика. Год рождения ее не известен. В этой же книге говорится об отце Веры Федоровны. Он – крещеный бурят из села Поворот Селенгинского уезда. Крестился в феврале – отсюда фамилия Февралевы.

В статье М. Белокрыса «Редкие книги», напечатанной в журнале «Байкал» №4 за 1973 год (Приложение 4) говорится о жителе села Новоселенгинска Викторе Февралеве, который подтвердил эти данные. Он рассказывает о том, что «… семья Февралевых происходит из старинного села Поворот, расположенного недалеко от Новоселенгинска, по Кяхтинскому тракту. Родоначальником династии был крещеный бурят Федор Февралев, фамилию свою он получил, вероятно, оттого, что крестился в феврале. Февралев будто бы лично знал Бестужевых и принимал какое-то участие в строительстве их дома». Далее М. Белокрыс обращается к письмам декабристов селенгинского периода и пишет о том, что «… прибыв к месту поселения осенью 1839 года, Бестужевы сразу пришли к мысли о постройке отдельного удобного дома. В одном из писем Николай Бестужев упоминает о том, что «…среди подрядчиков, строителей, работников, посещавших его по этому поводу, много бурят». Из другого письма: «Теперь беспрестанные подряды с бурятами, кто подряжается ставить бревна, кто доски, кто заплотник, кто драньё, кто жерди». Изучив эти письма, автор статьи делает выводы о возможности общения моего прапрапрадеда Федора Февралева с декабристами именно на почве строительства дома.

б) Биография Веры Федоровны Февралевой

М. Белокрыс в этой же статье рассказывает об одной удивительной книге, на которой имеется автограф мой прапрабабушки Веры Федоровны Февралевой. Это книга К. Батюшкова «Опыты в стихах и прозе». Автор статьи делает выводы о том, что эта книга, скорее всего, принадлежала братьям Бестужевым. А так как на книге есть автограф моей прапрабабушки, возможно, что она была очень хорошо с ними знакома и общалась.

Также имеются сведения о том, что моя прапрабабушка была видным политическим и общественным деятелем города Троицкосавска. Она входила в кружок прогрессивной интеллигенции, где занималась обсуждением разных вопросов, сотрудничала в газете «Байкал». В журнале «Бурятиеведение» 1929 год (Приложение 5) рассказывается о революционном движении в городе Троицкосавске. Здесь приводятся воспоминания моей прапрабабушки «…ученическая молодежь первая заволновалась, когда телеграф принес известие о Всероссийской забастовке». В то время учащиеся Троицкосавских средних учебных заведений сорганизовались в свой ученический союз, устраивали собрания и пытались повлиять на улучшение школьного дела, отправляли своих представителей на ученические собрания. Моя прапрабабушка пишет «Помню, одна из делегаций заявила нам о своем требовании, вынесенном ими на своем собрании, отменить плату за учение, уничтожить форму, заменить многие учебники, отменить отметки». Заявление это было передано школьному начальству и удовлетворено полностью.

В 1920-х годах (точная дата смерти неизвестна) Веры Федоровны не стало.

в) потомки Февралевых

Мой прапрадед Февралев Василий – муж Веры Федоровны, проживал на своей малой родине в селе Поворот. Из рассказа моего деда М. М. Февралева я узнала, что Февралев Василий участвовал в первой мировой войне. Во время боевых действий был травлен газом. Вернулся домой больной, постоянно кашлял и поэтому рано умер. Его жена была учительницей и тоже умерла рано, в молодом возрасте. У них остались маленькие дети. Один из них Февралев Михаил Васильевич – мой прадед. После смерти родителей он жил сиротой в селе Поворот. В 14 лет женился на Мостовской Александре Павловне. У них в хозяйстве появилось два коня и свой дом. Михаил Васильевич стал заниматься извозом. Подвозил китайцев по Кяхтинской дороге до границы в Кяхту. На это и жили. У них было 6 детей: Анна, Зинаида, Анатолий, Сергей, Михаил и Владимир. В годы Великой отечественной войны прадед был призван на фронт в желдорбат. Участвовал в боевых действиях по освобождению Чехословакии, Венгрии. Дошел до Берлина. Был награжден многими медалями (Приложение 6). В это время Александра Павловна участвовала в строительстве Кяхтинского тракта. В связи с этим вынуждена была переехать с детьми на местожительство в поселок Калинишна Кяхтинского района. По окончание войны Михайл Васильевич со своей семьей в поисках заработка переехал жить в деревню Кирилловка (ныне поселок Наушки) Кяхтинского района. Он устроился в НГЧ плотником, построил дом на берегу Селенги. Александра Павловна занималась детьми и подсобным хозяйством. Сын Михаила Васильевича – Михаил Михайлович является моим дедушкой. После окончания средней школы окончил Гусиноозерское училище, где получил две специальности: автослесарь и электрик. Затем был призван в армию. В армии за отличную службу мой дед был награжден медалью «100 лет со дня рождения Ленина». После армии Михаил Михайлович женился на моей бабушке – Краснояровой Любовь Ивановне. Родом она из села Дурёны Кяхтинского района. После окончания школы поступила в педагогическое училище №1 и успешно его окончила. Затем работала в школе учителем начальных классов. У Михаила Михайловича и Любовь Ивановны родилось трое детей: Ольга, Юрий и Елена.

Бабушка была вынуждена перейти на работу в военную часть машинистом водоэлектроустановок. Дед в то время работал в пункте технического обслуживания Восточно-Сибирской железной дороги ст.Наушки начальником рефрижераторного поезда и часто бывал в разъездах. Бабушке приходилось одной справляться с хозяйством, растить детей. Поэтому она и перешла из школы на сменную работу. Затем дед попал под сокращение и стал работать в ОАО «Бурятнефтепродукт» поселка Наушки электриком. В настоящее время Михаил Михайлович имеет звание «Ветеран труда» и находится на заслуженном отдыхе. Любовь Ивановна также находиться на заслуженном отдыхе (Приложение 7).

г) семья Февралевых сегодня

Мой отец – Юрий Михайлович Февралев (Приложение 8) родился 02 апреля 1971 года в поселке Наушки. По окончании школы был призван в армию. Затем решил связать свою жизнь с железной дорогой, работал в Гусиноозерской дистанции пути бригадиром. В 2000 году женился на моей матери Черных Эмме Николаевне. 25 мая этого же года родилась я – Февралева Виктория. В 2004 году мой отец окончил Улан-Удэнский колледж железнодорожного транспорта. В настоящее время папа трудится слесарем в ремонтном депо на ст.Наушки.

Моя мама родилась 08 июня 1976 года в поселке Горхон Заигреавского района. После школы поступила в педагогическое училище №2 города Улан-Удэ. После окончания училища работала воспитателем в детском саду №58 «Золушка» города Улан-Удэ. В 2002 году окончила Бурятский государственный университет. В настоящее время мама работает в Бурятской таможне. В 2009 году была награждена Почетной Грамотой Федеральной таможенной службы Российской Федерации.

Сейчас я учусь в 4 «а» классе Наушкинской средней школы. Люблю рисовать, читать книги, занимаюсь вокалом. Мечтаю стать врачом – стоматологом, а еще хочу быть похожей на своих предках, чтобы мои дети могли гордиться мной, как я горжусь своими папой и мамой, бабушками и дедушками.

Мой брат – Февралев Святослав родился 28 февраля 2006 года. Сейчас ему 3 года. Он посещает детский сад «Тополек» в поселке Наушки, любит играть машинками, петь, читать стихи. Святослав – будущий продолжатель рода Февралевых. Когда он подрастет, то обязательно узнает о том, откуда произошла наша фамилия, кто был родоначальником нашей семьи, какой вклад внесли наши предки в историю нашей страны и обязательно передаст это своим детям.

Заключение

Каждый человек должен знать свою родословную, потому что история одной фамилии – это составная часть истории нашего края. По родословной Февралевых мы можем узнать многие исторические факты. Например: декабристы в Забайкалье, крещение бурят, революционное движение в Троицкосавске, развитие школы в нашем районе, строительство Кяхтинского тракта. Поэтому я считаю, что эта тема очень интересная и нужная.

Мне удалось решить все поставленные задачи в своей работе. Я выяснила происхождение своей фамилии, узнала о родоначальнике нашей семьи – Федоре Февралеве, а также узнала много интересного о других своих предках и составила генеалогическое дерево нашей родословной (Приложение 9). Теперь я с большой гордостью буду носить свою фамилию и постараюсь сделать все для того, чтобы и мои потомки могли гордиться своими предками, своей фамилией.

Список литературы

1.Белокрыс М. Редкие книги.- // Байкал: журнал.– Улан-Удэ, 1973, №4. – стр. 151.

Краевед – библиограф Белокрыс М. излагает поиск сведений о редких книгах. На одной из книг - автограф Февралевой В. Ф. Автор ищет владелицу книги и выходит на декабристов в Селенгинске.

2. Гилёв П. К истории общественно-революционного движения среди учащихся Прибайкалья в 1905-1907 г.г. - // Бурятиеведение: журнал.- Верхнеудинск, 1929, №1-2.- стр.152

Дана общая ситуация в городе в годы первой русской революции. Упоминается В.Ф. Февралева, как автор воспоминаний.

3. Календарь по Забайкалью на 1901 год. – Чита, 1900. – стр.86.

В сведениях по городским Троицкосавским училищам сообщается, что в 3-м приходском училище для мальчиков работала учительницей Февралева Вера Федоровна.

4. Памятная книжка Забайкальской области на 1897 год. – Издание Забайкальского статического комитета, 1897 год. – стр.96.

Даны сведения о первых училищах города Троицкосавска. Сообщается о том, что в Никольском училище преподавала Вера Федоровна Февралева.

5. Попова Е. Е. Кяхта. Памятники истории и культуры: путеводитель. – Москва, 1990. – стр.29.

Приводится упоминание о преподавателе училища Вере Федоровне Февралевой.




Мое родовое древо
















просмотров