Учёные: Чем выше уровень образования супругов, тем меньше у них детей. Количество детей в семье: установки и репродуктивное поведение
Группа американских учёных изучила влияние склонности людей выбирать себе партнёров сходного уровня образования на плодовитость и генетический облик будущих поколений. Исследователи пришли к выводу, что хотя менее образованные люди действительно размножаются быстрее более образованных, это вряд ли связано с их генами. Соответствующая опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences .
Учёные использовали данные Общенационального исследования здоровья и жизни на пенсии в США (U.S. Health and Retirement Survey). В них они пытались найти корреляции между образовательным уровнем, генотипом, ростом, индексом массы тела и частотой депрессий среди супругов. Для своей работы они отобрали данные о 4686 европеоидных парах супругов, родившихся между 1920 и 1955 годами.
Сопоставление подтвердило, что для всех этих возрастных групп было свойственно подбирать себе в качестве супругов людей с близким уровнем образования. Так, лица со средним образованием чаще вступали в брак с особами противоположного пола, закончившими аналогичные учебные заведения, то же было верно и для людей с высшим образованием.
При этом супруги с более высоким образовательным уровнем имели в среднем меньше детей, чем менее образованные пары. Супруги большего роста также в среднем имели меньше детей, чем низкорослые. Однако неожиданностью оказалось то, что по генотипам корреляций практически не было.
Известно, что шансы получить более высокое образование коррелируют с определёнными наборами генов. Но разницы по среднему числу детей между лицами, имевшими "благоприятный" для образования генотип, и всеми остальными не наблюдалось. Иными словами, связи между генотипом и плодовитостью обнаружено не было. Аналогичным образом никаких корреляций не удалось установить и между средним числом детей и индексом массы тела или склонностью к депрессиям.
После появления систем массового образования человечество находится в ранее нетипичных для него эволюционных условиях. По российского биолога Александра Маркова, в наше время "выбор глупых женщин в постоянные партнёры может иметь адаптивный смысл", поскольку известно, что во многих обществах в нынешний период истории люди с низким уровнем образования и с низкими результатами тестов на IQ оставляют больше детей. Сходная ситуация наблюдается в разных странах мира. В ряде африканских государств образовательный уровень большинства супругов не превышает средней школы, в то время как в других государствах он существенно выше. За счёт большей плодовитости численность населения в первых странах энергично растёт, в то время как во вторых часто сокращается.
Рождаемость для каждой страны имеет огромное значение. Если в государстве этот показатель на низком уровне, то создается угроза для территориальной целостности страны. Высокая рождаемость и низкая улучшают , гарантируют сохранение нации. Статистика рождаемости позволяет отслеживать необходимые показатели.
Рождаемость также является показателем уровня страны. В бедных государствах, где люди получают маленькую , обычно высокий уровень , детей на свет появляется мало. В развитых странах, где хорошие условия для проживания, население не боится рожать по несколько малышей.
Динамика численности населения в РФ
В таблице представлена статистика рождаемости в России по годам. По ней можно судить о том, как менялся естественный прирост населения:
Год | Количество рожденных детей | Общая численность населения |
1927 | 4 688 000 | 94 596 000 |
1939 | 4 329 000 | 108 785 000 |
1950 | 2 859 000 | 102 833 000 |
1960 | 2 782 353 | 119 906 000 |
1970 | 1 903 713 | 130 252 000 |
1980 | 2 202 779 | 138 483 00 |
1990 | 1 988 858 | 148 273 746 |
2000 | 1 266 800 | 146 303 611 |
2010 | 1 788 948 | 142 865 433 |
2015 | 1 940 579 | 146 544 710 |
2016 | 1 888 729 | 146 804 372 |
Чтобы выяснить, какого пола детей появляется на свет больше, существует статистика рождаемости мальчиков и девочек. Рассмотрим показатели по городу Новополоцк. В 2014 году появилось на свет около пятисот детей женского пола и почти шестьсот мужского. 2015 год ознаменовался рождением 595 мальчиков и 537 девочек. По другим населенным пунктам дело обстоит примерно также.
Статистика рождаемости девочек и мальчиков говорит о том, что младенцев мужского пола появляется на свет больше.
- Чеченская республика.
- Ингушетия.
- Ямало-ненецкий автономный округ.
Наихудшие показатели имеет:
- Тюменская обл.
- Псковская обл.
- Тульская обл.
Общая численность продолжает уменьшаться, несмотря на то, что смертность не превысила статистику рождаемости в России в 2016 году. При этом в государстве вышло на более высокий уровень. Статистика рождаемости за 10 лет показывает, что Россия занимала 63 место в мире (данные за 2016 год) по естественному приросту населения. В таблице отображены основные причины, по которым умирали россияне (период с января по август 2016 года):
Количество человек (в тысячах) | |
716,7 | |
198,2 | |
13,5 | |
5,7 | |
16,3 | |
7,2 | |
Инфекций | 21,8 |
Статистика рождаемости за 2016 год показывает, что плотность населения в РФ составляет 8,6 человек на 1 км². Это один из самых низких показателей в мире. Огромные территории просто пустуют. Деревни и маленькие города за последние 20 лет вымерли, а некоторые местности никогда не были заселены.
Ситуация в мире на начало 2017 года
Почти на 50 млн человек выросла рождаемость в мире по статистике на первую четверть 2017 года. Ежедневно в мире рождается несколько сотен тысяч малышей. Э тот факт можно проверить по счетчику населения земли в режиме .
Рождаемость и смертность за 2017 год в России
Россия всегда была самым большим территориальным государством в мире. Однако численность населения здесь неумолимо сокращается. Страна переживает демографический кризис. Согласно статистике рождаемости в России на начало 2017 года детей родилось меньше по сравнению с предыдущим годом.
Прирост населения в Беларуси и Украине
Статистика рождаемости по годам в Украине:
Год | Количество рожденных детей | Общая численность населения |
2000 | нет данных | 48 663 600 |
2005 | 426 100 | 47 100 462 |
2010 | 497 700 | 45 782 592 |
2015 | 411 800 | 42 759 300 |
Ниже представлена диаграмма со статистикой рождаемости в Украине, а также смертности по годам (за последние 25 лет). Он наглядно показывает, в какие годы численность населения страны росла, а в какие – снижалась.
Статистика рождаемости в Беларуси по годам:
Год | Количество рожденных детей | Общая численность населения |
2000 | 93 691 | 9 988 000 |
2005 | 90 508 | 9 664 000 |
2010 | 108 050 | 9 491 000 |
2015 | 119 509 | 9 481 000 |
Статистика рождаемости мальчиков в Республике Беларусь приводится в цифрах на графике ниже. Младенцев мужского пола рождается немного больше, чем женского пола. Но в последнее время количество рожденных мальчиков незначительно уменьшилось. Что касается численности мужского и женского населения, то, судя по таблице мужчин в Беларуси больше, чем женщин.
За последние годы в РФ и Украине численность населения снизилась, а в Беларуси выросла, статистика рождаемости и смертности в России подтверждает этот факт.
Количество детей в семье: установки и репродуктивное поведение
Очевидно, что количество детей в семье определяется, с одной стороны, репродуктивными установками супругов (в частности, установками на детность), а с другой - внешними обстоятельствами, которые, по оценке людей, могут благоприятствовать или не благоприятствовать реализации этих установок. Ниже представлены результаты одного из опросов , в ходе которого выяснялось, сколько детей люди имеют и в принципе хотели бы иметь, а также обсуждались ближайшие репродуктивные планы респондентов.
С одной стороны, говорить о массовой ориентации на многодетность сегодня не приходится: две пятых участников опроса (40%) заявили, что будь у них для этого идеальные условия, они хотели бы иметь двоих детей, еще 8% опрошенных и в идеальных условиях предпочли бы ограничиться одним. С другой стороны, говорить о "нормативной двухдетности" вроде как тоже нет достаточных оснований: треть респондентов утверждают, что при идеальных условиях хотели бы иметь троих (22%) или даже четверых и более (12%) детей.
Заявили, что вообще не хотели бы иметь детей, 7% участников опроса. Но делать поспешные выводы об их выраженной установке на бездетность не стоит. Присмотримся к этой группе внимательнее. На 77% она состоит из людей, которым более 45 лет. Скорее всего, они подразумевали, что уже больше не хотели бы заводить детей, какие бы условия у них ни были. Не исключено, что этот же смысл вкладывали в свой ответ и некоторые из опрошенных детородного возраста, уже удовлетворивших свою потребность в детях. Поэтому, чтобы получить более чистую оценку распространенности установки на бездетность, стоит посмотреть, какова доля нежелающих иметь детей среди бездетных респондентов в возрасте до 45 лет, - она же, согласно данным опроса, составляет 4% от общего числа опрошенных.
Реальное количество детей в российских семьях заметно отличается от желаемого. Четверть опрошенных (25%) сообщили, что детей у них нет. Естественно, эта группа формируется в основном за счет респондентов молодого возраста, еще не успевших обзавестись чадами. Так, в возрастной группе 18-25 лет доля не имеющих детей составляет, согласно опросу, 78%; в возрастной группе 26-35 лет - уже только 24%; в возрастных группах старше 36 лет - 8-10%. Далее, треть опрошенных сообщили об одном ребенке (31%), треть - о двоих (33%), 8% - о троих, у 4% - четверо детей и более. Распределение количества детей у респондентов по возрастным группам представлено на графике 1. Как и следовало ожидать, картины в трех возрастных группах старше 36 лет схожи. И, как видим, большинство респондентов останавливаются на одном-двух отпрысках.
Вообще, относительно установок на детность существуют два устойчивых стереотипа. Один гласит, что молодежь не желает обременять себя заботами, отказывать себе в жизненных удовольствиях и потому старается ограничиться меньшим количеством детей. Второй утверждает то же самое по поводу людей с высокими доходами - дескать, материалистические ценности и индивидуалистические устремления приводят к тому, что богатые заводят меньше детей, чем бедные. Посмотрим, подтверждаются ли эти расхожие мнения полученными в ходе опроса данными.
Очевидно, что зависимость установок на детность от возраста можно проверить только с помощью вопроса о желаемом количестве детей (табл. 1). Отметим, что в разных возрастных группах существенно различаются доли выбравших ответы "не хотел(-а) бы иметь детей" (неоднозначность такого ответа мы обсуждали выше) и "затрудняюсь ответить" (эту позицию чаще других выбирают самые молодые и самые пожилые респонденты). Но попробуем, не останавливаясь на этих различиях, представить общую картину. Мы увидим, что ответы респондентов разных возрастных групп в целом схожи, за исключением группы 18-25-летних: они несколько чаще остальных заявляют, что предпочли бы ограничиться одним ребенком (14% по сравнению с 6-9% в других возрастных группах), и реже сообщают о желании обзавестись тремя и более детьми (25% по сравнению с 34-39%). Кроме того, можно усмотреть некоторое различие между ответами 26-35-летних и 36-45-летних: установки первых несколько смещены в сторону двухдетности, установки вторых - в сторону предпочтения четырех и более детей.
Иначе говоря, определенные возрастные различия в установках на желаемое количество детей усматриваются, но они не столь существенны, как можно было бы ожидать, если бы снижение потребности в детях действительно было выраженным поколенческим феноменом.
Что касается связи между уровнем доходов и установкой на количество детей, то она действительно прослеживается - и в том, что касается фактического, и в том, что касается идеального числа детей (графики 2, 3).
Однако, на наш взгляд, обратная связь между уровнем дохода и реальным количеством детей - не более чем самоочевидная корреляция. Действительно, в семье с тремя детьми среднедушевой доход будет ниже, чем в семье с тем же совокупным уровнем заработка, но с одним ребенком или без детей.
Обратная связь между уровнем дохода и установками на количество детей также может быть простой корреляцией: ведь в семье, ориентированной на многодетность, вероятнее всего, детей уже больше (а значит, среднедушевой доход - ниже), чем в семье, ориентированной на малодетность. То есть приведенные данные не дают оснований говорить о том, что уровень дохода влияет на потребность в детях. Можно разве что сказать, что для одних важнее оказывается количество детей, а для других - уровень и качество жизни.
Чтобы проверить гипотезу о сниженной потребности в детях у людей с высоким уровнем дохода, следует, на наш взгляд, искать наличие такой связи в группах респондентов, гомогенных по количеству детей. И она обнаруживается только у тех, кто уже родил двоих детей: здесь люди с более высоким уровнем дохода действительно реже остальных выражают желание обзавестись еще одним или несколькими чадами (табл. 2).
Среди респондентов, имеющих одного ребенка, такой зависимости уже не наблюдается. А вот среди респондентов, еще не обзаведшихся детьми, ярко выражена даже обратная зависимость: чем выше среднедушевой уровень дохода в семье респондента, тем чаще он заявляет, что вообще-то хотел бы иметь двух и даже трех и более детей (табл. 3).
К сожалению, у нас недостаточно данных, чтобы объяснить, почему при изменении фактического количества детей в семье меняется зависимость между уровнем дохода респондента и желаемым количеством детей. Возможно, это биографичеcкий феномен: например, по мере насыщения потребности в детях происходит некая переоценка собственной жизненной ситуации и смещение репродуктивных установок. А возможно, это феномен возрастной (три группы, выделенные по количеству детей, заметно отличаются и по возрастному составу ), и дело в том, что в разных поколениях наблюдаются различные корреляции между уровнем дохода и потребностью в детях. Проверка как первой, так и второй гипотезы требует проведения дополнительных исследований.
В любом случае, повторим, универсальной зависимости между уровнем дохода и репродуктивными установками не наблюдается. Однозначного подтверждения гипотезы о сниженной потребности в детях у людей с высокими доходами мы также не получили.
Но вернемся к желаемому и фактическому числу детей. Из простого сопоставления двух рядов данных следует, что значительная часть россиян не полностью реализуют свои (декларируемые) установки на детность. Так, среди 36-45-летних респондентов (в большинстве своем, скорее всего, уже закрывших для себя вопрос с деторождением), 24% заявляют, что хотели бы иметь троих детей, еще 16% - что хотели бы иметь четверых и более. Однако обзавелись тремя-четырьмя детьми всего 8% и 6% соответственно (график 4).
Всего, согласно полученным данным, 57% опрошенных в возрасте 36-45 лет заявляют, что хотели бы иметь больше детей, чем у них есть; в группе 46-54-летних эта доля составляет 43% (в более молодых группах она, естественно, существенно выше - но эти респонденты, скорее всего, еще и не закончили свою репродуктивную деятельность).
Какие же причины мешают респондентам рожать столько детей, сколько они хотели бы? Всех участников опроса в возрасте до 50 лет спросили, планируют ли они рождение ребенка в ближайшие лет пять, и тех, кто делать этого не собирается, попросили объяснить, почему (вопрос задавался в открытой форме). Посмотрим, как отвечают на него те из опрошенных, кто утверждает, что хотел бы иметь больше детей, чем есть у него сейчас, но не планирует обзавестись потомством в обозримом будущем .
Респонденты старше 40 лет часто ссылаются на преклонный, по их мнению, возраст (хотя, конечно, это не единственная называвшаяся причина).
"Мне уже поздно заводить детей"; "возраст вышел"; "в моем возрасте уже с внуками нянчатся, а не с детьми"; "остарели"; "в мои годы это уже смешно" (ответы на открытый вопрос).
Респонденты моложе 25 лет, напротив, часто заявляют, что им заводить детей еще рано: не нашли спутника жизни, недоучились и не получили профессию, не обрели стабильного финансового положения.
"Мне еще рано об этом думать"; "молод еще"; "я еще не женат"; "сначала надо встать на ноги"; "сначала получу образование, работу - а потом буду планировать"; "сначала надо закончить учебу и устроиться на нормальную работу, чтобы обеспечить семью" (ответы на открытый вопрос). А вот среди респондентов среднего возраста (26-40 лет), в принципе желающих иметь больше детей, чем у них есть сейчас, наиболее частое объяснения отсутствия планов по обзаведению потомством - это финансово-материальные обстоятельства (на ту же причину, помимо возраста, часто ссылались и респонденты старше 40 или моложе 25 лет).
"Нет средств воспитывать"; "материальные и жилищные условия не позволяют, одного бы вырастить", "тяжелое материальное положение"; "зачем нищету плодить?"; "трудно прокормить даже одного"; "условия жизни не позволяют"; "все платно - тяжело", "по нашей жизни и одного трудно вырастить"; "нет квартиры, не смогу обеспечить им достойное образование, достойную жизнь"; "нет материальных возможностей растить детей, плохие жилищные условия" (ответы на открытый вопрос). Характерно, что и респонденты с низким, и респонденты с относительно высоким уровнем среднедушевого дохода в семье в равной мере склонны объяснять отказ от рождения еще одного ребенка недостаточным материальным благополучием - и даже говорят об этом одними и теми же словами. Ниже приведены высказывания респондентов из двух разных доходных групп, уже родивших двоих и желающих иметь троих и более детей, но пока что не планирующих их рождение (ссылки на возраст и личные обстоятельства мы опустим). "Нет денег, не позволяют жилищные условия"; "финансовая проблема, жилье"; "нет условий, нет работы"; "денег не хватает"; "этих хоть вырастить"; "нам не потянуть финансово"; "этих не прокормишь - зарплата маленькая" (ответы на открытый вопрос респондентов с уровнем дохода меньше 2000 рублей в месяц на человека в семье). "Нет жилья, финансовые проблемы"; "для этого нужны условия"; "финансовые возможности не позволяют"; "этих надо поднять"; "нет жилищных условий"; "очень дорого стоит поднять детей"; "полная нищета"; "нет средств" (ответы на открытый вопрос респондентов с уровнем дохода больше 3000 рублей в месяц на человека в семье). Остается заключить, что - по меньшей мере, на уровне фасадных ценностей - большинство россиян полагают: ребенку необходимо обеспечить определенный уровень жизни, некий минимальный соцпакет. Представления же о "необходимом минимуме" у всех, естественно, разные - для кого-то это еда и одежда, для кого-то - отдельная комната, качественное медицинcкое обслуживание, хорошее образование, отдых за границей и т. д. Самостоятельная, экзистенциальная ценность детей (установка на обзаведение ими вне зависимости от наличных условий) как бы отходит на второй план. В этом отношении, пожалуй, можно согласиться с исследователями, толкующими об "эпохе детоцентризма": центральным оказывается вопрос не о том, что дети могут дать родителям, а о том, что родители могут дать детям.
1 - Общероссийcкий опрос населения от 20-21 мая
2006 года (100 населенных пунктов, 44 субъекта РФ, 1500 респондентов).
2 - Средний возраст бездетных респондентов составляет
30 лет, средний возраст однодетных - 44 года, средний возраст двухдетных
- 51 год.
3 - Доля таких людей составила 35% от означенной
возрастной группы, или 20% по выборке; для сравнения: доля желающих
иметь больше детей, чем есть, и планирующих ими обзавестись в ближайшие
пять лет - 29% от группы, или 16% по выборке.
Ирина Брост
Ответы детей можно оценивались как низкий, средний или высокой уровень.
Ответы детей можно оценивались как низкий , средний или высокой уровень :
Низкий уровень . Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной положительной направленности. Представления о природных объектах и их существенных свойствах поверхностны, часто неадекватны. Дети в целом понимают, что нельзя наносить вред природным объектам, но не осознают почему.
Средний уровень . Дети в целом проявляют к природе положительное отношение. У детей сложились некоторые существенные представления о природных объектах. Представления о нормах отношения к животным и растениям становятся более дифференцированными. Знают правила поведения в природе, мотивируют необходимость их соблюдения отдельными ценностями природных объектов.
Высокий . Для детей характерна выраженная положительная направленность отношения к природе. У них сформирован широкий круг представлений о природных объектах и явлениях. Мотивом бережного отношения к природе выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.
Результативность процесса экологического воспитания детей определялась с помощью педагогической диагностики. С этой целью были разработаны параметры оценки и диагностические карты уровня развития представлений по экологии и практические задания для проведения диагностики В процессе диагностики можно решать ряд взаимосвязанных задач :
Изучение уровня детей из области экологии ;
Изучение уровня соответствующих содержанию проекта ;
Изучение уровня сформированности трудовых умений и навыков по уходу за живыми объектами;
Изучение уровня сформированности отношения к природе – природоохранное, гуманное, эстетическое, познавательное.
На начальном этапе работы по проектам были получены следующие результаты :
- уровень сформированности представлений у детей из области экологии составил - 49%;
- уровень сформированности познавательных и речевых умений, соответствующих содержанию проекта – 54% ;
- уровень сформированности трудовых умений и навыков по уходу за живыми объектами -65%;
- уровень сформированности отношения к природе – природоохранное, гуманное, эстетическое, познавательное –66%
Публикации по теме:
На осенних прогулках мы собираем различный природный материал: шишки, желуди, каштаны, ягоды рябины, семена растений, листья. Из них мы.
Вот и закончился учебный год - прошли выпускные в детских садах, закончились хлопоты по организации праздников для детей, родителей и сотрудников.
Оформили Воспитатели МБДОУ №43 г. Сыктывкар Политова М. С., Кекиш Л. Н. Снежная пекарня Александрова А. Мы, ребята, зиму Любим горячо.
Памятка для воспитателей «Как можно заменить слово «учить» в календарном планировании» Как можно заменить слово «Учить» в календарном планировании (памятка) ФОРМИРОВАТЬ (способности, умения, знания, мотивацию) ПОБУЖДАТЬ детей.
Мастер-класс для воспитателей по нетрадиционной технике рисования «Как можно больше разнообразия» Мастер - класс для воспитателей «КАК МОЖНО БОЛЬШЕ РАЗНООБРАЗИЯ» Нетрадиционная техника рисования. Аширова Н. Х. МБДОУ «Лямбирский детский.
Для детей группы от 3 до 4 лет Цель: Развитие конструктивных умений у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: Обучающие задачи: 1.
Ответы на вопросы викторины «С природой на ТЫ» Ответы: 1). Экология – с греческого языка слово «экология» значит – наука о доме. Потому что oikos – это дом, а logos – учение. 2).
В группе на 40% сократилось количество детей с очень низким уровнем развития долговременной слухоречевой памяти, на 20% возросло количество детей с низким уровнем развития слухоречевой памяти, и на 20% - со средним уровнем. Динамика развития долговременной слухоречевой памяти дошкольников составила 40%. Положительная динамика наблюдалась у 80% респондентов. У 10% динамики не наблюдалось, у 10% - динамика имела отрицательную направленность.
В выборке на 10% сократилось количество детей с очень низким уровнем развития смысловой памяти, на 20% - с низким. На 10% возросло количество детей со средним уровнем развития смысловой памяти, на 20% - с высоким. Динамика развития смысловой памяти дошкольников составила 30%. Позитивные изменения наблюдались у 90% респондентов. У 10% - изменения не наблюдались.
В результате коррекционной воздействия в группе сократилось на 30% количество детей с низким уровнем развития фонематического слуха, на 30% возросло количество дошкольников с высоким уровнем развития фонематического слуха. Итак, динамика развития фонематического слуха составила на 30%. Положительная динамика наблюдалась у 60% респондентов. У 40% уровень развития фонематического слуха остался на прежнем уровне.
Дополнительно для определения достоверности эффективности коррекционного воздействия используем Т-критерий Вилкоксона. Вычисление критерия основано на выделении типичных и нетипичных сдвигов.
Математическая обработка результатов исследования указала на то, что коррекционно-развивающую работу следует продолжить и полученная динамика в развитии слухоречевой памяти дошкольников с ОНР III уровня является не случайной.
А значит выдвинутая нами гипотеза о том, что трудности развития слухоречевой памяти у детей с нарушениями речи связаны с недостаточным формированием фонематического слуха. Преодоление этих трудностей возможно при условии разработки системы коррекционных мероприятий, включающих игры и упражнения на развитие фонематических процессов.
Юность – время выбора профессии
Юность – это время выбора жизненного пути. Юноши строят планы, которым суждено или не суждено будет сбыться в зрелости. Начинается и реализация поставленных целей – работа по выбранной специальности, учёба в вузе, иногда создание семьи.
Юность – всего лишь начало взрослой жизни, и иногда воспринимается как черновик, который можно отлож...
Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные
периоды брака
Специалисту по психосоциальной работе знакома проблема анализа факторов семейного благополучия-неблагополучия. Сложность семьи как социальной системы и психологической общности людей разного пола, возраста, социальной и профессиональной принадлежности приводит к тому, что попытки выделения полного списка таких факторов могут оказаться б...
Стиль общения в структуре индивидуальности. Индивидуальные
различия (individual differences)
Для наиболее полного понимания вопроса рассмотрим его основные категории: индивидуальные различия и общение.
Система коммуникации обусловливает не только нашу уникальность как биологического вида, но и уникальность каждого человека. Речь и язык требуют адекватного физического и неврологического развития людей в сочетании с получением и...